Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Единственный действующий от Медыни до Калуги

Храм открылся для верующих в 50-е годы. Житель села Товарково Андрей Семенович Павликов исполнил данный на фронте обет: если вернусь домой живым, буду служить Богу. Вернулся в звании полковника, с боевыми наградами, которые отворяли ему двери во многие кабинеты. Офицер-фронтовик принял священный сан и был направлен в Барятино. Имел особое попечение о монашествующих, поселившихся в ближайших селах после закрытия монастырей.

Богослужение совершалось в маленьком приделе святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Для тепла использовали бочку , топили дровами, трубу вывели в окно, но при северном ветре дым шел в храм, иконы темнели от копоти. Вместо подсвечников применяли корзины с песком. Протоиерей Андрей Павликов, прослужив в нашем храме семнадцать лет, скончался 3 августа 1967 года в день своего шестидесятилетия. Погребен в Москве, на 28 участке Пятницкого кладбища. Потом настоятельствовали о. Василий из Брянска, игумен Иннокентий из Новосибирска, молодой, один воспитывал сына Сашу, обладал очень красивым голосом – это всё, что о них известно.

Единственный действующий от Медыни до Калуги
Иеромонах Аркадий (Афонин) с монахинями

В сентябре 1975 года в Барятино прибыл постриженник Троице-Сергиевой Лавры иеромонах Аркадий (Афонин). По благословению владыки Доната (Щеголева) он создал при храме монашескую общину. Основой ее стали постриженницы дореволюционных монастырей, вернувшиеся из лагерей в родные места, устоявшие в верности Христу среди великих испытаний. 70-летняя монахиня Мария жила в деревне Песочня, приходила на службы за 12 километров на лыжах, другие находили приют в селах Троицкое, Никольское. Монахиня Анастасия (Кузьмина), схимонахиня Марфа, духовное чадо оптинского иеромонаха Мелетия, схимонахиня Тихона, монахини Дорофея, Никодима, Агния, Ксения, слепая Иулия – сначала они приходили на службы, потом поселились в сторожке при храме. Возле его стен обрели вечное упокоение мон. Иулитта, мон. Мария (Климкина), посл. Мария (Крылова), ин. Маргарита (Шерстенина). С 1975 года пострижены монахини Клавдия (Лебедева), Нина (Махнева), инокини Клавдия (?), Маргарита (Шерстенина), Марина (Васюкова), Магдалина (Филатова), одеты в рясофор послушницы Пелагия, Мария, Ксения. 

Мон. Клавдия (Лебедева) слышала от старых монахинь товарковского Николаевского монастыря, как однажды в наказание за церковное пение в камере их заперли в морге. Там они принялись отпевать покойников, и за двери просочилось дивное благоухание. Стражники, испугавшись, вернули узниц в камеру. От них мать Клавдия переняла правильную погласицу, читала кафизмы идеально. Сейчас уже мало кто помнит, как торжественно она выходила вечером на шестопсалмие и читала Апостол на литургии. Жаль, никто из нынешних сестер этому не научился.

Единственный действующий от Медыни до Калуги
Иконостас храма Рождества Богородицы

Иеромонах  Аркадий в начале своего служения привез из Псково-Печерского монастыря великолепный иконостас, изготовленный предположительно в XIX веке. Его опознал гостивший у нас оптинский старец Илий (Ноздрин), начинавший свой монашеский путь в Печорах. О. Аркадий вывозил подарок из запасников, уже разобранным. При установке конструкцию подогнали под наш храм, из оставшихся деталей соорудили напольные киоты, в местный ряд по благословению матушки Феофилы вставили икону Рождества Пресвятой Богородицы. Сейчас иконостас двухярусный: местный и праздничный ряд. Иконы, написанные в академическом живописном стиле, сохранились неплохо.

Единственный действующий от Медыни до Калуги
“Ломовская”
без ризы

В 1975 году в храм доставлена из Товаркова местночтимая чудотворная икона Божией Матери «Ломовская», которую хранила монахиня Ангелина (Фролова), насельница уничтоженного советской властью Николаевского монастыря в Товаркове. Состояние здоровья престарелой монахини было ненадежным, она понимала это и согласилась оставить икону в Барятинском храме.  О. Аркадий заказал для чудотворного образ серебряную ризу, золотое шитье. Икона Божией Матери «Ломовская» почитаема не только в Калужской губернии, но и за ее пределами.

До начала 90-х наш храм был единственным действующим на территории от Медыни до Калуги, следовательно, не бедным. Однако уполномоченные по делам религии вовсе не поощряли ремонт и благоукрашение храмов. Высокие доходы давали повод для увеличения налогов и взносов, например, в Фонд мира, поэтому размеры выручки по возможности не фиксировалось, утаивались от власти.

Отец Аркадий служил в Барятине до 20 мая 1991 года. После епископской хиротонии получил назначение на Магаданскую кафедру. В последующие два года настоятелями назначались священники Георгий, в монашеском постриге Дионисий (Ладоха), Александр Богодеев, Георгий Грачев. Однако жизнь прихода угасала. Несколько престарелых монахинь писали архиерею, ходатайствовали о создании в Барятине монастыря, т. к. не сил не хватало  обеспечить уставное богослужение, тем более  элементарный уход за храмом, давно нуждающимся в капитальном ремонте. Требовались свежие силы.

Единственный действующий от Медыни до Калуги

С этой целью решением Епархиального совета № 403 от 25.07.1994 года при храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Барятине образована женская Рождества Богородицкая пустынь, старшей сестрой назначена инокиня Феофила (Лепешинская). Правда, это решение принято значительно позднее  настоящего дня рождения обители – 3 апреля 1993 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.