«Записки старицы, получившей много милостей от Бога». Монахиня Амвросия (Оберучева) Новоспасский монастырь, 2009.

«Записки старицы, получившей много милостей от Бога». Монахиня Амвросия (Оберучева) Новоспасский монастырь, 2009.

Одна из наших сестер познакомилась с рукописью «Записок…» монахини Амвросии в начале 90-х годов прошлого века. Не имея возможности прочесть полностью, она умоляла владельца поскорее издать рукопись, таким сильным было впечатление от прочитанных страниц.
Прошло несколько лет, и на православных книжных прилавках появилась «История одной старушки» с подзаголовком на титульном листе «Очерки из многолетней жизни одной старушки, которую не по заслугам Господь не оставлял Своею милостию и которая считала себя счастливой всегда, даже среди самых тяжелых испытаний», цитирую по изданию Храма святых безсребренников и чудотворцев Космы и Дамиана (Москва, 2005 год, тираж 2000 экз.). Были и более ранние, сначала в мягкой обложке, потом в твердой глянцевой. Мы покупали эти книги в немалом количестве на подарки сестрам и гостям, советовали прочесть прихожанам и всем, кто просил помощи в разных житейских ситуациях.

Книга пронизана мироощущением благодарного человека. Теоретически все православные знают о том, что полагается благодарить Бога за все. А в жизни… Сколько вокруг нытиков, недовольных всем и вся, не желающих ничего терпеть. В наш монастырь, например, на протяжении многих лет приезжает паломница, которую сестры называли между собой скорбящей, чтобы отличать от другой В., тоже часто приезжавшей. Первая В. как-то услышала эпитет, вовсе не обиделась и теперь пользуется им как титулом, например, звонит и кричит в трубку: это скорбящая В., благословите приехать.

Матушка Амвросия была счастлива всю свою жизнь, насыщенную испытаниями не меньше, чем днями. Каков рецепт ее счастья? Она желала жить по воле Божией и с радостью исполняла это желание. Училась усердно, с удовольствием, потому что выбрала профессию врача, как наиболее угодную Богу, а став высококвалифицированным специалистом, успешный исход лечения объясняла, например, так: «Этот случай нисколько не зависел ни от моих знаний, ни от опытности, все произошло только по милосердию Божию».

Не шла на компромисс с совестью, как ни труден был нравственный выбор. Никогда себя не жалела: получив ранение, после перевязки снова вернулась помогать раненым. Грохот орудий вызывал у нее слезы только потому, что представляла, сколько солдат в этот момент жертвуют своей жизнью, умирают в мучениях от тяжелых ранений. Она любила Россию, сострадала страдающим, и Бог давал ей силы жить дальше.

Главы о жизни после принятия монашеского пострига (1919-1933 годы) изобилуют уникальной информацией. Здесь фрагменты бесед с оптинскими старцами Анатолием (Потаповым) и Никоном (Беляевым), письма о. Никона из Архангельской ссылки, довольно подробное описание уклада жизни сестер Шамординского монастыря перед закрытием и после, сведения о уставе, отношениях между сестрами, послушаниях. Книге «История одной старушки» просто нет цены.

Но к изданию Новоспасского монастыря есть замечания. В подзаголовке слово старушка заменено на претенциозную старицу, хотя эти слова отнюдь не синонимы. Матушка Амвросия училась у старцев не старчеству, а смирению, она никогда не причисляла себя к учителям даже в медицине, не говоря уже о духовной сфере. Считаем, что замена неуместна и огорчила бы автора, будь она жива. Так же смущает и определение издания в серию «Памятники агиологии». Согласны с М. Кучерской, высказавшей в предисловии к изданию храма свв. безсребренников Космы и Дамиана (М., 2006) надежду на то, что история многолетней жизни матушки Амвросии будет житием. Вот тогда «Записки …» действительно послужат материалом для богословского исследования на тему святости, которое займет свое место в серии «Памятники агиологии».

Жаль, что издатели очень вольно обращаются с рукописью. Одни разбивают текст на части и главы по годам, другие дают свое название сначала каждой части и главе, а потом и всей книге. Думается, «Историю одной старушки», написанную автором на основе собственных дневниковых записей, нельзя издавать под разными названиями ради привлечения новых читателей.

Завидуем тем, кто первый раз углубится в это насладительное чтение и получит большую пользу от общения с автором, искренне любящим Бога, свое Отечество и всех людей такими, какими их создал Всемилостивый Господь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *