Святой и Великий Понедельник

Святой и Великий Понедельник

Церковь приглашает нас в эти святые дни последовать за Христом. Наши мысли и душа бывают в это время всецело погружены в суету, в заботы о приготовлении к празднику. Но ведь и Апостолы приготовляли вечерю, но как свято и чисто!.. А наша суетность измышляет множество мелких и ненужных дел… будучи сами совершенно земными, мы оземляем и Божии праздники, забывая, что то, что произошло но дни Страстной седмицы, в последние дни пребывания на земле во плоти Сына Божия, превосходит по важности все события земной истории, тем более — любые наши житейские дела и попечения.

В этот день Церковь, как мудрая дева, стоит на страже своего Жениха, и на утрени вместо «Бог Господь и явися нам» раздается пение тропаря: «Се Жених грядет в полунощи…»  В основу этого песнопения положена притча о десяти девах — о необходимости бодрствовать и молиться, особенно в эти святые дни. Господь Иисус Христос неоднократно в Священном Писании именуется Женихом, Его Царство называется браком невестой Христа является Его Святая Церковь в ее единстве, поэтому Спаситель есть Жених каждой человеческой души, что видно и из слов апостола Павла (Еф 5:25).

Спаситель, возвращаясь после торжественной встречи в Иерусалиме, по дороге взалкал и увидел смоковницу и, не найдя на ней плода, проклял ее. Проклятие смоковницы последовало не в отмщение дереву, а для цели высшей. Проклятая смоковница выражает судьбу каждой грешной и нераскаянной души». «Смоковницы осуждение да не предварит тя, но благия плоды потщися сердца броздами, душе, Творцу твоему Христу возвести, в покаянии Ему приносящи» 

Как бы в объяснение этой притчи Господь рассказывает притчу о злых виноградарях, которые, когда настало время плодов, не только не отдали их хозяину, но и сына его единственного, посланного к ним за плодами, убили. И потому сказываю вам, — заканчивает притчу Спаситель, — что отнимется от вас Царство Божие. В этой притче нельзя не видеть и осуждения христианам, нарушающим заповеди и тем продолжающим распинать Сына Божия своими прегрешениями.

Теме покаяния уделяется особое внимание как в богослужебных текстах Страстной седмицы, так и в писаниях святых Отцов. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не расслабляй себя избытком долготерпения Божия и не имей намерения навсегда отдаться удовольствиям. Ты говоришь: «Сегодня согрешу, а завтра покаюсь». Хозяин ли ты завтрашнего дня? Если ты вникнешь, как следует, то окажется, что и сегодняшним днем ты вполне располагать не можешь: одна часть сегодняшнего дня прошла, а другая еще впереди; та уже не твоя, а эта пока еще не твоя. Ты говоришь: «Сегодня я воспользуюсь удовольствием, а завтра покаюсь». То, что в твоих руках, ты отдашь удовольствию, а то, что не твое, — покаянию? Воспользуйся лучше моим советом: сегодняшний день отдай покаянию, а греху не оставляй даже завтрашнего». 

Кроме образов смоковницы и виноградарей, Страстной Понедельник возносит пред нами прообраз Самого Господа Иисуса Христа в виде ветхозаветного отрока Иосифа, проданного братьями за 20 сребреников и вверженного в темницу между двумя преступниками, «приснопамятного и целомудренного, порабощеннаго убо телом, душу же непорабощену соблюдшаго, и Египтом всем царствовавшаго…» 

В этот день в церковных песнопениях вспоминается также «сынов Зеведеовых мати», просившая «временнаго царства почести дароватися чадом ея…». Но Господь «приидох Сам обнищавшему Адаму послужити, и избавление дати за многих душу Свою, вопиющих Ему: слава Тебе». В Евангелии есть потрясающие слова: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Ни дар чудотворений, ни прозорливость, ни другое дарование не может свидетельствовать о человеке, что он — последователь Христов. Господь заповедал одно: иметь любовь к Богу и ближнему. И только эта любовь является доказательством того, что человек — ученик Христов.

После трипеснца на утрени трижды поется следующий эксапостиларий: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Это мысленное видение райского чертога, красоты и величия небесных благ должно всегда напоминать нам о нашей собственной греховной нечистоте и несовершенстве даже добрых наших дел.

Сообразно с величием дней, более торжественным становится и богослужение: за часами и вечерней на Страстной неделе в Понедельник, Вторник и Среду следует Преждеосвященная Литургия. Чтение Бытия, предлагавшееся в течение всего Великого поста на вечерне и рисовавшее начало ветхозаветной истории, закончилось. Древний Иаков погребен уже в земле обетованной; открывается вторая книга Моисеева — Исход — исход из Египта, исход из страны греха. Вместо Соломоновых притчей, поучавших нас мудрости человеческой, предлагается чтение о многострадальном Иове — прообразе Христа.

Песнопения Постной Триоди этого дня говорят нам, что всемогущий Бог, Творец неба и земли, сошел на землю и идет на вольные страдания ради Своего творения, ради нас! «Милосердием движимь Христе, волею предъидеши страдати благодетелю, хотяй страстей нас избавити, и еже во аде осуждения. Темже честная Твоя воспеваем страдания, и славим, Спасе, крайнее Твое вси схождение». Для разума, не подчинившего себя мудрости Христовой, понять это трудно, просто невозможно. Однако верующий человек, имеющий ум Христов, в простоте сердца торопится следовать зa Христом, восходящим на Голгофу…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.