Теплохладный мытарь гораздо хуже фарисея

Теплохладный мытарь гораздо хуже фарисея

Из года в год  в предпостовые дни слушаем в проповедях хуление фарисея и старшего брата в притче о блудном. И вдруг показалось, после многих лет, что Господь, приводя эти притчи, нечто иное имел в виду, не то, что мы сегодня слышим. Мы ведь что слышим? Мытарь – хороший, фарисей плохой, блудный сын – любимый, а старший завистник, подумаешь, обиделся, тельца пожалел родному брату! Мы, в сущности, злорадно осуждаем этих персонажей; для того ли их представил нам Господь?

А ведь сказано: мытарь «пошел оправданным в дом свой более, нежели тот», т.е. фарисей оправдан тоже. И старшему брату Отец говорит «ты всегда со Мною и все Мое твое»; такое единство дорогого стоит.

     Спаситель иллюстрирует этими повествованиями радость Свою о грешнике кающемся, Он хочет ободрить самых-самых отверженных, прожженных, махнувших на себя рукой, и тех, кто, представляя Бога грозным Судиею, страшится приступить к Нему, трепещет и не верит, что доступно для твари любить Его и быть Им любимым, и тех, кто вообразить не может, что слеза покаяния способна пробить толщу нашей мерзости, и тех, кто не знает, что обрести покой и радость можно только «к милосердным коленям припав». Именно поэтому в «отрицательные герои» определены «враг народа»-сборщик податей и юный охламон, гуляка и безобразник, одним словом, блудный.

     Но мы забываем, а большинство просто не в курсе, что фарисеи, по замечанию С.С. Аверинцева, отнюдь не были вульгарными лицемерами, обманщиками, которые выставляли напоказ внешние добродетели, а на самом деле грешили не меньше остальных.  Напротив, это были серьезные люди, ревнители, подвижники своей веры и в каком-то смысле герои своего времени, поскольку терпели угнетение и унижение со стороны тех самых налоговых инспекторов, мытарей. Они стремились понять и в точности исполнить Закон; они тщательно соблюдали правила своей религии, по-нашему сказать, они проявляли благочестие.

     А старший сын – иногда его отождествляют с образом ангелов Божиих, преданность которых Отцу Небесному не колеблется никогда; он не грешник, он не изменял Отцу, не уходил на страну далече, не валялся в грязи; таких людей мало, но они есть, даже сейчас, избранники, с детства имеющие веру и проводящие жизнь в богоугождении. Стоит ли клеймить его за маленькую слабость, проявленную, очевидно, по ревностной любви к Господу; ну, он не имеет такой  любви, как Отец, потом, он видел Отчие страдания, причиненные братцем, и в-третьих, не обязан он так сходу простить и поверить в перерождение искателя развлечений.

     Сегодняшний мытарь фарисеев, то бишь церковных фанатиков, терпеть не может: они упертые, у них правила, посты, рожи унылые, а мы не ханжи, мы люди свободные, современные, живем как нравится, под настроение и в храм заходим, и о Боге не прочь потолковать иногда, даже бокал за столом поднять за Его здоровье, а как же, так Он все ладно устроил для нас! А «старший брат», разумеется, обязан объятия раскрывать, однако при этом не обличать и не учить, ведь второй раз я могу и не прийти. Ну грешные, конечно, так все грешные, Он все прощает, что бы мы ни вытворяли.

     Сегодняшний мытарь схож с евангельским исключительно в нерадивости, покаяния, тем паче смирения он не нажил. Но «мы не имеем права, – говорил митрополит Антоний Сурожский – рассчитывать на то, что, прожив жизнь кое-как, не достойно ни себя, ни Бога, в последнее мгновение сможем сказать: Боже, милостив буди мне, грешному! – и что Бог поверит нам в этих словах».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *