Секта

Секта

История термина

Латинскому слову лат. Secta «партия, школа, фракция» в древнегреческом языке соответствует слово др.-греч. αἵρεσις – ересь. Понятия «ересь» и «секта» в этих языках тождественные.

Изначально слово «секта» было нейтральным термином для описания отдельных, обособленных политических, философских и религиозных групп.

Классификация сект

По отношению к своим адептам и по характеру прозелитизма секты можно разделить на «исторические» и «тоталитарные», но эта классификация достаточно условна. Секты могут изменяться и, будучи весьма жесткими организациями при своем основании, затем «остепениться» и войти в общественную жизнь (например, воинственное анабаптистское движение легло в основание современного баптизма). Тоталитарность других сект (например, «Свидетелей Иеговы») с течением времени, напротив, лишь усиливается.

По своему учению христианские секты удобнее всего классифицируются по источникам, откуда они черпают свое учение, заменяя тем авторитет и предание Церкви, и по тем путям, которыми они разрабатывают эти источники.

Сектанты неохотно порывают с христианским преданием вообще и безусловно; напротив, они стремятся представить себя наследниками, продолжателями и хранителями исконного подлинного предания, поэтому большинство сект останавливается на первых временах Христианства. По этой классификации секты можно разделить на

  • библейские или жидовствующие («субботники»),
  • евангелические (большинство протестантских сект),
  • имеющие свое тайное писание (мормоны),
  • синкретические секты, полагавшие, что религиозная истина дана не в одном лишь Ветхом и Новом Завете, что крупицы ее рассеяны повсюду — в лучших языческих религиях, в творениях философов и поэтов (гностики, толстовцы).

По взгляду на пути усвоения и разработки религиозной истины, секты издавна делятся на рационалистические и мистические. Первые считают разум единственным посредником между Откровением и человеческим сознанием и даже отказываются признавать за откровение все, что выше или против разума (так что разум у них не только посредник, но и судья Откровения — в этом разница православного и сектантского богословского рационализма); вторые веруют, что Откровение сообщается человеку и помимо разума, несказанно и таинственно (путем экстатических видений и пророчеств и т. п.), причем полученные откровения они часто ставят выше даже Писания

Анабаптисты

Здесь раскол произошел по вопросу о крещении.

Основатели нового направления, опираясь на авторитет Священного писания, считали, что крестить необходимо только верующего человека, принимающего и исполняющего догматы христианской веры. И поэтому крещение должно совершаться в зрелом возрасте. Через крещение по вере человек заключает завет с Господом и становится членом Церкви. Через восстановление крещения взрослых по вере они хотели вернуться к тому чтобы Церковь стала сообществом святых, спаянных церковной дисциплиной. От каждого члена общины требуется личное возрождение и посвященная жизнь.

Последователей этого представления стали называть перекрещенцы или анабаптисты (от др.-греч. ἀνα- — приставка со значением «опять, вновь» и βαπτίζω — «крещение», то есть «вновь крещёные»)

Крещение детей, принятое в православии, католичестве и некоторых направлениях протестантизма анабаптисты не признавали, считая, что оно противоречит Писанию.

Первые группы анабаптистов возникли, по-видимому, в Швейцарии после того как Ульрих Цвингли (1484 -1531) в 1523 г. пришел к отказу от канонов Римско-католической системы благодаря изучению греческого текста Нового Завета и убедил Цюрихский Совет принять постановление о том, чтобы все проповедники в кантоне учили только тому, что содержится в Писании. В результате в этом кантоне между 1524 и 1525 гг. были сняты находившиеся в церквах образа и отменена месса.

Основателем анабаптизма считают друга Цвингли Конрада Гребеля (1490 – 1526). Он рано умер от бубонной чумы, и тем самым избежал преследований, которые постигли его сторонников.

Уже в начале 1525 г. Цвингли понял, что церковь, состоящая исключительно из возрожденных верующих, лишит многих в государстве их привилегий и разрушит систему государственной церкви.

Как и Лютер, он был готов идти на компромисс, чтобы обеспечить успех реформатского движения. Поэтому он отказался от учения о том, что единственным истинным крещением является крещение взрослых верующих, как от непрактичного.

Попытки Цвингли победить анабаптистов в публичном диспуте в присутствии членов Цюрихского Совета не увенчались успехом. Проповедь Евангелия и крещение верующих со стороны анабаптистов стремительно увеличивались.

Началось преследование анабаптистов – требовавших радикальных перемен Церкви как со стороны католиков, так и протестантов.

Менониты

Меннонитство возникло в 1530-е годы в ходе реформационного движения в Нидерландах. Названо по имени основателя, Менно Симонса (1496—1561). В основе вероучения меннонитов лежат идеи неприменения силы и непротивленчества — меннониты по своим религиозным убеждениям отказываются брать в руки оружие. Принципиальный пацифизм меннонитов, вступавший в противоречие с интересами государств, в которых они проживали, породил специфическую форму пассивного протеста — каждый раз, как государственные власти пытались заставить меннонитов проходить службу в армии, они выбирали для себя массовую эмиграцию, сначала в Европу, а позднее в Америку. В XVIII веке меннониты появились в Росси по приглашению Екатерины II.

Молокане и духоборы

Молокане представляют собой не единую церковь, а скорее религиозное движение с единым корнем, но с большими различиями во взглядах, песнопениях, учении, соблюдаемых праздниках. Среди таких направлений в молоканстве заметно выделяются «мокрые молокане» (практикующие водное крещение), молокане-прыгуны, молокане-субботники (соблюдающие субботу), «дух-и-жизники» (полагающие книгу «Дух и жизнь» в престоле, считая её третьей частью Библии) и другие.

Основатели молоканства остались неизвестны.

Согласно одной из версий названия секты, молокане пили молоко в постные дни, когда приём «скоромной» пиши запрещён православными канонами, за что их и прозвали молоканами. Некоторые связывают название «молокане» с рекой Молочной в Мелитопольском уезде, куда ссылали молокан. Имеет некоторое распространение версия, связанная с предпочтением есть молочную пищу в тюрьмах и армии, поскольку эта пища не могла быть приготовлена с использованием свинины, которую молокане не едят. Сами молокане предпочитают ссылаться на упомянутую в Библии метафору «духовного молока» (1Пет. 2:2).

В самом начале молокане и духоборы как «духовные христиане» были единым религиозным течением. Семён Уклеин после знакомства с Илларионом Побирохиным развёлся со своей женой, взял в жены дочь Иллариона и с православия перешёл на духовное христианство. После слушания в консорциуме в 1765 году и после формирования религии Семён Уклеин, который был достаточно знаком с учением Тверитинова, в частности, согласно некоторым источникам, имел в своём распоряжении записки Тверитинова, он впоследствии отверг некоторые убеждения Побирохина и развил новое направление в духовном христианстве.

Молоканство распространилось из Томбовской губернии в Саратовскую, Воронежскую, Астраханскую и другие губернии.

Штундизм

(русско-украинский, южнорусский), штунда (от нем. Stunde — час, подразумевается: для чтения и толкования Библии). — христианское религиозное движение, получившее распространение в XIX веке сначала в южных (Херсонской. Екатеринославской. Киевской) губерниях, а затем и других регионах Российской империи .

В документах и литературе движение иногда именуется штундобаптизмом. В обличительной, так называемой «антисектантской» литературе, в публицистике и в официальном делопроизводстве конца XIX — начала XX века термин «штундисты» иногда применялся расширительно — к русским баптистам и евангельским христианам-пашковцам.

Движение появилось после публикации книг Библии в новом русском синодальном переводе и проявлялось в виде стихийно возникавших в крестьянской среде кружков по чтению и толкованию Священного Писания. На взгляды штундистов оказали влияние немецкие колонисты- протестанты, жившие в южных губерниях. Участники движения подвергались преследованиям и критике. В конце XIX века русско-украинские штундисты, в основном, влились в Союз русских баптистов.

Штундизм выражался в массовом и стихийном возникновении в крестьянской среде кружков по изучению Библии. Для пиетического движения, каким был штундизм, характерен акцент на личном благочестии. Русско-украинские штундисты придерживались моральных стандартов, имевших исключительную аргументативную силу. В том числе полный отказ от употребления спиртного. Трезвый образ жизни и связанное с ним увеличение благосостояния часто упоминаются в сборнике документов епископа Алексия (Дородницына) в качестве причины перехода в новую веру.

Баптизм

(от др.-греч. βάπτισμα: крещение; от βαπτίζω — «погружаю в воду») — одно из направлений протестантского христианства.

Конфессия, вышедшая из среды радикальных английских пуритан. В основе баптистского вероучения, которое дало имя всему движению, лежит принцип добровольного и сознательного крещения по вере взрослых людей при наличии твёрдых христианских убеждений и отказа от греховного образа жизни. Крещение младенцев отвергается как несоответствующее требованиям добровольности, сознательности и веры. Подобно иным протестантам, баптисты признают Библию в составе 66 книг Ветхого и Нового Завета Священным Писанием, обладающим исключительным авторитетом в повседневной и религиозной жизни.

В практике церковной жизни баптисты придерживаются принципа всеобщего священства, а также самостоятельности и независимости каждой отдельной церковной общины (конгрегационализм). Пресвитер (пастор) общины не обладает абсолютной властью, наиболее важные вопросы решаются на церковных советах, братских советах общих собраниях верующих.

Пятидесятники

Основным догматом их учения является крещение Духом Святым, которое сопровождается «глоссалией» говорением на «ангельском языке». Пятидесятники стоят в оппозиции и к Православной и Католической церквам. Различия между Православием и Пятидесятничеством существенны и принципиальны:

Пятидесятники не поклоняются иконам, следуя заповеди: «Не сотвори себе кумира». Хотя истинное значение данной заповеди в том, что нельзя поклоняться чему- либо материальному, «земному». На первом месте должны быть духовно-нравственные законы.

Они не произносят молитв (обращений к святым) на обычном языке. Во время службы паства молится на псевдоязыке, так называемой «глоссалии» (др.-греч. γλῶσσα [глосса] «язык» + λᾰλέω [лалео] «говорю»). Это бормотание лишь «на слух» схоже с реальным живым языком. В Священном Писании в Новом Завете, в Деянии 2 рассказано, как Апостолы получили дар языков. Они получили этот дар, чтобы доносить Слово Божие для людей на понятном родном им языке. Поэтому глоссалия пятидесятников не имеет ничего общего с апостольским даром. Кроме того, по некоторым исследованиям, глоссалия – нейропсихологические изменения, а проще «транс», в который входят молящиеся на службах пятидесятников. Как используется такое состояние людей, известно лишь адептам церкви. Дар языков Апостолов не имеет ничего общего с «ангельским» языком пятидесятников.

Пятидесятники убеждают свою паству, что любое их желание выполнимо Богом. Понятно, что это приводит к появлению «чудотворцев» и «целителей».

Из предыдущего положения вытекает, что чудо – это каждодневное дополнение к жизни, что развивает человеческую гордыню. Человек перестает реально оценивать свое поведение, делать выводы из своих проступков и т.д.

Теория процветания – то есть приобретение богатства. Руководители секты активно призывают молящихся к пожертвованиям. Принесенные деньги, или имущество контролируются счетной комиссией. При этом прихожанам не дается финансовый отчет о том, куда же пошли денежные средства. Хотя ряд общин участвует в помощи детским домам, в разного рода благотворительных акциях.

Тоталитарная секта или деструктивный культ

Авторитарная секта, использующая комплекс специальных психологических приемов (контроль сознания) с целью подавления воли человека и контролирования его мыслей, чувств и поведения, для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена. Стремление лидеров секты к власти над своими последователями и к их эксплуатации тщательно скрывается под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками.

Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации. Таким образом, тоталитарные секты нарушают право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образа жизни.

Термин «тоталитарная секта» был впервые использован А .Л. Дворкиным в 1993 году.

Признаки тоталитарной секты

Наборы признаков тоталитарных сект варьируются в каждом конкретном случае. К характерным признакам можно отнести:

  • психологическое давление – когда новичок всегда окружается особым вниманием, его сознание подвергается интенсивному воздействию, называемому зачастую программированием сознания. В ряде сект для этого выстраивается целая система религиозного маркетинга;
  • двойное учение – одно для рекламы своей секты, а другое для внутреннего пользования;
  • иерархия – человек должен быть посвящен на определенную ступень иерархии в секте;
  • непогрешимость секты и ее основателя – секта всегда претендует на то, что это высшая истина, в противовес всем остальным;
  • элитарность – мысль о том, что они – единственно спасенные люди, что все окружающие – люди «второго сорта», обреченные на погибель потому, что не разделяют учения секты;
  • контроль жизнедеятельности – адепты секты вырываются из привычной жизни, лишаются привычного круга общения. В отдельных сектах стремятся к полному контролю, включая интимную жизнь адептов.

Симптомы человека, вовлеченного в секту

  • изменение поведения, манеры одеваться, словарного состава, интересов;
  • повторяющиеся и непривычные цитирования;
  • заученные речи или впечатление проигрываемой пластинки;
  • падение интереса к семье, друзьям, к профессии или школе, к развлечениям;    .
  • рост числа встреч в неделю (и собраний);
  • путешествия по стране и за границу;
  • много телефонных звонков;
  • большое количество писем;
  • длительное чтение или медитация;
  • режим питания;
  • монотонный голос;
  • агрессивность или безразличие;
  • замкнутость или экзальтация ради нового дела;
  • значительные денежные траты: займы в банке, сборы у родственников, друзей.

Листовка правительства ФРГ

Поскольку многие секты вредят не только Церкви, но и государственному устроению или представляет угрозу жизни её адептам, то некоторые государства предупреждаю своих граждан об опасности. Например, правительство ФРГ в листовке, которая раздается школьникам, выделяет следующие 17 признаков тоталитарных сект:

  1. В группе ты найдешь именно то, что до сих пор напрасно искал. Она знает абсолютно точно, чего тебе не хватает.
  2. Уже первая встреча открывает для тебя полностью новый взгляд на вещи.
  3. Мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему.
  4. Трудно составить точную характеристику группы. Ты не должен размышлять или проверять. Твой новые друзья говорят: – Это невозможно объяснить, ты должен пережить это — пойдем сейчас с нами в наш Центр”.
  5. У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.
  6. Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.
  7. Критика со стороны не принадлежащих к группе считается доказательством ее правоты. .
  8. Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.
  9. Твоя группа — это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничаете группой или не позволяет ей спасать себя.
  10. Ты должен немедленно стать членом группы.
  11. Группа отграничивает себя от остального мира, например одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений.
  12. Группа желает, чтобы ты разорвал свои “старые” отношения, так как они препятствуют твоему развитию.
  13. Твои сексуальные отношения регламентируются извне. Например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание.
  14. Группа наполняет все твое время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями…
  15. Очень сложно остаться од ному, кто-то из группы всегда рядом с тобой.
  16. Если ты начинаешь сомневаться, если обещанный успех не приходит до виноват всегда окажешься сам, поскольку ты якобы недостаточно много работаешь над собой или слишком слабо веришь.
  17. Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению.

Листовка заканчивается предупреждением: «Если хотя бы один признак кажется тебе знакомым, БУДЬ ОСТОРОЖЕН!»

Отношение Церкви к сектантству

Отношение Русской Православной Церкви к сектантству выражено в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», принятом на Архиерейском соборе в 2000 г.:

6.3. Православная Церковь проводит четкое различие между инославными исповеданиями, признающими веру в Святую Троицу, Богочеловечество Иисуса Христа, и сектами, которые отвергают основополагающие христианские догматы. Признавая за инославными христианами право на свидетельство и религиозное образование среди групп населения, традиционно к ним принадлежащих, Православная Церковь выступает против всякой деструктивной миссионерской деятельности сект.

На сайте Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского можно получить всю информацию о сектах и противодействию им.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *