Юридический характер католического учения о спасении

Юридический характер католического учения о спасении

Юридический характер католического учения о спасении

Разность православия и инославия заключается не в каких-нибудь частных недомолвках и неточностях, а прямо в самом корне, в принципе, что православие и инославие противоположны между собой: правовое и нравственное, христианское.

Бог у них понимается главным образом первопричиной и Владыкой мира, замкнутым в своей абсолютности, – отношения Его к человеку подобны отношениям царя к подчиненному и совсем не похожи на нравственный союз. Точно также и человек представляется в его отдельности, он живет для себя и только одной внешней стороной своего бытия соприкасается с жизнью общего, – только пользуется этим общим; даже и Бог с точки зрения человека является только средством к достижению благополучия. Началом жизни, следовательно, признается себялюбие. Между тем, по мысли св. отцев, бытие и жизнь в собственном смысле принадлежат только Богу, все остальное, все тварное существует и живет исключительно своим причастием этой истинной жизни Божией. Бог – средоточие жизни: никто не может и не должен жить для себя, смысл жизни каждого бытия – в Боге, что практически значит, в исполнении Его воли. Учение Христа Спасителя есть учение об отвержении себя, и уничтожение греховной самости, себялюбия, саможаления есть главная задача всякого христианина.

Христианство с самых первых своих исторических шагов столкнулось с Римом, древний же Рим считается носителем и выразителем права, закона. Религия не составляла исключения, – она была тоже одним из применений права.

Так получила себе начало юридическая теория, которая состоит в том, что аналогия труда и награды признается выражением существа спасения.

Правовой строй имеет своей задачей сопоставить несколько себялюбий, так чтобы они не мешали друг другу. Для государства или сограждан не важно, каково мое внутреннее настроение, для них существенно лишь мое внешнее поведение, потому что только это касается их благополучия. Нравственный союз проникает со своими требованиями в самое святилище человеческой совести.

В правовом союзе человек стоит пред лицом Божиим совсем не в положении безответного грешника: он склонен представлять себя более или менее независимым, обещанную награду он ожидает получить не по милости Божией, а как должное за свои труды.

Заслуги приписываются не добродетелям или расположениям души, а внешним поступкам. Жизнь человека превратилась в бездушное исполнение частных предписаний.

Папство в ХШ веке

XIII век был временем наивысшего могущества и влияния папства. Наиболее ярко это проявилось во время понификата папы Иннокентия III (1198-1216). Самым мощным оружием папства были отлучение от Церкви, интердикт (прекращение богослужений), крестовый поход. Именно в этот период усиления папства был принят догмат о непогрешимости пап.

В понтификат папы Бонифация VIII (1299-1303) начали выпускаться индульгенции – грамоты, которые за деньги обеспечивали отпущение грехов и гарантировали место в раю. Каждый бедняк собирал последние деньги, чтобы купить себе индульгенцию, свято веря, что она обеспечит ему место в раю. Бонифаций VIII требовал признания папы заместителем Бога на земле и провозгласил теократическую монархию. В XIII же веке теологами было разработано учение о сокровищнице Церкви – неиссякаемом богатстве благодати, накопленном подвигами святых и мучеников. Только папы и иерархи Церкви, могли распоряжаться этой сокровищницей. Папы стремились выставить себя в качестве борцов с «татарской опасностью», нависшей в середине XIII в. над Западной Европой, проведя на I Лионском соборе (1225) решение о необходимости общей борьбы с монголами. Однако в действительности папа не пытался возглавить борьбу европейских народов с этим нашествием. Он и его преемники лишь искали пути для переговоров с монгольскими ханами, рассчитывая с их помощью распространить католическое влияние на Руси. Предлагали помощь князю Изяславу за подчинение папе.

Оформляется орден августинцев; духовные ордена, включая монашеские, принимают устав св. Августина (разработан в V в.), основой которого была любовь в высшем ее смысле – любовь к Богу. Клюнийское движение, реформы Льва IX, реформы Григория VII, реформы Бонифация VIII, создание новых уставных монастырей (цистерцианцев и августинцев) способствовало укреплению церковной организации, духовной власти папы и росту его авторитета.

Крестовые походы (1095–1270)

В конце 1080-х – начале 1090-х стихийные бедствия (суровые зимы, наводнения) и эпидемии («горячки» и чумы), обрушились на Германию, прирейнские области и Восточную Францию. Это способствовало религиозной экзальтации, аскетизму, отшельничеству. Потребность в в самопожертвованиинашла выражение в идее паломничества в Святую землю ради освобождения Гроба Господня.

С распадом халифата Аббасидов в конце Х в. Палестина оказалась под властью Египта; усилилась враждебность мусульман к христианам. Ситуация стала еще более напряженной после захвата Иерусалима турками-сельджуками (1078). Европу будоражили рассказы о бесчинствах мусульман и жестоких преследованиях верующих. В 1071–1081 сельджуки отобрали у Византийской империи и Малую Азию. Византийский император Алексей Комнин (1081–1118), теснимый турками, печенегами и норманнами, обратился к Западу с призывом о помощи.

27 ноября 1095 года папа Урбан II обратился с проповедью к собравшимся у собора во французском городе Клермон. Он призвал слушателей принять участие в военной экспедиции и освободить Иерусалим от мусульман, в 638 году завоевавших город. В качестве возна­граждения будущие крестоносцы получали возможность искупить свои грехи и  попасть в рай. Так началась эпоха Крестовых походов. Многочисленные проповедники разнесли призыв Урбана II по Западной Европе. Рыцари и крестьяне продавали свое имущество, чтобы приобрести необходимое военное снаряжение, и нашивали на одежду красные кресты. В середине марта 1096 толпы крестьян (около 60–70 тыс. человек), в основном из Прирейнской Германии и Северо-восточной Франции, во главе с проповедником Петром Пустынником двинулись в поход, не дожидаясь, пока соберутся рыцари. Летом 1096 они достигли пределов Византийской империи; их путь был отмечен грабежами и насилиями над местным населением. Первый поход начался с массовых избиений евреев на севере Франции и в Германии — большинство кресто­носцев не по­нимали, почему они должны сражаться против одних неверных (мусульман), а других неверных щадить.

 Чтобы предотвратить бесчинства, Алексей I потребовал от них нигде не задерживаться более, чем на три дня; по территории Империи они следовали под неусыпным наблюдением византийских войск. В июле значительно поредевшее (сократившееся почти вдвое) ополчение крестьян-крестоносцев подошло к Константинополю. Византийцы спешно переправили его через Босфор. Вопреки советам Петра Пустынника крестьянские отряды двинулись на Никею, столицу Сельджукского государства, попали в засаду, устроенную султаном в узкой долине и были наголову разгромлены; большинство крестьян-крестоносцев погибло (ок. 25 тыс. чел.).

Первый рыцарский крестовый поход начался в августе 1096. В нем приняли участие рыцари из Лотарингии во главе с герцогом Готфридом IV Бульонским, из Франции и из Южной Италии (норманны); духовным предводителем похода был епископ Адемар из Пюи. К концу 1096 они собрались в Константинополе. Несмотря на кровавые столкновения крестоносцев с местным населением, византийской дипломатии удалось добиться от них принесения присяги Алексею I и обязательства вернуть Империи все ее прежние владения в Малой Азии, захваченные турками-сельджуками.

Рыцари взяли Эдессу и выступили в поход на Антиохию; ее крестоносцы смогли взять только 2 июня 1098, возникло второе государство крестоносцев после княжества Эдесского – княжество Антиохийское (Сирия).

Весной 1099 двинулись на Иерусалим, и летом взяли его штурмом, истребив все нехристианское население. Победители создали Иерусалимское королевство, которое возглавил Готфрид Бульонский с титулом «охранителя Гроба Господня».

Большинство выживших в этом сражении крестоносцев вернулись домой. Те, кто остался, образовали на Ближнем Востоке четыре государства — граф­ство Эдесское, княжество Антиохии, графство Триполи и Иерусалимское коро­левство. Следующие два столетия поток крестоносцев в Святую землю был более или менее регулярным.

В 1144 году пало графство Эдесское, и целью Второго крестового похода стало возвращение Эдессы. Но  крестоносцы решили напасть на Дамаск. Осада города провалилась, поход ничем не окон­чился. В 1187 году Саладин, султан Египта и Сирии, отвоевал Иерусалим и многие другие города Иерусалимского королевства, включая самый богатый из них — Акру (современный Акко в Израиле). Во время Tретьего крестового похода (1189–1192), который возглавил король Англии Ричард Львиное Сердце, Акра была возвращена. Оставалось вернуть Иеруса­лим. Во время Четвертого крестового похода был завоеван христиан­ский Константинополь, во время Шестого вернули Иерусалим — но ненадолго. Поход за походом оканчивался неудачно. В 1268 году пало княжество Антиохии, в 1289-м — графство Три­поли, в 1291-м — столица Иерусалимского королевства Акра.

После Первого крестового похода воз­ник новый монашеский орден тамплиеров. Сначала главной но монахов-рыцарей  была защита христианских паломников от разбойников. Тамплиерам перешло множество замков в Святой земле; тамплие­ры при­нимали обет целомудрия, бедности и послушания, но, в отличие от членов других монашеских орденов, служили Богу, убивая врагов.

Большинство выживших крестоносцев возвращались домой с пустыми руками, если, конечно, не считать реликвий из Святой земли. Однако дорогостоящее участие в Крестовых походах поднимало престиж всей семьи и  следующих поколений.

Подсчитать, сколько всего крестоносцев погибло в походах, сложно: известны судьбы совсем немногих участников. Умирали не только в бою или впоследствии от получен­ных ран, но и от болезней и голода. Император Священной Рим­ской империи Фридрих Барбаросса утонул в реке, Ричард Львиное Сердце и король Франции Филипп II Август еле пережили тяжелую болезнь (судя по всему, разновид­ность цинги). А во время Восьмого похода Людовик IX Святой и один из его сыновей умерли.

Арабские источники упоминают женщин-крестоносцев, сражавшихся в доспехах и на коне.

В церковном отношении крестоносные земли образовывали Иерусалимское патриаршество, делившееся на четырнадцать епископий. Местная католическая церковь обладала большими богатствами и немалым политическим весом. В Сирии и Палестине существовала разветвленная система монастырей.

С середины XII века папы начали объявлять Крестовые походы не только про­тив мусульман, но и против язычников, ерети­ков, православных и даже като­ликов. Например, так называемые Альби­гойские крестовые походы на юго-западе современной Франции были направлены против катаров — сек­ты, не признававшей Католическую церковь.

В крестоносных государствах возникли особые духовно-рыцарские ордена, в задачу которых входили борьба с «неверными» и обеспечение условий для паломничества христиан в Святую землю (охрана дорог и святынь, устройство больниц и странноприимных домов). Их члены являлись одновременно монахами (приносили обеты целомудрия, бедности и послушания) и рыцарями (могли брать в руки оружие для защиты веры).

Крестовые походы принесли неисчислимые бедствия. Четвертый крестовый поход подорвал силы Византийской империи, тем самым приблизив ее падение в 1453. Крестовые походы не решили ни одной из проблем, стоявших перед средневековой Европой. Но привели к временному усилению католической церкви: она существенно укрепила свое финансовое положение, расширила сферу своего влияния. Папство подтвердило свой статус лидера западно-христианского мира. В то же время они сделали непреодолимой пропасть между католицизмом и православием, углубили конфронтацию между христианством и исламом.

Ереси. Нищенствующие ордена

XII-ХIII вв. вся Европа была охвачена еретическим движением, которое носило не локальный характер, а общеевропейский. Условно выделяются два типа ересей: бюргерские (т.е. городские) и крестьянско-плебейские. Они требовали ликвидации политических притязаний папства, земельных богатств Церкви, особого положения католического духовенства.

Одним из самых массовых направлений еретического движения XII в. была ересь катаров. Название происходит от греческого слова katharos – чистый. В своем учении катары начали не с отрицания сложившейся церковной иерархии, а с отрицания власти государства и церкви. Катары также отрицали физическое насилие, пролитие крови. Земной мир они рассматривали как порождение и сатаны, а папу римского считали его прямым наместником.

Другим еретическим учением, получившим широкое распространение, было Иоахима Флорского (Калабрийского) (1132-1202), монаха цистерцианца. Учение иоахимитов пользовалось огромным авторитетом в Европе ХII-ХIII вв.

В это же время в Европе получает широкое распространение и влияние ересь вальденсов, основателем которой был богатый лионский купец Пьер Вальд. Отказавшись от привычного ему образа жизни, он начал проповедовать идеалы бедности и аскетизма. Его последователи критиковали католический клир и католическую догматику.

Новый механизм борьбы с ересями начал разрабатываться папой Иннокентием III и его последователями. Нищенствующие ордена воплощали новое воззрение на монашескую аскезу. Первый нищенствующий орден – орден францисканцев создан в Италии, этот орден занимался подготовкой католических богословов, а также играл большую роль в политике и дипломатии папства.

Второй нищенствующий орден – орден доминиканцев – возникает в XIII в. в Испании и получает название также по имени своего основателя – монаха Доминика (1170-1221) с момента своего основания подчиняется папе. Из доминиканского ордена вышли крупные теологи, такие как Альберт Великий и Фома Аквинский. главной их задачей была борьба с ересью.

Если раньше короли находились в духовно-политической зависимости от главы Ватикана, то теперь, когда формировались национальные государства, король пытался освободиться от папской зависимости. Филипп IV переносит резиденцию пап из Рима во Францию, в г. Авиньон. Так начинается 70-летнее «авиньонское пленение пап» (1309-1378). Филипп тут же назначает папу французского происхождения – Климента V. В этот период папы немало способствуют укреплению королевской власти и созданию единого централизованного государства во Франции.

Инквизиция

розыск, расследование], судебный институт Римско-католической Церкви, занимавшийся выявлением и искоренением ересей, расследованием деяний, к-рые считались преступлениями против веры и нравственности. Особые инквизиционные трибуналы действовали в сер. XIII – 1-й пол. XIX в. Особый церковный суд под названием «Инквизиция» был создан в 1215 году при папе Римском Иннокентии III (1198-1216) прежде всего для расследования преступлений прелатов, а не еретиков. Дело возбуждалось только в результате открытого обвинения: истец должен был доказать вину подсудимого, после подачи исковой жалобы представив доказательства вины. Аргументами считались признание и очистительная клятва, произнесенные в присутствии тех, кто могли бы подтвердить их (т. е. показания свидетелей). К лицам несвободным или пользовавшимся плохой репутацией применялись ордалии, испытание огнем и водой («Божий суд»).

Инквизиционный процесс рассматривался как дисциплинарный и был направлен против злоупотреблений прелатов, прежде всего против симонии, а наказания по суду носили в основном экономический или адм. характер, напр. перевод в монастырь с более строгим уставом, временный запрет на служение. Присущая этому типу судебного процесса система формальных доказательств, среди которых основным считалось признание обвиняемого, объясняла применение пыток (узаконены буллой папы Римского Иннокентия IV); иногда пытке подвергались и свидетели.

Инквизиционный процесс стал использоваться и в светском судопроизводстве.

Активное использование в сер. XIII в. католич. Церковью инквизиционных трибуналов было связано с необходимостью поиска и уничтожения групп еретиков во Франции и в Италии.

Церковный трибунал, которому было поручено «обнаружение, наказание и предотвращение ересей», был учреждён в Южной Франции Григорием IX в 1229 году. Этот институт достиг своего апогея в 1478 году, когда король Фердинанд и королева Изабелла учредили испанскую инквизицию. С 1483 года её трибунал возглавил Томас Торквемада, великий инквизитор. В Испании, от страха онемелой, Царили Фердинанд и Изабелла, Но властвовал железною рукой Великий инквизитор над страной… Он был жесток, как повелитель ада, Великий инквизитор Торквемада. Лонгфелло.

Кодекс Т. включал 28 статей («инструкций»). В его выработке участвовали виднейшие испанские богословы, а также Изабелла и Фердинанд. В этом документе, датированном 1484 г., были суммированы директивы папского престола по преследованию еретиков и прошлый опыт инквизиционных трибуналов в Испании и других странах.

За время, что Торквемада возглавлял Священную Канцелярию, светскими властями на территории современной Испании были сожжены заживо 8800 человек, 6500 сожгли фигурально после их бегства или смерти и подвергнуты пыткам 27000, хотя многие историки считают эти цифры завышенными.

В 1559 году был учрежден «Индекс запрещенных книг», по которому осуществлялась цензура печатных изданий всего западного христианского мира.

В конце XVIII — начале XIX века инквизицию как локальный следственно-розыскной аппарат Священной канцелярии стали упразднять в отдельных странах, в частности, в революционной Франции её запретил Наполеон, а в Латинской Америке она исчезла во время войны за независимость испанских колоний 1810—1826 годов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *