Память Святителя Григория Паламы во вторую неделю Великого поста.

Память Святителя Григория Паламы во вторую неделю Великого поста.

Во второе воскресенье Великого Поста Православная Церковь чествует память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Празднование установлено Византийской православной Церковью в XIV веке как второе Торжество Православия.

Имя святителя Григория Паламы тесно связано с учением о божественных энергиях и исихазме. 

Он воспитывался под покровительством императора и получил высшее философское образование. В возрасте двадцати лет покинул дворец и философские занятия и удалился на Святую Гору, где предался подвижнической жизни и занятиям, тайнозрительным богословием. 

Безмолвие, уединение и молитва  привлекали молодого монаха, но Господь не утаил Своего светильника и поставил «на верху горы». Ему суждено было защищать православие против ученого монаха Варлаама из Калабрии, который чрезмерно доверял языческой философии и  утверждал, что Бог непостижим и что суждения о Боге недоказуемы. Также Варлаам обвинял исихастов в неправильном способе молитвы и опровергал учение о нетварном Фаворском свете. В истории полемика ученых мужей об исихазме получила название «Паламитских споров». Святитель Григорий письменно изложил свои богословские доводы. Так появились «Триады в защиту священнобезмолствующих» (1338 г.).

Через несколько лет противниками Паламы выступили Григорий Акиндин и Никифор Григора, которые в отличие от Варлаама не критиковали психосоматического метода молитвы исихастов. Спор принял богословский характер и касался вопроса Божественных энергий, благодати, нетварного света. 

В 1344 году святителя Григория Паламу отлучили от Церкви как «разжигателя смуты». Однако в силу изменений политической обстановки на соборе 2 февраля 1347 года Григорий Палама был оправдан, а осуждены его противники.

На третьем этапе споров в мае-июне и в июле 1351 года были созваны два собора. На первом из этих соборов было утверждено учение о единстве Божества и различии между сущностью и нетварными энергиями. На втором соборе было принято шесть догматических определений с соответствующими шестью анафемами, которые сразу же после собора были включены в Синодик Православия и провозгласили Паламу «защитником благочестия».

Ревностный проповедник и защитник Православия преставился ко Господу 14 ноября 1359 года (ст.ст.) в возрасте 63 лет в Фессалонике и, по словам святителя Филофея, многие чудеса совершались его предстательством сразу после смерти.

Монахи Афонской Лавры настолько почитали святителя Григория, что уже в 1368 году в его честь была освящена церковь. «Таким образом, – пишет Иоанн Мейендорф, – местное народное почитание, как это почти всегда случалось в Византии, предшествовало официальной канонизации. Последняя тогда принимала форму соборного решения о введении почитания святого в календарь Великой Церкви. Этот акт был принят в 1368 году патриархом Филофеем и его синодом, которые заботливо назначили святителю Григорию избранное место среди поминаемых на литургии святых – второе воскресение Великого поста».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *