"Как Бог влияет на ваш мозг". Эндрю Ньюберг, Марк Роберт Уолдман.

“Как Бог влияет на ваш мозг”. Эндрю Ньюберг, Марк Роберт Уолдман.

Авторы книги, американские ученые-нейробиологи, в самом начале заявляют ради объективности, что религиозностью не отличаются, более того, один допускает существование Бога, а другой предпочитает рассматривать Вселенную исключительно с естественнонаучной, доказательной точки зрения.  В течение четырех лет они сканировали мозг францисканских монахинь,  пятидесятников, сикхов, йогов, буддистов и прочих молящихся или медитирующих субъектов, чтобы ответить на вопрос, поставленный в заглавии;

впрочем, правильнее было бы говорить о влиянии на разум не Бога, а  различных представлений о Боге. Исследованиям подвергались протестанты (62 процента; их в США большинство), католики (21 процент), иудаисты (2 процента) и прочие (5 процентов), в числе которых православные, буддисты, сайентологи, мормоны, индуисты,мусульмане; остальные 10 процентов не относили себя ни к какой конфессии. 

     Общий вывод: причастность к религии оказывает благотворное влияние на любого человека. Те, кто еженедельно посещает церковь, меньше подвержены риску инсульта (но не инфаркта, поскольку речь о мозге, а не о сердце); молитва (или медитация) способствует сохранению нейронной активности, нейропластичности и толщины коры головного мозга (которая, как правило,  с возрастом истончается); молитва, оказывается, вызывает в организме выброс антистрессовых гормонов, нейрохимических веществ и нейротрансмиттеров (допамина и серотонина), снижающих склонность к курению, злоупотреблению алкоголем и депрессии.  Однако религиозные воззрения, основанные на представлениях об авторитарном Боге, обвиняющем и карающем, а таких воззрений придерживается 48 процентов опрошенных, могут быть опасными для здоровья, вызывать, напряжение, стресс, депрессию, тем самым открывая путь многим болезням. Также и некоторые способы медитации, например кундалини, способны разрушать психологическую защиту и  порождать беспокойство, страх и даже галлюцинации.

     В большинстве случаев глубокая вера благотворно сказывается на психическом состоянии и здоровье, если только не сопрягается с ненавистью к иноверцам и вообще инакомыслящим, порождая агрессию. Злоба и враждебность – достаточно слушать гневные речи или наблюдать сцены насилия в видеоиграх – нарушают нормальное функционирование многих отделов мозга, причем негативные эмоции оказывают более сильное и длительное влияние, чем позитивные. 

     Функции мозга стимулирует интерес к духовным вопросам; в частности, вдумчивое чтение Священного Писания, стремление понять смысл этих текстов, размышления о насущных проблемах человечества активизируют сложные цепочки мозга; вообще интеллектуальные занятия, книги, лекции, шахматы помогают сохранить дендриты и аксоны, соединяющие один нейрон с тысячами других, и улучшает работу лобных долей, ответственных за возрастные нарушения, в частности, памяти; весьма полезна, как отмечается, привычка перебирать четки.

     Вера равнозначна оптимизму, а значит, открытости и общительности. Сканирование показало, что во время молитвы снижается активность в теменной доле, той части мозга, которая несет ответственность за формирование нашего чувства собственного «Я»; человек, во-первых, получает возможность ощутить свое единство с предметом созерцания, т.е. с Богом, а во-вторых, приобретает способность откликаться на эмоции другого человека, реагировать на чужую боль, испытывать сострадание. Авторы приписывают эти завоевания какой-то поясной извилине, которая ответственна за коммуникативные навыки; так или иначе, благодаря молитве мы можем стать менее враждебными и эгоистичными и более расположенными к диалогу с окружающими.

     По поводу отношений человека с Богом авторы приводят забавную аналогию: мы понимаем Бога примерно как понимает собака своего хозяина, т.е. она, вероятно, слышит что-нибудь вроде «тыр-пыр, Тузик, тыр-пыр, еда», но совершенно не знает наших интересов, обязанностей, устремлений, мыслей; так же было бы чрезвычайно самонадеянным полагать, будто мы понимаем подлинную сущность Бога. Но, продолжая аналогию, если мы, подобно собакам, которые любят нас, будем верить в Бога, проявляя любовь и преданность Ему, то почему не надеяться, что Бог ответит нам тем же.

     В недавнее время появилось немало антирелигиозных сочинений (самое известное «Бог как иллюзия» Ричарда Докинза), авторы которых не просто отрицают Бога, но называют религиозные убеждения опасными как для отдельного человека, так и для общества. Книга, о которой мы очень коротко рассказали, опустив множество рекомендаций, мало пригодных для православного христианина, недвусмысленно указывает на обратное, основываясь на объективных научных исследованиях. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *