Ранние христианские апологеты

Ранние христианские апологеты

Апологетика

Апологетика – новый жанр, вызванный сопротивлением христианству, которое уже проникло во все уголки Римской империи.

Оппозиция по четырем каналам:

  •      государственное неприятие,
  •      сопротивление языческой интеллигенции, они именно первыми начали полемику с христианством: Фронтон (христианство – святотатство, вопреки свящ. традициям Рима); Марк Аврелий («опасная химера, угрож. античному миросозерцанию»); Лукиан, хотя и признавал высоконравственную жизнь и братскую взаимопомощь христиан; Кельс считал христиан примитивными, необразованными, «…и притом воображают себя хранителями высшей истины»; признание человека венцом творения считал богохульством;  У Кельса учился Юлиан Отступник. Светоний считал христианство новым суеверием.
  •      непонимание простыми людьми, плебсом,
  •      враждебность иудаизма.

Поэтому задачи:

  •      доказать право хр-ва свободно существовать с точки зрения не только нравственно-религиозной, но и юридической, объяснить несправедливость суда над хр-ми;
  •      ученым язычникам показать высоту, божественное величие и неизмеримое превосходство христ.учения над всеми философиями;
  •      представить чистоту и святость христ.морали и высокую жизнь хр-н, отрешенность от политики;
  •      доказать, что хр-во есть истинный Израиль, в противооложность ветхому, уже сыгравшему ист.роль и сошедшему со сцены. Это уже писалось, а первые три задачи новые.

     Мужи апостольские писали для христианской аудитории, а апологеты для внешних, хотя и члены Церкви должны были их читать. Использовали античную философскую терминологию. Не эллинизация христианства (Гарнак), а напротив христианизация эллинизма.

     Два метода:

  •      положительный: оправдывали от обвинений, раскрывая христ. вероучение и безупречную жизнь хр-н;
  •      отрицательный, полемический: раскрытие бесплодности иудейства и удаленность от истины язычества.

     Ставили цель – раскрыть христианство на интеллектуальном уровне, объяснить и привлечь ко Христу образованную часть общества, но большинство относилось враждебно. Пришлось много потрудиться апологетам, но в результате Римская держава стала христианской.

Афинагор

Был первым руководителем Александр.училища. Исповедовал хр-во в плаще философа. Хотел писать против хр-н, обратился к Свящ.Писанию, но был пленен Св. Духом и стал проповедовать хр-во. Написал «Прошение за христиан», напр. Марку Аврелию и Коммоду (соцарствование 176 – 180); апеллировал к просвещенному разуму «императора-философа», доказ.неразумность и неполезность преследов. хр-н. Зримых результатов не принесло, но все-таки началась эволюция в мозгах. 37 глав. 1. Опровержение обвин. в безбожии; признают Единого Бога, почитают Сына Божия и Духа Святого; учат о незлобии и о любви к врагам, т.е. жизнью оправдывают веру. 2. опроверж. обвин. в людоедстве: даже смотреть не могут на убийство. 3. в кровосмесительстве: считают грехом даже смотреть на ж. с вожделением.

      «О воскресении мертвых» – первый на эту тему. О Промысле Б.: Б. печется о Своем творении, заботится о всякой твари. Об ангелах. Субординационизм.

Татиан

Ассириец или сириец. Обратился, прочитав Св.  Писание. Уклонился в гностич.секту энкратитов, кот.отвергали брак, не употр.мяса и вина, даже Евхаристию на воде (акварии). + около 185.

    К грекам враждебно. «Речь против эллинов» только. Насмешки над богами. «Диатессарон»: соед. 4-х Евангелий в одно связное повествование; употр.в богослужении до уклонения Татиана.

Минуций Феликс

Марк Минуций Феликс. Адвокат, хр-во в зрелом возрасте, жил в Риме. Один из первых на латинском.

     «Октавий» – к язычникам: нет богословия, ссылок на Писание, а есть ссылки на Платона, Гомера, Вергилия, Горация, Овидия. Прогулка на берег моря, Цецилий поцеловал руку Сераписа, Октавий удивился, диалог,  и разговор о хр-ве. Опровергает обвинения хр-н в преступлениях. Отвергает веру в судьбу: «У чел-ка душа свободна и в нем судится его действие, а не внешнее положение». Хр-не не бедные, п.ч. довольствуются малым, бедны добровольно, а не отому что Б.оставил нас. В конце Цецилий уверовал.

Мелитон Сардийский

Апология в защиту хр-н, ок. 170, Марку Аврелию, о гонениях на людей богобоязненных.  Впервые мысль о симфонии между Ц. и гос-вом. Проповедь «О страстях Христовых», открыта 1940, проповедь «О душе и теле и страстях Господних», открыта 1972, Тбилиси – использ. при состав. служб Страстной седмицы. «Речь Мелитона Философа, кот.держал он пред импер. Антонином, чтобы научить его познанию Б. и показать ему путь истины» изд. в сер. ХХ века. Образ Единого Бога сравнив. с мифическими богами. Познай себя – и познаешь Бога. Царь не обязан следовать обычаю толпы и традициям. Огромное впечатление на язычников.

Св. Феофил, еп. Антиохийский

Шестой или седьмой (от ап. Петра), с 168 по 187. Род. в языч. семье, получил эллинское образ., обратился в хр-во в зрелом возрасте после чтения свящ.книг. «К Автолику» или «Три слова к эллину Автолику о вере христиан». Запись беседы. 1 книга, 14 глав, изобличение нелепостей языческих культов. См. Скурат с. 88.  «Христианос» производит от глагола «хриени» – умащивать, толкует как «помазанные елеем Божиим». 2 книга, 38 глав, переходит к раскрытию христ. вероучения о творении мира и человека, о грехопадении и его следствиях. Первый употребил слово Троица. О Церкви см. Скурат с. 91. 3 книга, 30 глав, доказ. Превосходство хр-ва с этич. точки зрения. Другие: «Об историч.повествованиях», «Против ереси Гермогена».

Ермий Философ

Памфлет из 19 глав «Осмеяние внешних философов». Ничего не известно, кроме: образован, владел пером, хорошо знал языч-во, видимо, образен из. Ок. 200 года написано. Особое место из-за жанра – сатира. Высмеивает две сферы: учение о душе и уч-е о мире. Лейтмотив – несогласие, противоречие во взглядах языч.философов см. Скурат с. 94. Философия «воюет с тенями», не обладая твердым знанием сущего. Выдержано в духе чистого отрицания, положит.богословия мало.

В произведениях древних богословов фигурируют некот. события, описанные в апокрифе «Книга Еноха», 60 – 70 до РХ, жанр апокалипсис. В частности, Ермий пишет о грехопадении ангелов (в Библии нет): 200 ангелов, соблазнившись красотой дочерей человеческих, ниспали, породили гигантов, научили людей тайным знаниям, в результате люди тоже впали в грех. Ермий связывает грехопад. ангелов с возникновением эллинской философии. Ссылка на Еноха у Климента Александрийского, но он, наоборот, считает что ангелы научили истине.

Были и еще апологеты: Аристид, Мильтиад, Аполлинарий Иерапольский, знаем слишком мало, по упоминаниям в др. книгах.

Учительные книги:

«Изречения Секста», сборник афоризмов, оригинал на греческом. 610 афоризмов. Цит. Ориген. Популярно в Ш веке. Руфин наз. Секста (Ксиста) папой-мучеником, 257 – 258, грека. Ссыл. Василий Великий, Евагрий, Венедикт, Максим Исповедник.

«Поучения Силуана», припис. Силе-апостолу, с ап. Павлом, подлинный автор неизвестен. Египет, Александрия, сер. П – Ш в.в. Нравственное увещание. Автор – образ.чел., философ, влияние платонизма и стоицизма.