Беседа Инны Евгеньевны Фроловой в августе нынешнего года была посвящена роману Торнтона Уайлдера «Мост короля Людовика Святого». Знаменитый американский писатель, проживший 78 лет, лауреат Пулитцеровской премии по литературе, переведён на многие языки мира. «Мост короля Людовика», впервые опубликованный в 1927 году, принес 30-летнему писателю успех и богатство. Т. Уайлдер путешествовал по всему миру, писал на корабле, в пустыне и прочих экзотических местах. Инна Евгеньевна сравнила прозу Уайлдера с пушкинской, она точна и стремительна. Безукоризненный стиль автора сохранен в мастерском переводе В.Голышева.
В этом маленьком романе автор размышляет о страстях человеческих, которые, по мнению Инны Евгеньевны, препятствуют главному в жизни христианина – достижению любви. Содержания произведения не касались подробно, оно всем известно, особенно после фильма.
Действия разворачиваются в ХVIII веке, в Перу, (где сам автор никогда не бывал). Роман состоит из пяти частей. Первая часть под названием «Возможно – случайность» представляет собой экспозицию: мост, перекинутый над глубокой пропастью, однажды рухнул, погубив пятерых путников, и францисканский монах-миссионер Джунипер задается вопросом, почему погибли именно эти люди, какие пути привели их в это время на этот мост. Автор размышляет: случайна смерть или действовал Промысл Божий?
Вот Мария де Монтемайор, дочь мануфактурщика, с детства страдавшая от своих физических недостатков. В 26 лет отдана замуж, стала маркизой, но в браке несчастна и одинока. Единственное утешение – дочь Клара – к матери относилась холодно, а после замужества поселилась в Испании. Маркиза в письмах, каждое из которых шло полгода, изливала свою безумную любовь, однако выясняется, что читал ее послания зять, а не дочь. Страдающая от разлуки и равнодушия окружающих, Мария в своих отчаянных молитвах просила у Бога лишь одного: места, где дочери любят своих матерей.
Следующий персонаж, о судьбе которого идёт речь, девочка Пепита – сирота, выросшая в монастыре. Настоятельница монастыря помогала бедным, организовывала приюты, выпрашивала деньги у архиепископа. Её переживания касались насельниц, которые виделись ей пустыми и недовольными своей участью. Она, вознамерившись сделать Пепиту своей преемницей, учила девочку руководить женщинами, а ради приобретения жизненного опыта отдала в услужение маркизе. Для 14-летней Пепиты жизнь в доме маркизы стала тяжелым испытанием.
Однажды маркиза случайно прочитала письмо, написанное Пепитой настоятельнице монастыря, её охватила зависть: как чиста любовь девочки к этой монахине. Духовное перерождение маркизы началось в церкви, после того как Клара сообщила ей, что ждет ребенка. Она решает отдать дочь с её заботами в руки Божии и обрести первозданную чистоту чувства, отбросив бремя гордости, из-за которой она постоянно хранила в памяти обиды, обломки разговоров, неуместных излияний. Последнее её письмо критики называли Вторым посланием к коринфянам за бессмертные слова о любви.
Вторая новелла повествует о глубокой душевной связи братьев близнецов, воспитанных в монастыре. Один из них, Мануэль, в расцвете лет умер от заражения крови. Другой брат, Эстебан, убитый горем, соглашается отправиться с капитаном в морское путешествие, но также летит в пропасть с моста.
В главе под названием «Дядя Пио» рассказываеся о Камиле Периколе, в прошлом блестящей красавице, фаворитке вице-короля, лучшей актрисе Западного полушария. Бог дал ей пройти через ненависть к себе самой, чтобы научиться бескорыстным чувствам. Утратив красоту вследствие перенесенной оспы, Камила пала духом, она испытывала унижение и отчаяние, что красота это главное и не представляла себе иной любви, кроме страсти. , осознание конца жизни поглотили женщину, в истеричной гордыне она вернула своим поклонникам все богатства. Камила срывала раздражение на дяде, помогавшем её детям. Пио, движимый любовью, берёт ответственность за сына Джеми, также недавно тяжело переболевшего, он мечтает научить мальчика всему, что должен знать и делать дворянин. Камила отпускает сына с дядюшкой и, переходя через мост св. Людовика, они оба погибают.
Что это – Промысл? Уайлдер не говорит прямо, только по отдельным фразам можно понять его мысль. Почему погибла маркиза? Без сомнения, Господь забрал её в лучшее время. Эстебан пусть ищет смерти, но он покорен воле Божией. Все погибли в особый критический момент, в новой точке осознания своей любви, в переходе на новый уровень чувств. Все достигли той полноты жизни, что готовы для Царства Небесного. Для оставшихся их близких эти смерти – переворот, общее горе объединило таких разных женщин. Настоятельница Пепиты вырвала идола из своего сердца: теперь для неё неважно, кто продолжит дело, главное – служить людям. Небу довольно того, что бескорыстная любовь свела всех в Перу. Камила, потерявшая сына и дядю Пио, в изумлении и ужасе, чувствует себя всеми отверженной, затопленной болью, сожалеет, что не ценила дядю, предала любящих людей. Через год, исповедавшись у настоятельницы, она нашла себя в служении Церкви.
Донья Клара приезжала и с любовью говорила о своей матери. И здесь вновь звучит мысль автора, что все недостойны, в любви все ошибки не долговечны, время идёт и всё проходит. Настоятельница мать Мария говорит в конце: «Уже никто не помнит погибших, скоро и мы умрём, и память об этих пятерых сотрётся с лица земли; нас тоже будут любить и тоже забудут. Но и того довольно, что любовь была. Ручейки любви снова вливаются в Любовь, которая их породила. Даже память необязательна для любви. Есть земля живых и земля мёртвых, и мост между ними любовь, вот единственный смысл, единственное спасение».
Роман напоминает нам о том, что страдания посылаются только для блага. Начало и конец человеческой жизни – часть Божьего промысла. Монах в своей книге о происшедших событиях пытается измерить доброту и благочестие людей. Когда же книга попадает в руки судьям, она признаётся еретической, её сжигают вместе с автором. Брат Джунипер рад был отдать жизнь за чистоту церкви, во время его казни в толпе нашлись люди, которые верили ему и любили его. В заключении Инна Евгеньевна напомнила, что святой Людовик IХ, король, чьё имя носил мост, единственный канонизированный французский монарх. Он выкупил терновый венец Спасителя у венецианцев, дал клятву Богу и возглавил 7-й и 8-й крестовые походы. Умер в Тунисе во время последнего похода. Его жизнь – своеобразная параллель с судьбами героев романа, они также стоят на пороге Небесного Иерусалима. А нам остаётся только любить, это единственный мост между смертью и жизнью, между человеком и Богом.