Благолюбие

Благолюбие

Благолюбие или собрание боговещанных глаголов и наставлений богоносных и святых отцов, взятых из всякого богодухновенного писания и доступно изложенных преподобнейшим монахом Павлом.

Первые века монашества породили новый род христианской литературы. Патерики, изречения известных или анонимных подвижников, монахов, старцев. Постепенно сложилась богатейшая традиция переводов духовной литературы. Настоящая книга переведена с новогреческого на русский язык впервые в полном объеме.

Автор книги преподобный Павел, монах, основатель монастыря Пресвятой Богородицы Благодетельницы (Евергетиды) под Константинополем. Ему удалось составить обширную библиотеку трудов своих любимых великих и святых отцов, пользуясь которой он собирал наиболее интересные выдержки. И в последние годы своей жизни Павел работал над этим сборником. Он закончил свой труд в 1054 году и мирно отошел ко Господу, оставив после себя это великое собрание святоотеческой мудрости, принесшее ему славу, которая выше всяких похвал. Монаху Павлу принадлежит еще умилительная молитва Божией Матери «Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая Дево…», она читается в конце Великого Повечерия.

Сборник представляет собой крупное по объему собрание поучений о духовной жизни. «Евергетинос», по-русски «Благолюбие» – это практическое руководство к духовному аскетическому подвигу. Поскольку грехи и страсти у монахов и мирян одни и те же, и средства борьбы с ними одинаковые, то и обращен он ко всем, кто понимает христианство как борьбу, как постоянный нескончаемый подвиг.

Рукопись оказалась на Святой Горе Афон, и впервые ее напечатал преподобный Никодим Святогорец в 1783 г. Переводчики отмечают, что здесь прослеживается принцип живого предания из уст в уста, из рукописи в рукопись, из книги в книгу. Автор пользовался готовыми антологиями и комментариями, а кое-что редактировал и комментировал сам. Нам открываются прекрасные поучительные рассказы, эпизоды из житий преподобных отцов и мучеников прошлых веков, их беседы с учениками, примеры чудесных явлений по вере подвижников. Они претерпели многие искушения и от людей, и от бесов. После страданий и подвигов достигли всех добродетелей и овладели опытными знаниями.

Для удобства восприятия преподобный Павел распределил все по отдельным темам. Двести тем в четырех томах, по пятьдесят в каждом. Темы самые разнообразные: о смерти и о страхе Божием, как должно каяться и молиться, об искушениях и терпении трудностей, о совести и внимании к помыслам, о послушании и доверии духовному руководителю, о грехах и добродетелях, о бесовских кознях и Божественных утешениях, об исполнении Господних заповедей и любви к Богу.

Читается «Евергетинос» с древних времен во всей православной Греции. Пользуется спросом у благочестивых читателей, и ученых, и простецов и малограмотных. «Благолюбие – самый верный путь к вершине добродетелей», «наставление по борьбе со страстями» и «сокровищница всех духовных благ», по словам Никодима Святогорца.

Поистине драгоценное наследие оставил нам преподобный Павел, смиренный послушник Божией Матери, посвятивший Ей свои труды, подвиги и всю свою жизнь. Вот малая крупица этих дошедших до нашего времени святоотеческих глаголов:

«Как старые незалеченные телесные раны не воспринимают лекарства, которое применяют врачи, но после того, как их очистят, чувствуют целительное действие лекарств и быстро заживают, так и душа, пока она оставлена без попечения и вся покрыта проказой любви к наслаждениям, то не может чувствовать страха Божия, даже если ее непрестанно предупреждать об ужасающем Божьем могуществе. Но по мере своего тщательного очищения она начинает ощущать страх Божий как некое снадобье для жизни, прижигающее ее обличениями и огнем бесстрастия.
Если человека переполняет Божья любовь, то в духовном порыве он начинает любить своего ближнего, причем, той любовью, о которой говорит все Писание, ибо обычная плотская любовь легко разрушается, от самой малой причины, потому, что она не скреплена духовным чувством.» (Из святого Диадоха)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *