Георгий Свиридов в воспоминаниях современников. Молодая гвардия, М., 2006

Георгий Свиридов в воспоминаниях современников. Молодая гвардия, М., 2006

Эта книга серии «Близкое прошлое» издана в прошлом году, но к нам попала только сейчас. Она, конечно, не производит ошеломляющего впечатления, связанного с записками самого Свиридова («Музыка как судьба»), но дополняет и углубляет представление о гениальной личности великого русского композитора.
Кто давно живет и был свидетелем появления свиридовских шедевров, вокальных циклов «Песни на стихи Роберта Бернса», «Памяти Есенина, «Патетическая оратория», музыки к фильмам «Время, вперед!», «Метель», не мог не услышать главной его темы, означенной в названии одного из циклов: «Моя Родина». Свиридов с тоской и болью наблюдал процесс уничтожения большевиками русской национальной культуры, особенно хоровой: «У нас загроблена старая музыка, сметено коренное церковно-целостное знание… мы в чужом с головы до ног… мы забыли, что культура это поучение, «оразумление» человека, забыли, что здорова только естественная культура, из середины сердца выходящая, как русская песня…».

О жизни Свиридова в разные периоды пишут близкие к нему люди, дирижеры, писатели, поэты; самые интересные воспоминания принадлежат знаменитым певцам, сумевшим конгениально воплотить его идеи: это Александр Ведерников, Евгений Нестеренко, Ирина Архипова, Владислав Пьявко, Дмитрий Хворостовский. Они отмечают безграничную преданность композитора правде искусства; по этой причине он был чрезвычайно требователен и к себе, и к исполнителям его музыки.

Вторая важная его черта – постоянная дума о России, гордость за нее и тревога о ней. Всё, что враждебно России, он ненавидел. «Какая Россия была, а? Ведь еще сейчас не закончилось формирование ее духа. Это как бродильный чан; мы – молодая нация, другие уже исчерпали себя»…Как не вспомнить сегодня его предостережение, относящееся не только к музыке: «Нельзя, нельзя уступать в борьбе ясного и выработанного старого с неопределенным и опустошенным новым. Нельзя поддаваться мелкому, которое хочет казаться единственным… В борьбе за музыку надо устоять, хотя сейчас время не для искусства, оно для «Огонька», для черни, которая торопится разлиться и позанять собой все, пока жизнь не опомнилась».

В начале 90-х годов Свиридов, получив благословение Святейшего Патриарха, написал «Песнопения и молитвы», цикл, представляющий собой свободное творческое высказывание композитора на духовную тему. Это музыка не для клироса, однако православная певческая традиция композитором учтена и бережно выдержана; в итоге получилось некое толкование молитв, музыкальный разговор с Богом, выражение молитвенного чувства самого композитора. «Музыка «Песнопений» с огромной силой несет Слово Божие, – отмечает композитор и музыковед А. Вульфов, – ничего подобного больше нет… это венец русского музыкального тысячелетия».

Свиридов был православным христианином; веру он воспринимал как живую идею, которая во все времена двигала творчеством русских гениев. «Все русское искусство, писал он, на протяжении своей истории было самым тесным образом связано с глубинами православного миросозерцания. Именно здесь корни своеобразия и самобытности нашей культуры. За последний век связь эта была насильственно разрушена. Удастся ли восстановить ее, от этого зависит не только судьба нашей культуры, но и само существование русских – как нации, имеющей свое Место, свое Слово, свой Голос в мировой истории. Восстановление этой духовной связи – труднейшая задача, стоящая перед нашим обществом».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *