Икона и образ Божий

Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди.

Что есть православие?

Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; православие есть про­славление Бога истинным познанием Его и по­клонением Ему; православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием Ему благодати Всесвятого Духа. Дух есть слава христиан (Ин. 7:39). Где нет Духа, там нет православия.

Нет православия в учениях и умствованиях человеческих: в них господствует лжеименный разум – плод падения. Православие – учение Святого Духа, данное Богом человекам во спасе­ние. Где нет православия, там нет спасения. «Иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати кафолическую веру, ея же аще кто целы и непорочны не соблюдет, кроме всякого недоуме­ния, вовеки погибнет».
Драгоценное сокровище – учение Святого Духа! Оно преподано в Священном Писании и в Священном Предании Православной Церкви. Драгоценное сокровище – учение Святого Духа! В нем – залог нашего спасения. Драгоценна, ни­чем не заменима, ни с чем не сравнима для каж­дого из нас наша блаженная участь в вечности; столько же драгоценен, столько же превыше вся­кой цены и залог нашего блаженства – учение Святого Духа.
Чтоб сохранить для нас этот залог, Святая Церковь исчисляет сегодня во всеуслышание те учения, которые порождены и изданы сатаною, которые – выражение вражды к Богу, которые наветуют нашему спасению, похищают его у нас. Как волков хищных, как змей смертоносных, как – татей и убийц, Церковь обличает эти учения; ох­раняя нас от них и воззывая из погибели обольщенных ими, она предает анафеме эти уче­ния и тех, которые упорно держатся их.
Словом анафема означается отлучение, отвер­жение. Когда Церковию предается анафеме ка­кое-либо учение – это значит, что учение содер­жит в себе хулу на Святого Духа и для спасения должно быть отвергнуто и устранено, как яд уст­раняется от пищи. Когда предается анафеме че­ловек – это значит, что человек тот усвоил себе богохульное учение безвозвратно, лишает им спа­сения себя и тех ближних, которым сообщает свой образ мыслей. Когда человек вознамерится оставить богохульное учение и принять учение содержимое Православною Церковию, то он обязан по правилам Православной Церкви пре­дать анафеме лжеучение, которое он доселе со­держал и которое его губило, отчуждая от Бога, содержа во вражде к Богу, в хуле на Святого Духа, в общении с сатаною.

(Из Слова в 1 Неделю Великого поста свт. Игнатия Брянчанинова.)


В нынешнем Последовании Торжества православия мы не находим слов:
«Пленяющим разум свой в послушание Божественному откровению и подвизавшихся за его ублажаем и восхваляем; противящихся истине, если они не покаялись пред Господом, ожидавшим их обращения и рас­каяния, если они не восхотели последовать Свя­щенному Писанию и Преданию первенствую­щей Церкви, отлучаем и анафематствуем. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, что этот мир самобытен, что все совершается в нем без Промысла Божия, по случаю: анафема. Говорящим, что Бог не дух, а вещество, также не признающим Его праведным, милосердым, премудрым, всеведущим и произносящим по­добные сему хуления: анафема. Дерзающим утверждать, что Сын Божий не единосущен и не равночестен Отцу, также и Дух Святой, не исповедующим, что Отец, Сын и Свя­той Дух – един Бог: анафема. Позволяющим себе говорить, что к нашему спасению и очищению от грехов не нужно при­шествие в мир Сына Божия по плоти, Его воль­ные страдание, смерть и воскресение: анафема. Не приемлющим благодати искупления, про­поведуемого Евангелием как единственного сред­ства к оправданию нашему пред Богом: анафема. Дерзающим говорить, что Пречистая Дева Мария не была прежде рождества, в рождестве и по рождестве Девою: анафема. Не верующим, что Святой Дух умудрил пророков и апостолов, чрез них возвестил нам истин­ный путь ко спасению, засвидетельствовав его чудесами, что Он и ныне обитает в сердцах вер­ных и истинных христиан, наставляя их на вся­кую истину: анафема. Отвергающим бессмертие души, кончину века, будущий суд и вечное воздаяние за добродетели на небесах, а за грехи осуждение: анафема.
Отвергающим таинства Святой Христовой Церкви: анафема.
Отвергающим Соборы святых отцов и их пре­дания, согласующие Божественному Открове­нию, благочестно хранимые Православною Ка­фолическою Церковию: анафема»

Теперь церковь молится:
Премилосе́рдый и Всеси́льный, не до конца́ гне́ваяйся, Го́споди! Бу́ди ми́лостив, мо́лит Тя Твоя́ Це́рковь, представля́ющи Тебе́ Нача́льника и Соверши́теля спасе́ния на́шего, Иису́са Христа́, бу́ди ми́лостив нам, укрепи́ нас в правове́рии си́лою Твое́ю, заблужда́ющим же просвети́ разу́мныя о́чи све́том Твои́м Боже́ственным, да уразуме́ют Твою́ и́стину; умягчи́ их ожесточе́ние и отве́рзи слух, да позна́ют глас Твой и обратя́тся к Тебе́, Спаси́телю на́шему. Испра́ви, Го́споди, ины́х развраще́ние и жизнь, несогла́сную христиа́нскому благоче́стию; сотвори́, да вси свя́то и непоро́чно поживе́м, и та́ко спаси́тельная ве́ра укорени́тся и плодоно́сна в сердца́х на́ших пребу́дет. Не отврати́ Лица́ Твоего́ от нас, Го́споди, возда́ждь нам ра́дость спасе́ния Твоего́; пода́ждь, Го́споди, и па́стырем Це́ркве Твоея́ святу́ю ре́вность, и о спасе́нии и обраще́нии заблужда́ющих попече́ние их ду́хом ева́нгельским раствори́, да Тобо́ю вси руководи́ми, дости́гнем, иде́же соверше́ние ве́ры, исполне́ние наде́жды и и́стинная любо́вь, и та́мо с ли́ки чисте́йших Небе́сных Сил просла́вим Тебе́, Го́спода на́шего, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. (из Последования Недели Православия)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.