Память Святителя Григория Паламы во вторую неделю Великого поста.

Боже, очисти мя, грешнаго…

Во вторую неделю поста Православная церковь празднует память святителя Григория Паламы. Догматическое учение о возможности познания Бога через Его энергии – это не отвлеченные размышления святителя, а является результатом горячих споров с еретиками в XIV веке. Ему пришлось отстаивать истину православия, опираясь на учение апостола Павла и святых отцов предыдущих веков: Григория Богослова, Василия Великого, Дионисия Ареопагита.

Связь памяти святого Григория Паламы с Великим постом не случайна. Начиная подвизаться, мы все время должны иметь в виду цель – очищение сердца. Великим постом мы часто произносим молитву святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» и прибавляем по 12 поясных поклонов со словами: «Боже, очисти мя, грешнаго». Это – начало пути, концом которого является причастие нетварному Свету. 

Сердечное безмолвие (по гречески – ησυχία)- то, чего мы должны как православные христиане хотя бы желать. Когда море спокойно, то солнечный свет может просветить его до дна, и всё абсолютно прозрачно и тихо, каждое движение заметно. Когда море волнуется, то всё темно, все страсти смущают. Для достижения внутреннего молчания необходимым условием является внешнее молчание. Здесь речь идет об отложении всяких внутренних разговоров с помыслами и с образами людей, всевозможных мечтаний и размышлений, тем более суетных и страстных: «если она скажет мне то-то, то я сделаю ей такое…» 

Также не уподобимся противнику учения безмолствующих Варлааму, который ложно учил, что «всякое действие души и тела становится помехой для молитвы, особенно если оно связано с телесным усилием и влечет за собой наслаждение или скорбь, прежде всего в чувстве осязания, тогда как надо сделать душу со всех сторон неотягощенной…» На что святитель Григорий отвечал: «Тело скорбит в чувстве осязания всего больше, когда мы упражняемся в посте, не доставляя ему пищу извне… А что осязательная скорбь как нельзя лучше служит умной молитве, знают все хоть немного причастные к усилиям поста, бодрствования и трезвения.» В чём же ещё выражается телесная скорбь доставляющая тяготу душе и телу в молитве? Это, по учению святителя Григория, бодрствование, вставание на колени, земные поклоны, стояние подолгу. Стремящийся к чистой молитве должен сначала умертвить склонность тела ко греху, а если это не так, то «пока нами владеет страсть, мы, даже краешком губ не сможем испробовать умной молитвы». Желающий вкусить Сладость церковную, иными словами узреть Бога, должен сначала много потрудиться в умной молитве с поклонами, долгостоянием и всяким утеснением себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *