Личное задание от Бога

Личное задание от Бога

Недавно промелькнул перед глазами пост в Яндексе, что не надо искать смысла в жизни, он сам придет лет в 60, а если не придет, то он Вам не нужен. Возможно и есть такие люди, которые не задают себе этот вопрос. Но все-таки большинство нормальных людей думают, ищут и вопят на Небо: «Какой смысл в этой жизни? в жизни вообще? конкретно в моей жизни? что хочет от меня Бог? есть ли у меня личное задание от Него на эту временную жизнь и как мне это узнать? Чем конкретно и как заниматься, чтобы угодить Богу? где мое место в этой жизни? Написано на эту тему тоже немало. Искали смысл жизни не только святые отцы, но и философы разного толка.

Ищущий да обрящет. Сразу можно сказать, что точный ответ для себя или для другого вопрошающего доступен только совершенным, то есть святым. Мы же можем только поделиться результатами нашего поиска и изложить некоторые мысли.

Интуитивно понятно, что основное общее задание для каждого христианина – воплощение образа Божия, в частности – это исполнение заповедей Божиих. Про общее задание – исполнение заповедей – много написано святыми отцами и церковными писателями. Что касается личного задания, то возникает еще один вопрос почему же святые отцы не интересовались личным заданием, что было в их время и нет у нас или наоборот, чего не знали святые отцы.

Личное задание или индивидуальное?

За разъяснением обратимся к труду нашего современника протоиерея Владислава Свешникова «Мировоззрение».

Иногда понимание своего места в жизни почему-то ясно с раннего детства, в других случаях напротив, долго не ощущается, и только религиозное самосознание заставляет человека всматриваться в свою «судьбу». Поиск воли Божией сначала нащупывается робко и неуверенно, на пути часто бывают ошибки, мешают мечтательность или «кажимость» задания от Бога.

Современное человечество в отличие от древнего накопило слишком много разнообразных сведений, и, по всей видимости, это далеко не предел: кроме естественных наук появились области знаний, претендующих на духовную область, такие как философия и психология со всевозможными психотехниками, которые пытаются воздействовать на душевную часть трехсоставного человека.

Современный мир, включая все науки вместе взятые, стремится к все большей раздробленности, обособленности. Детей с малых лет приучают проявлять свою индивидуальность. В образовании взрослой личности главный акцент делается на внешнюю деятельность и самовыражение.

Но, как справедливо замечает отец Владислав, современное словоупотребление понятий «индивидуальность» и «личность» стало равносодержательно, в то время как индивидуальность в человеке может вовсе и не состояться как личность. Для наглядности приведем пример научного нехристианского определения индивидуальности и личности и сравним его с христианским понятием.

Христианское мировоззрение говорит, что уникальность индивидуальности и уникальность личности противоположны по существу.

Личное задание от Бога

Итак, первая составляющая личного задания для каждого человека – стать личностью и, насколько это возможно, приблизиться к Личности Христа.

О призвании

Вторая составляющая личного задания есть призвание как непосредственно-конкретное дело человека, который привлекается к высшему деланию. Оно может относиться не только к личности, но и к обществу и даже целому народу.

Личное задание от Бога
Протоиерей Владислав у нас в гостях

«Призвание, – пишет о. Владислав, – включает в себя переживание ценности деятельности и ее плодов, ответственность за порученное дело (невозможность для себя отбывать, халтурить, относиться потребительски к своей деятельности-призванию), любовь к делу настолько значимая, что в случаях альтернативы выбирается именно оно, служение делу, к которому человек осознал свое призвание. Служение по своей природе всегда самоотверженно. Служение как тип деятельности всегда имеет творческое начало, как бы ни была ординарна конкретность повседневного процесса». Человек «я» призывается высшим «не-я», чтобы делать свое дело, нужное дело, ценное дело, которое его избирает. В этом типе деятельности человек различает для себя предметное содержание жизни.

Деятельность как свойство личности

По замыслу Божию человек свободен выбирать добро или зло, то есть нести ответственность за порученное дело или халтурить. Подлинная высота и осмысленность свободы открывается лишь там, где есть живая и действующая любовь. Это может быть любовь и к самой деятельности, к ее результатам, любовь к смыслам своего делания, любовь к людям, ради которых дело делается; такая любовь к людям делает деятельность драгоценной; при патологической же, неизъяснимо нарциссической любви к самому к себе она становится карикатурной.

В акте познания самосознающая личность свободно входит в особый тип общения с объектом, при котором он отчасти жертвенно «отдает» себя объекту, а отчасти «усваивает» объект актом своего познания. И чем глубже усвоение, тем полнее познание. Такая взаимосвязь существует не только на уровне личностей, способных к самопожертвованию, но даже и на уровне предметов труда. Деятельность есть некоторое свойство личности, а продукт деятельности, включая и его личное отношение к своей деятельности – продолжение личности во внешних пространствах, и по каким бы разным пространствам эта продукция не расходилась, человек тончайшими нитями остается связанным с вещами, которые он сделал. Распространенность его продуктов хорошего качества отражает степень его «капитала». Вспомним рукодельницу Тавифу, которая «была исполнена добрых дел и творила много милостынь» и о которой усердно молили со слезами все вдовицы, сожалея о ее болезни и смерти, «показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними» (Деян. 9:36-42).

Отказ от деятельности

Ни для кого не секрет, что в любом обществе, большом или малом коллективе (в том числе и в монастыре) есть люди, которые отказываются от любой деятельности. Среди них есть принципиальные лодыри, неумехи, оправдывающие себя ничегонеделанием и другие паразиты. Кратко поясним их различие:

астения (постоянная вялость, утомляемость, тоскливое ощущение неспособности ни к чему);

паразитизм – хотят получать все и при этом ничего не делать – наиболее часто среди людей художественного творчества (богема);

неумение – бегство от встречи со своей «личной действительностью», им не удается «найти себя», но это не принципиальные лодыри;

лодырничество – явление психо-соматическое. Лодырь не способен не только трудиться, но и любить, потому что любовь открывается только самоотверженно, деятельно, а не в «приятных чувствах»;

протест против Бога – «философское» прикрытие лени и паразитства.

Рабство деятельности

Кроме отказа от деятельности отец Владислав упоминает такую деятельность, которую можно назвать «рабством деятельности». Такое явление еще более распространено, чем отказ от деятельности. Задание духовного строительства жизни, когда оно дается, включает в себя как один из основных принципов гармоничность; при этом деятельность даже не главный компонент, включенный в гармонию. К этой группе относятся:

работоголики – те, кто «уходит в дело». Они могут принести огромную пользу предприятию, виду деятельности, обществу, народу или даже всему человечеству, но себе они навредят. Жизнь их будет поврежденная и искаженная, у них возможны лишь временные удачи в семье и друзьях. От такого генерального личностного «ухода в дело» решительно отличается внимательное, ответственное и одушевленное отношение к делу в самом процессе, и тогда в деле хотя и проявляется личность, но в сущности иные мотивы определяют смысл деятельности.

халтурщики – те, у которых отсутствует стремление к подлинной деятельности высокого качества. Халтурщик не любит процесс делания, но вынужден им заниматься (больше платят, родители настаивают и др.).

Покорность суете также порождает рабство. Суета есть выявление бездуховной нравственно-психологической реальности. Таким людям свойственно законничество (точное следование предписаниям начальства, инструкциям) или другая крайность – импрессионизм (путают со свободой), когда человек руководится исключительно собственным субъективным ощущением что и как надо делать. Часто люди ищут рабства, чувствуют себя в нем более комфортно, чем в свободе, которая подразумевает ответственность. Рабство может проявляться и в любви к командованию как точному следованию букве закона. По-настоящему свободный человек любит и уважает свободу всякого другого человека.

Мотивы деятельности

Мотивация определяет уровень свободы личности. Мотивы деятельности могут быть очень разными от самых фальшивых до самых богоугодных. Среди них можно выделить следующие:

ради самой деятельности – по принципу «надо же чем-то заниматься». Делание считается естественным и обязательным для активного члена общества, а неделание – патология, но люди с такой мотивацией не видят  особой пользы от своего труда;

ради приобретения высокого качества делания (например, ремесло). В процессе работы, человек совершенствует свое дело, продукт, все более «входит во вкус»;

ради тщеславия (например, конкурсные занятия всякого рода, спорт, музыка), ради «зрителей» (политика, театр, живопись). Главным мотивом этого рода деятельности является поиск похвалы, оценки окружающих. Тщеславие подпитывает и стимулирует к усовершенствованию. Немалую роль в этом случае играет финансовая составляющая, ведь, чем больше популярности у артиста, тем более его материальное состояние;

ради эстетики. Но руководствуется прежде всего не потребностью общества или предложением (благословением) начальства, но личным мотивом, который, как ему самому кажется, преображает мир;

ради «миражей» (рифмоплетство, косметика, «состаривание» икон, продукты с «запахом куриц»). Такая деятельность убивает цель и смысл бытия, вырабатывая иллюзии и миражи и находя мотивы, «оправдывающие» такую деятельность. Самое печальное, что спрос общества на миражную деятельность только возрастает, что поощряет таких деятелей «выворачиваться наизнанку»;

ради идеологии. Сюда можно отнести иллюзорно-жертвенную деятельность всех сортов секретарей ЦК, обкомов, комсомола при марксистско-ленинской идеологии. При этом в качестве жертвы такого служения используются не собственные жизни, а чужие;

ради общества. Деятельность ради общества начинается тогда, считает автор «Мировоззрения», – «когда личность, любящая свой народ, с горечью замечает, как много болезненных наростов, искривлений находится на теле народной жизни. Как оказываются размытыми народные идеалы, как безобразно раздроблено общество, как коррумпирована государственная жизнь, как много в народной, общественной, государственной  жизни обретается исправимых, но не исправляемых недостатков. Невыправленное хочется выправить, неустроенное – обустроить, искаженное – восстановить. Обычно люди, имеющие этот мотив служения (один из благороднейших и чистых), делают свое дело если не наиболее качественно (зависит от способностей), то наиболее ответственно, каким-бы родом деятельности они ни занимались, и на каком бы посту не находились». Но встречаются и здесь люди с самообманом, воображающие и искренне верящие, что приносят пользу обществу, на самом деле приносят несомненный вред;

ради ближних (работа на нужды семьи). Такая деятельность характеризуется самопожертвование временем, силами, здоровьем. Но здесь есть некая ущербность, связанная с «семейным эгоизмом», по отношению к своей личности или обществу, другому ближнему (не родственнику);

ради Бога – деятельность, в которой пропадает всякая ущербность, предполагает и всю жизнь свою выстраивать ради Бога. Тогда сама деятельность окажется хоть и важнейшей, но все же только частью жизни. На этот род деятельности ориентируются христиане, волонтеры и др., при этом сознание и переживание религиозно ориентированной личности почти не зависят от ее конфессиональной принадлежности. Деятельность ради Бога – одно из основных содержаний бытия, которое наиболее понятным образом опознается как строй жизни, определенный словом «служение».

Служение как жизненный принцип

С евангельских времен всякая деятельность, основанная на доброй воле, любви, сознательности, самопреданности и жертвенности, стала называться служением. Такое понимание призвания основано Самим Господом и Им же подан пример. Сын человеческий пришел, чтобы послужить (Мф. 20:28), во всей деятельности (до конца, до Креста), в примере (умыл ноги).

Служа ближнему человек органично и ответственно исполняет заповедь Божественную. Не ради религиозной идеи, но ради личностно переживаемой личности Бога. Служа, человек преодолевает самого себя и это есть необходимое условие следования за Христом. Евангелие дает нам пример служения: тот, кто накормил.., одел.., посетил.., тем самым послужил и Ему.

Психологическое основание служения – объект служения как важнейший для себя. Святитель Лука в автобиографии вспоминал, как в детстве узнал о самом главном деле: «Самое важное время – это сейчас. Потому что то, что было, уже прошло, а то, что будет, еще не настало. Самый главный человек – тот, который перед тобой сейчас находится. И главное, что нужно сделать, – это сделать максимум для этого человека, все, что можешь».

Притча его дедушки оказала влияние на выбор его профессии. Будучи прекрасным художником, он хотел поступить в Художественную академию, но «услышал» призыв к более полезной деятельности на поприще служения людям и стал тем, кем мы его знаем – лекарем, учёным, священнослужителем, исповедником, святым.

Некоторые виды деятельности называют службой и уже в самом названии подразумевают то главное значение и назначение ради чего призывается человек. Государственная служба, служба в ряда вооруженных сил, вахтенная служба, патронажная служба и, конечно же церковная служба и особенно священнослужение.

Все эти виды службы призваны Богом к деятельности на благо ближнего. Но, нетрудно заметить, что служение почти во всех сферах жизни имеет внешний характер и то, что должно быть нормой, например ответственность, совестливость, остается только у некоторых личностей. Конечно, как и в любом деле, бывает служение как ширма, маска для стремления к собственной выгоде.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)очень точно учит о том, как должно служить, чтобы земные дела стали делами небесными: «Земные служения наши, наши земные обязанности будем нести, как возложенные на нас Богом, исполняя их как бы пред взорами Бога, добросовестно, с усердием, приготовляясь отдать отчет в исполнении их Богу. Да не окрадывают, да не оскверняют этих служений греховные побуждения и цели! Дела земные будем совершать с целию богоугождения, и дела земные соделаются делами небесными».

Именно служение (или неслужение) людям Евангелие объявляет как решающий фактор, определяющий посмертную участь человека. Принципы, выстроенные вне и помимо церковного объективного знания, плоды жизни с такой деятельностью оказываются гнилыми.

Зачем создан мир и каждый человек

Очень часто приходится слышать, мол, не всем же быть святыми, кому-то и в ад надо идти. Это дьявольская ложь, которая удобно «оправдывает» грешника, не хотящего заботиться о своем спасении и наплевательски относящемуся ко всем прочим человекам, а значит и Божьему замыслу. Как известно, узок путь, ведущий в рай. В огромном количестве всяких деланий, человек должен найти свое призвание. Кто-то сразу «услышит, узнает», кто-то к концу жизни найдет свое место, себя, путем проб и ошибок.

Не зря святыми именуются те, кто были призваны Богом в область наибольшей личной близости к Нему. Главная задача святых – определить конкретность личного задания, которое необходимо им выполнить  в соответствии с общей целью и приложить максимум энергии для того, что бы преодолеть все препятствия на этом пути и совершить акт творчества для построения «новой твари».

И каждая отдельная особь имеет от Бога свое особое предназначение. «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны» (1 кор.12:21). Но главное предназначение каждого индивидуального бытия состоит в том, чтобы входить как составная часть в живую динамическую картину космоса.

Человек (обычно неосознанно) совершает разрушительные действия, но промысл Божий, не без нашего со-действия, восстанавливает нарушенную гармонию, корректирует провоцируемую человеком дисгармонию и несовершенство. Служение состоит в том, чтобы умалилось количество энтропии, разрушительности и увеличилась творческая созидательность.

Личное задание от Бога

Подводя итог вышесказанному, отметим, что узнать своё личное задание от Бога, а также «услышать» призвание может и должен каждый человек. Исходя из наличных данных своей индивидуальности, не культивировать своё наличное «я», а напротив, творчески со-работая Богу, стать личностью. Свою деятельность при этом направить на исполнение заповедей через служение ближним, помня слова святителя Игнатия, что дела земные должно совершать с целью богоугождения и тогда они соделаются делами небесными.  За более подробным рассуждением отправляем читателя к труду нашего друга во Христе доктора богословия, профессора Свято-Тихоновского Православного Гуманитарного университета протоиерея Владислава Свешникова «Мировоззрение».

3 комментария

  1. Спасибо! За возможность читать Ваши статьи , публикации, книги. Это очень нужно.

  2. Спаси Господи! Очень хорошая статья. Для меня так еще и своевременная.
    Но, как человек, имеющий отношение к педагогике и, соответственно, изучающий светскую психологию (никуда не деться), хочу и здесь задать вопрос, относящийся к личности. Вопрос такой: если “первая составляющая личного задания для каждого человека – стать личностью”, то по формальной логике новорожденный человек – это не личность. Значит, если этот новорожденный родился с серьезными патологиями мозга, которые не позволят ему НИКОГДА овладеть функциями интеллекта, мышления, речи, памяти и т.д. и т.п. Всем тем набором, который позволяет здоровому ребенку развиваться полноценно. Тогда человек, родившийся с патологиями, не личность? Так что ли получается?

    1. Author

      Благодарим за вопрос.
      Да, Вы правы, новорожденный ребенок – не личность, а, скорее, семечко. Ему предстоит вырасти телом, душой и духом.
      Да, иногда так бывает, что ребенок с рождения или с младенчества имеет патологию мозга. Как можно догадаться, патологии бывают очень разные: как соматические, так и психические.
      Мы наверняка не можем знать («Кто познал ум Господень, чтобы судить Его?») почему у здоровых родителей родился ребенок с патологией мозга или еще какой-нибудь неполноценностью. «Господи, за что?!» – вопит наше самолюбие. Господь, по каким-то Ему только ведомым причинам лишил этого человека разума, тем самым лишив его самостоятельно выбирать между добром и злом, то есть не дал дар свободы выбора. Но Он не лишил этого человека своей благодати и, соответственно, спасения! И здесь можно привести примеры того, что жизнь подобного человека не напрасна и, возможно, необходима для спасения его родителей и других окружающих. Например, многие замечали, что дети с болезнью Дауна сияют, как солнышки. Лишив выбора между добром и злом, Господь сам просвещает их. Да, есть методики развития таких детей и мы не можем утверждать, что все они никогда не станут личностями. Кстати, те, кто обслуживают подобных детей – служат Богу и у них есть реальный шанс стать личностью. Каждый человек уникален, индивидуален. И личность не есть наличие одного только интеллекта, памяти. Здесь и эмоции, и более всего ответственность перед Богом и людьми за ребенка или дело, которое поручено (или выбрано самостоятельно), любовь к этому человеку (делу).
      Другой пример: ребенок семи лет от роду, зная о своей смертельной болезни, может утешать маму, уверяя, что он не умрет совсем! Такая забота о ближнем уже свидетельствует о личности этого человечка. И, кто знает, может эти 7 лет малыш прожил, послужив своей жизнью для спасения только своей мамы. Такое вот личное задание от Бога…
      К вышесказанному можно добавить, что довольно многие разумные люди добровольно отказываются становиться личностью. Многих вполне устраивает есть, пить, кататься на каруселях, смотреть телек, самовыражаться и… не думать о том, что будет после, не думать о спасении.
      Но между первыми и вторыми существенная разница: одним дано много (разум, способности, вплоть до гениальности, здоровье), а другим не дано. С кого больше спросится?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *