Святой Игнатий Богоносец

Святой Игнатий Богоносец

Житие и Послания

О жизни неизвестно; в «Церк. истории» Евсевия Кесарийского: свт. Игнатий – второй после Еводия (третий после ап. Петра) епископ Антиохийский. 40 лет управлял антиохийской Ц. Родители язычники, он  сириец (не был гражданином Рима); писал по-гречески; Феофорос = Богоносец, имел Христа в сердце. историк Сократ: И. видел ангелов, прославляющих св. Троицу, и после того ввел антифонное пение, но пение уже существовало.

Пострадал при Траяне. До этого пережил гонение Домициана и скорбел, что не достиг соверш-ва, чтобы пострадать. Гонители – великие императоры: Траян, Марк Аврелий, Деций, Диоклитиан, а дурные: Коммод, Каракалла не трогали Ц. П.ч. великие видели в Ц. угрозу для гос-ва, империю обязаны были защищать. Траян опасался даже пожарных обществ, любых собраний. Ц. же относилась к ним благородно и почтительно и не сомневалась в их спасении, не обвиняла их и не клеймила. Есть сказание о свидании И. с Траяном, кот.прибыл в Антиохию после побед над скифами и даками и приказал хр-м приносить жертвы богам. И. сам явился к нему, чтобы защитить свою паству. Траян приказал сковать его и отправить в Рим для предания зверям.

Тяжелый путь из Антиохии в Рим, где кораблем, а где пешком, горами, безводной пустыней; 10 легионеров-леопардов были жестоки, вымогатели, помогали христиане на стоянках, беседовал с ними и приобретал славу. Встречали многочисленные делегации, епископы: Поливий из Тралл, Дамас из Магнезии, Онисим от Ефеса, а в Смирне – епископ Поликарп, кот. через 15 лет предстояло стать таким же мучеником. В Смирне написаны четыре Послания, краткие, к церквам Ефеса, Магнезии, Тралл и Рима. Всего Посланий семь: еще к филадельфийцам, смирнянам и к свт. Поликарпу, кот. их собрал. Умолял не ходатайствовать за него (цит. с. 368). Дата кончины традиционно 20 дек. 107, но исслед. 110 – 117 г.г. Остались косточки, кот. собрали и перевезли в Антиохию. Свидетели – многочисленные христиане молились в слезах (цит. с. 371).

Из Посланий (опубликованы в XV веке, на русском полный перевод 1779; о подлинности много споров, т.к. под его именем появилось еще 8 посл.) видно, что уже начались ереси, с кот. Ц. предстояла напряженная борьба. И. упоминает иудеохристианство и докетизм; обе выступали в христ. обличье, как всегда претендуя на «единственно подлинное хр-во».

Иудеохрист-во: соединение элементов иудаизма (верность ВЗ) и хр-ва, двоеверие. Докеты: Бог, будучи бесстрастным, не мог страдать на Кресте, а будучи трансцендентным, не мог стать человеком, поскольку все земное, материальное, тленное неспособно к спасению; тело есть зло и только душа ценна, как «я» человека. Чел. природа Христа призрачна и не вступала в контакт с «злой» материей.

Богословие свт. Игнатия

Гл. тема – единство хр-н. К ефесянам: «вы исполнили родственное дело», «за общее имя и упование». «Единомыслием и согласною любовью прославляется Иисус Христос». Бог есть Сам Высшее единство Троица (Тралл.).

Сотериология:

спасение людей совершается Сыном Божиим при содействии самих людей (синергия). Св. Дух вместе с Отцом и Сыном деятельно участвует в спасении (с. 391).

Христология:

четко различает две природы Христа (с. 389). Посл. К Магнезийцам: единство Христа с Богом Отцом (с. 402). Первым в ист. христ. богосл. Говорит о взаимообщении свойств обеих природ Господа.

О Церкви:

единение клира и мирян; единение вокруг епископа (с. 388); образ хора (с. 387); единство – неслиянное соединение, п.ч. каждый в хоре имеет свою партию, каждый делает свое дело.

Епископ

не есть внешний начальник, владычествующий ради  власти; он несет служение в неразрывном единстве с Церковью. Где епископ, там Ц. Церк. иерархия есть Божие установление. (О монастыре, единство, учительство, иерархия). Не от себя: ( с. 428). Первый употребил кафолическая Ц. (с. 437).Небесная Ц. соединена с земной, с Главой Христом во главе единой Ц. Говорит о чинах ангельских и дух.силах, кот. часто вторгаются в чел. мир, в т.ч. и сила сатаны, кот. побеждается единством.

Этика

свт. Игнатия. Одни носят на себе образ космоса (мира), они плотские, а верующие – образ Бога Отца через Иисуса Христа. Плотские не могут совершать духовного, а духовные – плотского. Имеет в виду внутр. устремленность мысли и воли чел-ка либо на Божественное, либо на телесное и земное. Это обнаруживается в делах хр-н, ибо «хр-во не есть дело убеждения, красноречия, языка, а в жизни по Богу: «лучше молчать и быть, чем говорить и не быть; хорошее дело учить, если тот, кто учит, делает то, о чем он говорит». (которые учат, как правило, делают очень мало для братства, закон, не напрягаясь живут и совесть их не обличает, когда надрываются другие). Идти путем Божиим, т.е. быть учеником Христа: хратить веру, любовь, кротость, молитву за других

Мистика, т.е. тайнозрительное богословие.

Пишет с наивысшим воодушевлением, на пределе искренности, как приговоренный к смерти (с. 419). К римлянам: соед. с Б. есть единственная вожделенная цель каждого хр-на. Встреча с Ним через муч. кончину. Не хочу более жить жизнью человеков. Желает перейти из жизни тленной, ненастоящей, в жизнь подлинную и вечную. Монашеское аскетич. богосл. очень восприняло эту тональность, «умирание для мира» и «память смертная». Пылкое благочестие, смирение, чистота, никакой искусственности, торжественное величие.

Св. Поликарп.

Род. ок. 70; ок. 110 уже еп. Смирнский. С ап. Иоанном. Учитель Азии. + 147 или 167. Свт. Игнатий к нему. Долго жил (86)  и увенчал муч-ством. Окружное посл. Ц. «Муч-сство Поликарпа». Ярость языч.черни во время, м.б. традиц.игр. Германик. «Казнить безбожных!». Сначала скрылся в дер-ню, молились за всех; видение: изголовье горело; «меня сожгут живого». Под пыткой выдали. Сам вышел, предложил еду и питье. Сам лег на костер, просил не пригвождать его. Огонь стал сводом, кинжал, кровь погасила. Тело сожгли, собрали пепел и несколько костей. Счит. 23.02.166. 

Дошло «Послание к филиппийцам», пастырское послание, в осн. этические вопросы. Тема праведности. Вера, надежда, любовь; вера не просто душ. деятельность, а принцип жизни и деятельности (с. 458). О Валенте (с. 465). Посл. Игнатия (с. 467).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *