Обухов В. Е. «Истинность Православия», - Киев: СОБИ, 2006

Обухов В. Е. «Истинность Православия», – Киев: СОБИ, 2006

В предлагаемой книге автор рассматривает Божественную Истину на предмет наличия или отсутствия полноты и неискажённости Божественных законов в основных религиях мира, не претендуя, однако, на доказательство абсолютной Божественной Истины, «которая многогранна и которую человеческими понятиями, в принципе, доказать невозможно».
Читая эту книгу, невольно задаёшься вопросом, кому нужно такое исследование. Возможно, имея особый, отличный от прочих людей, склад ума, автору привычней излагать свои мысли посредством знакомого ему языка математических формул. Так, как «думает» компьютер. Автор приводит цитату астрофизика Роберта Ястроу, который приточно демонстрирует разные научные пути познания Бога, богословия и так называемых точных наук: «Сейчас кажется, что наука никогда не сможет приподнять занавес над тайной творения. Учёный, который жил верой в силу разума, преодолел горы невежества и уже приблизился к высочайшему пику, взобравшись на последнюю скалу, вдруг увидел, что его приветствует группа богословов, сидящих там уже несколько столетий».

Не претендуя на научный комментарий, как богословский, так и математический, хочется отметить добросовестность автора, подробность рассмотрения материала, который он предлагает читателю. Видимо, искреннее желание торжества православия побудило автора к созданию этого труда. Возможно, это труд всей его жизни, а нам пример того, насколько различны мы и наши пути к Богу. Но, всё же, с точки зрения верующего – это мудрование человека, который ищет, какую религию выбрать. Книга вероятнее всего и предназначена для ищущих и пока ещё сомневающихся в истинности Православия.

Вера – один из даров Божиих. Непостижимо, как человек приобретает веру. Один, например, читает Евангелие и принимает на веру всё, сказанное Господом и апостолами. Другой годами читает-читает, а потом спрашивает: «А кто такой Иуда?» Третий, прочитав что-то, выдёргивает из контекста подходящие для себя фразы и лепит своё евангелие, четвёртый прочитав единожды, больше никогда не читает, считая «всё это сомнительным». Получается, что вера не от чтения, но от собственного произволения каждого человека. Божий дар по человеческому произволению. Думается, что, если хоть один кибернетик, интересующийся духовными вопросами или, лучше сказать, ищущий спасения, прочитает книгу Обухова В. Е. и уверует, то не напрасен его труд. Если такой найдётся среди наших читателей, пожалуйста отзовитесь, напишите нам Ваши впечатления. Но вероятнее всего, что в среде учёных найдутся любители доказательств от противного. А для верующих по крайней мере будет любопытно знать, как мыслят другие.

Ещё это похоже на одно из фолософских учений. Философы, как мы знаем, сменяли один другого на протяжении многих веков, и каждый из них отвергал своих предшественников, заявляя своё понимание истины.

Каждая глава книги вначале знакомит читателя с основами догматического учения православной церкви, очень напоминающее изложение «Закона Божьего» – всего понемногу, потом В. Е. Обухов пишет, что законы, созданные Творцом, сегодня можно объяснить, используя достижения в области кибернетической науки. «Возможность описания определённых религиозных положений закономерностями универсальной кибернетической науки, определяющих процессы управления и взаимосвязи между объектами, позволяет в рациональных научных понятиях представить человеческий грех, процесс старения человека и взаимоотношения Бога с человеком, людьми и окружающим миром. В этом смысле кибернетика отвечает на вопросы: как и каким образом происходят эти процессы.» История уже имеет опыт познания Бога рационалистически, к сожалению, подобный метод чаще всего приводит к ереси.

Далее автор, используя несложные схемы, иллюстрирует вышеизложенное. Например, разумную душу он схематично изображает в виде «духовной матрицы» (чистые клеточки). 1) Такая душа способна принимать правильные, неискажённые решения, согласные с волей Божией. 2) Если же хоть одна из клеточек повреждена (а повреждается она от содеянного греха), решение будет неправильным, то есть ложным, греховным по отношению к воле Божией.

После рассмотрения «функциональных процессов» автор переходит, как и положено, к выводу. В данном примере вывод следующий. а) Человек сам в себе не может определить какая клеточка его «духовной структуры» повреждена, а помочь ему может только духовный отец и святая церковь, в которой пребывает Святой Дух, имеющий цельную «духовную структуру». б)«поэтому духовные усилия человека должны быть направлены на избавление от грехов с Божией помощью в Таинствах Церкви Христовой – Крещения (избавления от врождённых грехов), исповеди о приобретённых грехах в Таинстве Евхаристии (принятие Тела и Крови Христовых). В этих Таинствах Господь отсекает грехи и восстанавливает поражённую грехом духовную структуру человека искупительной жертвой части Своей духовной структуры» (стр. 207).

Невозможно согласиться с первым утверждением, хотя бы потому, что Писание учит нас, что на земле ещё не было и не будет ни одного человека не согрешившего, кроме Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, которая в отличие от Своего Божественного Сына всё-таки имела первородный грех. И как бы в таком случае объяснил автор апостольские слова: «Господь всех заключил в непослушание» (Рим. 11:32)? Первое утверждение о «правильной» душе не обосновано. Следуя логике самого автора, тогда и второе его утверждение относительно ложности любого решения, принимаемого грешниками, тоже ошибочно: очень многие грешники рано или поздно принимают правильные решения, например обращаются за помощью ко Господу, испрашивают веру, покаяние и всё остальное, угодное Богу. Значит – оба постулата неверны. Что говорить о выводах (а) и (б), которые, во-первых, содержат католическое понимание искупительной жертвы Христа, а во-вторых, утверждение, что только благочестивые души (у автора духовные отцы), а не сами грешники, могут определить какая именно клеточка грешника неисправна. Первородный грех понимается автором как «врождённые грехи» (?), а что такое «исповедь в таинстве Евхаристии» – совсем непонятно.

Книга очень объёмная, издана качественно, в твёрдом переплёте, содержит много нового материала, не свойственного для духовной литературы, и рассчитана по определению автора «на вдумчивое и неспешное чтение». Но как нам, грешным, с замутнёнными клеточками, принять правильное решение: читать её или не читать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *