Верными бывают только собаки?

Верными бывают только собаки?

Синодики православных не так давно пополнились именем Елены (Алены Милан): помните, ей предложили, ради бесплатного лечения, принять гражданство Израиля, а для этого, следуя государственному закону, записаться в анкете атеисткой. История обросла уже мифическими подробностями, но так или иначе Елена, крещенная в Православие, по отцу еврейка,  отказаться от христианства, пусть даже формально, не пожелала, опасаясь, что отречение «испортит ее отношения с Богом»; вскоре она скончалась.

Случай яркий и удивительный, во всяком случае по нашим временам, когда телесное здоровье, как всякий комфорт, ценится чрезвычайно высоко и стоит любых денег и жертв. Мы ходим в церковь, веруем в прекрасные вещи, исповедуемся, причащаемся, но Христос остается иконой в храме, а мы, отстояв службу, уходим в свою жизнь, которая мало отличается от жизни остального, языческого населения. Бытует даже распространенное выражение, дескать, во Христе можно только умирать, а как на земле жить Он не учил; вот те раз, о чем же Он говорил целых три года?
«Возьмите любые слова из Нового Завета и забудьте обо всем прочем, кроме одного: что мы обязаны их выполнять» – говорил замечательный мыслитель С. Кьеркегор. На планете и в наш век, как утверждают, дехристианизации, снова и снова появляются люди, которые понимают Евангелие буквально – и раздают имение бедным, служат прокаженным, ухаживают за умирающими в хосписах, подбирают на зимних улицах замерзающих бомжей и даже идут на смерть ради Христа.
За Христом толпами ходили те, кто присутствовал при умножении и раздаче хлебов или о том слышал, и те, кто жаждал исцелиться, и совопросники века сего, и просто любопытные. Но были и те, кто полюбил Его бескорыстно, пленившись невыразимой красотой Его божественной личности. Так и теперь: приходят к Нему за помощью, лечением, решением житейских проблем, следуя потребности наполнить пустую душу; вопрос в том, желаем мы безопасного, удобного, необременительного христианства или действительно любим Его, хотим служить Ему, сражаться против зла вместе с Ним, разделить Его страдания за мир, нести вместе с Ним крест.
Сколько разговоров вокруг аскетики: зачем ущемлять тело, мучить его поклонами, постами, стоянием в церкви, Бог же создал нас для радости; потом, главное ведь то что внутри: душа, сердце, доброта, сочувствие к беде ближнего; и исторические разыскания, и цитаты приведут, даже евангельские, типа «не то что входит в уста оскверняет человека». Но разве не очевидно, что высшие устремления человека всегда тормозятся низшими инстинктами телесного естества, а коли так, значит следует держать эти низшие в узде, приучать к дисциплине аскетическими упражнениями. А можно рассудить и еще проще: пост установлен, узаконен Церковью, устав нужно соблюдать и дискутировать не о чем.
«Верными бывают только собаки» – это из Интернета, о супружеских отношениях; в самом деле, клясться партнеру «я никогда не изменю» все  равно что обещать никогда не плакать или наоборот не смеяться. Вот одна особа по молодости, по глупости в студенческие годы вышла замуж за ровесника; ну, пока подрастали дети, на другое времени и сил не оставалось, а потом освободилась, пошла работать, встретила кого-то и  сломя голову ринулась устраивать новое гнездо, ну как же, личное счастье так редко выпадает, разве можно упустить! И горе детей побоку, и обескураженный муж не помеха, и прожитые годы псу под хвост, сказал же поэт, что
…для женщины прошлого нет,
Разлюбила – и стал ей чужой (Бунин).
Верность христианина мотивируется не правилами морали и нравственности, не супружескими обязательствами, не даже любовью и уважением к связанному с ним человеку. Верность обещается Богу – при венчании, а прежде того при крещении. «Верующий» и «верный» по-гречески одно и то же, поганые, как называли наши предки некрещеных, произошло от pagani, словца, которым римские воины клеймили нарушителей присяги.
Христос – знамение пререкаемое, т.е. такое знамя, перед которым осуществляют себя правда и неправда, верность и неверность. Свет пришел в мир, он же и суд (Ин. 3, 19), и всё обнажается, все проявляют самую суть в этом свете. Кто не со Мною, тот против Меня: кто не верен Христу, становится под другое знамя.
Предательство карается, все знают, что на чужих костях ничего не построишь, а почему, собственно? Потому, что предатель лишается Божией поддержки. Всем известен эпизод изложенный в житии святого мученика Никифора, память 9/22 февраля: священник Саприкий, готовясь принять мученичество за веру, отказался простить своего бывшего друга, а теперь врага, и прямо на плахе отрекся от Христа: силы кончились, ушла решимость терпеть страдания, потому что благодать Божия оставила нарушившего Его заповедь, а без благодати человек, начиная с Адама,   судорожно цепляется за физическое существование, ибо без благодати он всего лишь тварь дрожащая, уязвимая, немощная плоть, знающая только землю.
Однажды в Оптиной, каюсь, из любопытства, я украдкой достала записку из щели в кресте на могиле о. Василия (Рослякова); написано было следующее: «Батюшка! Помоги нам всей семьей в Америку уехать!». Конечно, любовь никому не навяжешь, в том числе и любовь к родине, но как-то все равно не верится, что православие может спокойно сочетаться с переменой отечества ради большей приятности жизни.
Сын Человеческий найдет ли веру на земле: христианство утрачивает свое высокое благородство, поскольку в ситуации нравственного выбора христиане всё чаще предпочитают собственное удовольствие; забывая о конечной цели своего бытия, ради которой нужно отвергнуться себя и взять крест, они выдвигают в качестве аргументов свободу личности и пожелание «всегда радуйтесь». Господь добрый, Он прощает, Он снисходит ко всем мерзостям, которые мы творим, приговаривая: «на всё воля Божья!».
В течение жизни нам предстоит умертвить множество плотских пожеланий, скверных помыслов, дурных привычек и обрести навыки, пригодные для Царства Небесного. Если поступки человека мотивируются исключительно телесными и бытовыми потребностями, значит, он отвернулся от Бога, забыл о неизбежном будущем и спасении души, то есть не имеет веры. «О горнем помышляйте, а не о земном», сказал апостол (Кол. 3, 2) – таково единственное средство к обновлению ума и нравственному преображению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *