Экуменическое движение

Экуменическое движение

Идеология всехристианского единства

В современном мире термин трактуют тремя разными путями:

Диалог или общение Православной Церкви и других религиозных и нерелигиозных течений с целью миротворческих действий в мире.

Либеральное течение, для которого характерно объединение различных конфессий в рамках одной общины.

Синкретизм или учение об объединении всех религий в одну новую.

Если первое понятие вполне принимается Православной Церковью, то второе полностью отрицается, поскольку предполагает отвержение уже действующей единой церкви с апостольским преемством. Третье же понятие считается полностью еретическим. Таким образом, в рамках православия возможно только одно толкование термина экуменизм — это диалог с другими религиями и движениями для миротворческих действий. Допустимо также толкование термина как сближение и диалог, но только между христианскими конфессиями, у которых есть единое представление об учении Христа.

Краткая история экуменического движения

Череда серьезных массовых расколов во Вселенской Церкви (между Западом и Востоком, католиками и протестантами) привело к росту незарегистрированных самовольных общин и длительному конфликту между ними.

Понятие экуменизма было зарождено в XIX-XX веках среди протестантов Западной Европы и Америки. Протестанты поняли необходимость общения друг с другом, несмотря на некоторые различия в собственных учениях и начали предпринимать шаги к сближению. Впервые эти мысли прозвучали на мировой конференции в Эдинбурге в 1918 году. В результате проводились совместные мировые межконфессиональные конференции, форумы и конгрессы.

Позже они стали рассматривать возможность объединения не только отдельных ветвей христианства, но совместную работу с другими религиями (иудаизмом, исламом и политеистическими, т.е. языческими религиями).

Возникновение организации ВСЦ восходит к 1844 году, когда в Лондоне Джордж Уильямс положил основание организации YMCA (Yong  Men’s Christian Association), Через 11 лет после основания YMCA в Англии были организованы еще два женских общества — на юге Англии Эмма Робартс создала кружок с целью молитвенного объединения, а в Лондоне леди Кинниэрд положила начало обществу с целью практической благотворительности молодым женщинам. В 1887 году эти два общества слились в одно и стали именоваться YWCA (Yong  Women Christian Association).

На двух последующих конференциях в Оксфорде и в Эдинбурге было решено эти два движения объединить в одну организацию — «Всемирный Совет церквей», но из-за начавшейся Второй мировой войны его официальное создание было отложено до 1948 года, когда представители 147 церквей провели первую учредительную ассамблею в Амстердаме, чтобы основать ВСЦ.

Главный руководящий орган Всемирного совета церквей — Генеральная ассамблея, которая заседает один раз в 6-7 лет, она избирает президиум состоящий из 8 президентов и Генеральный комитет состоящий из 150 членов, ежегодно собирающихся для определения политики Совета между ассамблеями. Одним из президентов был митр. Никодим (Ротов).

Всемирный Совет Церквей

Кульминацией экуменического движения стало создание ВСЦ — Всемирного Совета Церквей (1948 год) в Женеве. Всемирный Совет Церквей— крупнейшая международная экуменическая организация, основанная в 1948 в Амстердаме, членами которой являются 348 христианских церквей из более чем 100 стран и представляют около 400 миллионов христиан, за исключением Римско-католической церкви,  Адвентистов седьмого дня, Южных баптистов, Миссурийского лютеранского синода в США, Сибирской евангелическо-лютеранской церкви, Катакомбной Церкви (ИПЦ), старообрядцев, Евангельских христиан-баптистов в России. Штаб-квартира Совета расположена в Женеве (Швейцария).

РПЦ является частью данного совета с 1959 года.

На сессию ЦК ВСЦ (19—29 августа 1959 года) на острове Родос был направлен наблюдатель от РПЦ — протоиерей Виталий Боровой.

С 1997 года Московская патриархия критически оценивает деятельность ВСЦ «в связи с усилением негативных тенденций в Совете», оставаясь членом оного, при том что Грузинская и Болгарская церкви покинули ВСЦ.

27 августа 2009 года новым генеральным секретарем Всемирного совета Церквей голосованием на закрытой сессии Центрального комитета ВСЦ в Женеве избран норвежский пастор Олаф Фюксе Твейт.

Отношение Русской Православной Церкви к экуменизму

Архиерейский собор Русской православной церкви, проходивший в августе 2000 года в Москве, принял документ под названием «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Документ подтвердил традиционную точку зрения РПЦ на цель сношений с инославными — «восстановление богозаповеданного единства христиан », — указав, что «безразличие по отношению к этой задаче или отвержение её является грехом против заповеди Божией о единстве»; документ констатировал: «Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её». Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, «столп и утверждение истины». Она несёт полноту ответственности за распространение Истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о «вере, однажды преданной святым». «Православная Церковь есть истинная Церковь, в которой неповрежденно сохраняется Священное Предание и полнота спасительной благодати Божией. Она сохранила в целости и чистоте священное наследие апостолов и святых отцов. Она сознаёт тождественность своего учения, богослужебной структуры и духовной практики апостольскому благовестию и Преданию Древней Церкви. Диалог Православной Церкви с экуменическим движением не означает признания равноценности или равнозначности с остальными участниками движения. Членство во Всемирном Совете Церквей не означает признания ВСЦ церковной реальностью более всеобъемлющего порядка, чем сама Православная Церковь, поскольку она и есть Единая, Святая, Соборная и апостольская Церковь, или даже просто признание того, что ВСЦ и экуменическое движение обладают хоть какой-то церковной реальностью сами по себе»

Благодаря экуменическому движению сегодня возможен диалог различных церквей, а также:

  • межцерковные службы;
  • общие молитвы и дискуссии;
  • богословские консультации;
  • общие диалоги и помощь в социальных вопросах.

Все это было невозможно в XX веке, а сегодня существует множество экуменических низовых групп, которые проводят работу в церковных общинах повсеместно для содействия общей ответственности.

Если погрузиться в историю христианства и мучеников первого века станет ясно, что римские правители были своего рода экуменистами — они требовали от христиан признания всех религий равными, на что те отказывались и шли на казнь. Будучи толерантными к множеству языческих религий, правители ждали этого же от христиан. Но христиане утверждали (и до сих пор утверждают), что нет Бога, кроме Господа Иисуса Христа, а другие боги — это языческие идолы.

Православная Церковь сегодня — это наиболее консервативное ответвление христианства, поскольку все новые тенденции в ПЦ воспринимаются подозрительно и отвергаются большинством христиан (наиболее яркий пример — отказ перехода на иной календарь). Тем не менее ПЦ готова на межконфессиональный диалог, несмотря на утверждение в «Основных принципов отношения РПЦ к инославию», что только Православие имеет полную Божественную благодать. Это утверждение приводит к мысли, что католикам и протестантам следует покаяться и вернуться в лоно истинной церкви.

Таким образом, экуменизм для православия явление вредное и, скорее всего, лишнее. Если и сотрудничать с другими религиями, то только на базе православия. Многие православные богословы считают, что экуменизм не только не дает никакой пользы, но обедняет своей механичностью и обезличиванием. Объединить же может только Господь.

Отношение церковных деятелей

Мнения православных деятелей касательно данного вопроса разнятся, например, диакон Андрей Кураев утверждает, что экуменизм не есть ересь. И хотя с ним не соглашается большинство православных деятелей, он утверждает, что данное движение является всего лишь межконфессиональным диалогом и обменом богословским опытом. Поэтому Кураев рассматривает его как положительное явление и необходимое.

Патриарх Кирилл также близок к признанию его положительным явлением, поскольку часто говорил о необходимости диалога с другими конфессиями и лично участвовал в подобных встречах (встреча с Папой Римским, к примеру). Хотя он понимает, что в православном мире существует твердая оппозиция и неприятие этого движения. Из-за этого, а также крайней изоляции православия, патриарх Кирилл часто выдерживает жесткую критику в свой адрес, особенно после его слов в защиту экуменизма.

Экуменическое движение
12 февраля 2016 года. В Гаване встретились Патриарх Кирилл и Папа Римский Франциск

Экуменизм и другие религии

Несмотря на то что католики не состоят в ВСЦ, они сделали шаг навстречу сближению после Второго Ватиканского собора и провозгласили свое уважение к иным религиям в ряде документов. В целом они проявляют большую открытость к экуменизму, нежели православные. Например, Польша, являясь католической по большей части, вполне открыта к другим религиям и там не наблюдается враждебного отношения к ним.

Протестанты же твердо убеждены в пользе движения и его необходимости. Подтверждая это, они открыто призывают участвовать с ними в причастии всех, кто признает Святую Троицу. Часто можно услышать их открытые молитвы за глав Католической и Православной Церквей.

3 комментария

  1. Спасибо! Всё понятно. Лучше не скажешь! Огромное спасибо вам за ответ ещё раз.

  2. Господь сказал беречься закваски иродовой и фарисейской, которая есть лицемерие. Зачем нам там эта закваска? См. постановления святых соборов о еретиках и язычниках.

    Здесь статья, из-за которой меня выгнали из церковной лавки РПЦ (давно). Статья не кого-нибудь, а деятеля того же РПЦ, причем маститого, митрополита Санкт-Петербуржского и Ладожского Иоанна, его последнее выступление перед студентами духовной академии.

    Я ее взяла не где-нибудь, а в церкви в Крыму, очень давно, тоже в РПЦ. Там она лежала на входе отксеренная стопкой чтоб брали все желающие. Там были также стопкой отксеренные и другие статьи. Я взяла и у меня осталась эта статья. Я ее тоже отксерила и стала раздавать людям, когда работала в церковной лавке РПЦ, – что я такого сделала?

    Сначала все было нормально, много раздала, люди себе оставляли и читали дома. Все было тихо. Потом пришел странный мужчина, стал говорить, что он ходит на какие-то странные курсы, где им говорят как себя вести в православном храме – куда встать и как там себя вести. Первый раз слышу такой бред. В храме если не знаешь что и как – спроси у людей и посмотри по сторонам. Без всяких курсов. У нас весь народ ходит в храм без всяких курсов, что не знают – спрашивают в храме у людей или работников или служителей.

    Я сунула и этому странному мужчине эту статью. Что потом началось! Через день или два примчался держатель этих лавок РПЦ, стал орать на меня за эту статью, кричал что визжал от злости весь местный горисполком (напомню что статья деятеля РПЦ митрополита Санкт-Петербуржского и Ладожского Иоанна), кричал – зачем ты здесь стоишь, я ему ответила что – как зачем? для проповеди православия и святого Евангелия. Владелец этих церковных лавок орал что или заткнись, или уходи. Я сказала, что молчаньем предается Бог, и ушла.

    Прочтите статью и скажите – из-за чего он так орал? Враги кругом, предатели, иуды. Горе тому человеку, которым Сын человеческий (Христос) предается. Добро было бы, если бы не родился человек той. (так Господь сказал, пишу по памяти).

    Статья называется “У Бога соборность, у сатаны экуменизм”.

    А про антиподов – соборность и экуменизм скажу так, мы от этого и пострадали, потому что мы ищем соборности с православными русскими христианами, а нам пытаются абсолютной подлой и зверской войной насадить абсолютных врагов, то есть экуменизм. Как сказал Господь в Евангелии – всяк сад, еже не отец мой небесный насадил, искоренится. А слепые вожди слепых вкупе упадут в яму. Теперь сама статья, из-за которой был скандал.

    1. Author

      Добрый день, Пшеница.

      Отвечаю на Ваш комментарий к статье по благословению игумении Феофилы, настоятельницы нашего монастыря.

      Прочитали Ваш комментарий и статью митрополита Иоанна (Снычева).

      Да, соборность и экуменизм разные вещи.

      Очень жаль, что, прочитав лекцию об экуменизме на нашем сайте, Вы не поняли суть отношения Православной Церкви к экуменизму.

      Выделим для Вас главное:

      Архиерейский собор Русской православной церкви, проходивший в августе 2000 года в Москве, принял документ под названием «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Документ подтвердил традиционную точку зрения РПЦ на цель сношений с инославными — «восстановление богозаповеданного единства христиан».

      Диалог Православной Церкви с экуменическим движением не означает признания равноценности или равнозначности с остальными участниками движения. Членство во Всемирном Совете Церквей не означает признания ВСЦ церковной реальностью более всеобъемлющего порядка, чем сама Православная Церковь, поскольку она и есть Единая, Святая, Соборная и апостольская Церковь, или даже просто признание того, что ВСЦ и экуменическое движение обладают хоть какой-то церковной реальностью сами по себе.

      Простыми словами: если кто желает объединения, присоединяйтесь к Православной Церкви на условиях и по канонам Православной Церкви.

      В листовке, которую Вы распространяли, иной смысл.

      Это первое. А второе – это Ваша боль, что Вас попросили «за проповедь православия и святого Евангелия», как Вы сами пишете.

      В нашей соборной Церкви принято на все получать благословение, подчиняться старшим по возрасту и по чину. Вы сами решили проповедовать, раздавать листовки без благословения священноначалия. Возможно, если бы Вы попросили прощения и покаялись в самости, то до сих пор бы работали в той лавке.

      Священник имеет благословение архиерея проповедовать от имени Церкви, а Вы – нет.

      И вы – тело Христово, а порознь – члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?< (1Кор. 12, 27:30). Если каждый прихожанин захочет проповедовать, Церковь уподобится интернету. Главная добродетель христианина, как учил великий Антоний, есть рассудительность. Желаем Вам хранить верность Церкви и ее учению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.