Монашествующих славо и похвало…

Монашествующих славо и похвало…

По смерти святителя Игнатия его современник, верный ученик и адресат непревзойденных по значению подвижнических наставлений  архиепископ Ярославский Леонид (Краснопевков) выражал надежду, что «православные русские люди мало-помалу усвоят себе покойного Святителя; в его жизни и писаниях они постараются найти и найдут что может быть общедушеспасительного».

Епископ Игнатий, вне всякого сомнения, занимает свое почетное место в ряду святых отцов и учителей Церкви, поэтому всякому верующему в любых обстоятельствах полезно читать его сочинения. Но особенно необходимо изучать их монашествующим: читать и перечитывать, как он говорил, переносить слова с бумаги в сердце, пить из этой чаши здравие душевное.

     Нужно, однако, помнить, что сам он не считал свои советы «универсальным лекарством», предполагая в своих читателях некоторый уже пройденный путь и уровень подготовки; он допускал, что для кого-то его наставления окажутся лишь «поводом к пустым рассуждениям, пересудам, к составлению ложных догадок и мнений». Дело в том, что епископ Игнатий не составлял руководственных правил; с теми, кто искал его совета, он был предельно честен и нелицеприятен; он, «искушенный волнами многими, бурями многими, скорбями многими, многими пропастями и подводными камнями», считал себя неискусным и всего лишь делился собственным опытом, добытым потом и кровью, никогда не поступаясь истиной, ничего не приукрашивая, без снисхождения к немощи вопрошающего.

      Он предостерегал от «правды испорченного естества нашего», которое всегда вооружается против правды Христовой; плоть и кровь наши бунтуют против креста, они не хотят распятия и пролития крови, им надо сохраниться, усилиться, властвовать, наслаждаться. «Путь к кресту весь из бед, поношений, лишений, плоть и кровь не хотят идти по этому пути, они горды, они хотят процветать, величаться».

    Он указывал на необходимость умерщвления плотских привязанностей, кровяной любви к родителям, дружбы с братиями: «если не умрешь для людей, если будешь дозволять сердцу своему увлекаться, пленяться пустыми привязанностями – всю жизнь твою будешь пресмыкаться по земле, не сподобишься ничего духовного; кости твои падут вне земли обетованной». Сегодня это предупреждение чрезвычайно актуально: имея мобильный телефон, монах постоянно подвергается суетному воздействию сильно  эмоционального мiра.

     Спасительнейшим подвигом святитель считал послушание, потому что сила всех страстей человека сосредоточена в его испорченной воле: «послушание, связывая и убивая волю, связывает и убивает совокупно все страсти».  Послушание, утверждал он, полезнее всех произвольных (т.е. добровольных, лично избираемых) подвигов, хотя неопытному взгляду кажется, что послушание стесняет, препятствуя подвигам. Такая поверхностная, глубоко ошибочная точка зрения весьма распространена в наши дни: сколько монашествующих покидают обители по причинам неудобства для личного подвига: «я хочу молиться, а не обед варить (грядку полоть, посуду мыть, пол подметать)». Может быть, большинство ошибок от невежества: многие ли из нынешних новоначальных со вниманием штудировали труды святителя Игнатия, хотя бы «Приношение современному монашеству»?

     Молитву святитель считал хлебом насущным для монаха, особенно Иисусову молитву, однако призывал к смиренной осторожности, не позволяющей ожидать духовного утешения и ради него налегать на молитву: «в молитвах твоих погружайся весь в покаяние, – писал он – … пребывай в непрестанном сетовании, в печали спасительной. Отвергнись себя! Оценивай себя только осуждением себя. Будь бескорыстен пред Богом: никак не позволь себе ожидания благодати – это состояние и учение находящихся в самообольщении, отпавших от Истины. Стремись узреть грех свой и возрыдать о нем – это твое дело. А Бог сделает Свое дело, потому что Он верен, дал обетование и исполнит его».

     Мы обладаем огромным, бесценным, неисчерпаемым богословским сокровищем; сочинения святителя Игнатия, вобрали в себя всё учение святых отцов, «примененное к требованиям современности». Будем пользоваться этим сокровищем, изучая его и, главное, проверяя на собственном опыте. Помолимся святителю Игнатию о духовном просвещении и разумении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *