Идейные истоки Протестантизма

Идейные истоки Протестантизма

Протестантизм

Протестантизм как идеология и международная историческая сила оформился в XVI веке, когда Мартин Лютер и Жан Кальвин возглавили массовое движение против духовной монополии католицизма. На протяжении многих веков питательной почвой для антикатолических настроений в Европе были претензии папства на светскую власть и упадок нравов римской курии. С началом Реформации протестантизм стал одним из определяющих духовных и политических движений сначала в Европе, а затем и в мире. Различные протестантские конфессии на протяжении веков предлагали свои варианты решения духовных проблем и обеспечения религиозных потребностей верующих.

На сегодняшний день существует около 2 тысяч протестантских течений, различных по вероучению, формам богослужения и церковного устройства. Протестантизм – одно из главных направлений Христианства, наряду с Православием и католичеством. Много протестантов проживает в Германии, Великобритании, Скандинавских странах, Венгрии, Эстонии, Латвии, США, Австралии, Канаде, Новой Зеландии, в странах Африки, и Латинской Америки и в Южной Корее. Всего 600 – 800 млн. человек.

Истоки протестантизма. В связи с невежеством и низким нравственным уровнем священства и монашества в Средневековье назрела реформа в католической Церкви. Многие представители высшего духовенства вели жизнь, не подобающую их сану и положению. Священники были необразованны, а народ полон суеверий. Большинство надеялось на заступничество своих святых и мало обращалось к Богу. Реформа намечалась как устройство жизни Церкви в соответствии с ее канонами, но реформаторы затронули и богословские вопросы, считая, что к христианскому учению примешалось много добавлений, исказивших его первоначальный смысл. Стремление приблизить Церковь к исходным идеалам, взяв за образец жизнь первохристианских общин, привела к появлению протестантизма.

Уже в XII веке появились движения странствующих проповедников, которые ориентировались на идеалы апостольской бедности и братской любви. Такие группы состояли из бедных и неграмотных людей, и епископы и Соборы запрещали им проповедовать. Церковь критиковала таких проповедников, называла их еретиками и преследовала вместе со светской властью. Протестанты, в свою очередь, критиковали богатство католической Церкви, ряд ее учений и обрядов.

Джон Уиклиф

Идею, что Церковь не должна владеть имуществом, развил английский богослов XIV века Джон Уиклиф. Он отвергал существование чистилища, был противником почитания святых и безбрачия священников, отрицал исповедь, не признавал индульгенций, считал, что в Евхаристии Христос присутствует лишь для тех, кто достойно принимает причастие. Он также говорил, что существует невидимая, истинная Церковь для тех, кто предопределен Богом к спасению. Джон Уиклиф настаивал на том, что Писание – единственный авторитет в вопросах веры, а не ложное учение священников. Он перевел Библию на английский язык. Уиклиф был осужден как еретик, его последователи полностью разгромлены.

Ян Гус

Последователем Уиклифа был и чешский богослов Ян Гус, который был обвинен в ереси и сожжен в 1415 году. Сожжение Гуса вызвало восстание в Чехии, которое возглавил Ян Жижка, но было разгромлено. Тем не менее Чехия обрела фактическую независимость от Римской Церкви. Сторонников этого движения называли гуситами, некоторые их группы сохранились до сих пор. Гуситы отрицают насилие в любой его форме.

Джироламо Савонарола

Доминиканский монах-проповедник. Предтеча Реформации. Некоторое время оказывал огромное духовное влияние на жителей Флоренции и фактически правил этим городом-государством, насаждая наряду с демократическими формами правления духовное принуждение.

История жизни Джироламо Савонаролы – это грустная история человека, пытавшегося исправить мир тираническими методами. Религиозный моралист и мистик, не имевший прагматизма и жестокости Кальвина, он начал как тираноборец, в конечном итоге превратился в тирана и вверг прекраснейший и богатейший из городов Италии в пучину нищеты и бедствий.

Именно Савонарола сумел, задолго до Лютера, Кальвина и Цвингли, прийти к выводу о необходимости реформировать церковные и общественные нравы. Еще в юные годы он считал Библию главным источником духовного очищения.

Уильям Оккам

Уильям Оккам был сторонником двойственности истины, то есть он считал, что у религии истина одна, а у философии — другая. Эти две сферы не нужно смешивать и пытаться совместить, потому что в вопросах веры разум бессилен, а в вопросах науки и познания не нужна вера. Он спорил со схоластами, которые настаивали, что высшая ступень знания — это Божественное откровение. Какие же инструменты предлагает применять Уильям Оккам для постижения реальности? Прежде всего это наблюдения, эксперименты, размышления и логические построения, то есть все, что используется наукой.

Самое известное утверждение философа — сформулированный им принцип, позже названный «бритвой Оккама». Другие названия этого положения — закон экономии и принцип бережливости. Он звучит так: «Не следует множить сущности без необходимости» или: «Не нужно усложнять то, что можно объяснить просто»; не нужно вводить дополнительные понятия и категории, если для доказательства какой-либо истины можно обойтись без них.

Сам Оккам применял свой принцип в первую очередь для подтверждения существования Бога. Он стремился удалить из сложившейся к тому времени философской системы все лишние понятия, введенные его предшественниками. Основным в теории Уильяма Оккама было представление о Боге как о существе, обладающем бесконечным и безграничным могуществом. «Философия не служанка теологии, а теология не наука, но комплекс положений, связанных между собой не рациональной последовательностью, а цементирующей силой веры…»

Выступал противником папской власти, + 1347.

Великий западный раскол

Великий западный раскол, Папский раскол, Великая Схизма — раскол в Римской церкви в 1378—1417 годах, когда сразу два (а с 1409 г. — три) претендента объявили себя истинными папами. Раскол в церкви произошёл после смерти папы римского Григория XI в 1378 году.

Последний французский папа эпохи Авиньонского пленения пап Григорий XI (1370—1378) принял трудное решение и вернулся из Авиньона в Рим 17 января 1377 г. Он был первым, кто обосновался в Ватикане (до этого папской резиденцией был Латеранский дворец). Но уже 26 марта 1378 г. он скончался. Римская толпа, требовавшая, чтобы новый папа был римлянином или, по меньшей мере, итальянцем, осадила кардиналов, собравшихся в Латеранском дворце. Кардиналы приняли компромиссное решение и избрали неаполитанца Урбана VI (1378—1389) (Неаполем правила французская династия).

Вскоре политика нового папы привела к тому, что кардиналы отказались ему подчиняться и объявили его душевнобольным. Выборы Урбана были объявлены незаконными и недействительными, как совершенные под давлением толпы, курия отлучила Урбана от церкви за незаконное провозглашение себя папой. Папой был избран Климент VII (1378—1394), который вернулся в Авиньон.

Почти сразу же оба папы занялись активным упрочением своих позиций. Оба ставили своих кардиналов, создавали свои курии, свои фискальные системы. Вскоре последовали взаимные анафемы. Государства разделились: Север Италии, Скандинавские страны, Польша, Венгрия, Фландрия и Англия признали Урбана VI.

Южная Италия, Шотландия, Франция и Испания отдали предпочтение Клименту VII.

Португалия колебалась. Германия разделилась пополам.

В результате борьбы возникли римская линия, которую последовательно представляли Урбан VI, Бонифаций IX, Иннокентий VII и Григорий XII, и авиньонская линия, которую представляли Климент VII, а затем Бенедикт XIII. Конфликт усугублялся политическими и дипломатическими разногласиями в Европе.

В 1409 г. обе стороны согласились съехаться на собор в Пизе, который признал, что общее собрание Церкви выше по авторитету самого папы (победа консилиаристов). Однако оба папы — римской линии Григорий XII и авиньонской линии Бенедикт XIII –  отказались туда прибыть. Собор заочно низложил их обоих, а затем избрал нового папу — Александра V, который разместил свою резиденцию в Пизе. В результате в западной Церкви стало три папы.

1414—1418: XVI Вселенский собор в Констанце. Формально был созван германским императором Сигизмундом. Папа пизанской линии Иоанн XXIII (1410—1415), избранный преемником умершего Александра V, дал согласие на проведение собора. По всей видимости, он надеялся всех перехитрить и избавиться от соперников. Однако собор низложил всех трёх пап и 11 ноября 1417 г. избрал четвёртого — Мартина V (1417—1431).

С избранием Мартина Великий раскол практически прекратился. Не признавший Констанцского собора и отлучённый им от церкви Бенедикт XIII оказался в полной изоляции и удалился в замок в Испанию, где после его смерти назначенные им кардиналы ещё несколько лет выбирали новых «антипап» (даже точный список их неизвестен), не признанных ни одним государством. После смерти Мартина V была попытка рецидива раскола — избрание Базельским собором антипапы Феликса V, он же герцог Савойский Амедей VIII (с 1439). Практически Феликса признавали папой только в его наследственных владениях — Савойе и Женеве. В 1449 году он помирился с Римом и отрёкся от сана.

Современная церковь признаёт законными папами только правивших в этот период в Риме; авиньонские и пизанские понтифики числятся в официальном списке как антипапы (а Феликс V считается последним антипапой в истории).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *