«Аще поститеся, не будите яко лицемери сетующе» (Мф.6:16)

«Аще поститеся, не будите яко лицемери сетующе» (Мф.6:16)

Чин прощения, который мы совершаем ежегодно в Прощенное воскресение, несколько приоткрывает нам познание нашего лицемерия. Перекланявшись земно с каждым присутствующим за богослужением и утомив изрядно тело, мы все же не отступаем от привычки тщеславиться и продолжаем думать о себе нечто одобряющее: «какая я молодец, всем земной поклон положила, теперь Бог меня простит». Некоторые и слезу для пущей правдоподобности пустят…

Но как же всё-таки искоренить эту пагубную страсть тщеславия?


Святитель Игнатий (Брянчанинов) советует нам внимательно изучить действие страстей и предлагает врачество к каждой из них, заимствуя свое учение в Священном Писании. В Поучении в среду 1-й недели Великого поста он обращает наше внимание на страсть тщеславия и её внешнее проявление – лицемерие.


Сам Господь заповедал нам охранять свой пост от лицемерства: «Аще поститеся, не будите яко лицемери сетующе». Пагубны тщеславие и рождаемое им лицемерство в самом начале своем, – пишет святитель Игнатий, – они лишают человека всякой награды небесной, в единственную награду предоставляя ему избранную им вожделенную ему суетную похвалу человеческую.


Человек, зараженный тщеславием, обманывает не только окружающих, но и самого себя. Все добродетели, которые совершает такой человек, истрябляются страстью тщеславия. Как червь, зародившийся внутри плода, истребляет всю внутренность плода, оставляя только его оболочку, так и лицемерство истребляет всю сущность добродетели. Если страсти сребролюбия противостоит добродетель щедрости, а чревоугодию – воздержание, то тщеславие татебным образом отвлекает падшего человека от Бога и призывает взглянуть на себя с одобрением и удовольствием, полюбоваться собою: «Несмь яко же прочие человецы».


Тщеславие алчет и жаждет славы человеческой. Господь повелел умерщвлять эту страсть свойственным ему (тщеславию) гладом. Надо отнять у тщеславия пищу и питие – человеческую похвалу. Отвергнув, и постоянно отвергая тщеславие, мы будем уже в безопасности от другой страсти, от ужасной страсти лицемерства. Добрые дела наши и подвиги будем совершать по наставлению Спасителя – втайне. Принимая участие в церковных последованиях, остережемся от проявления при них каких-либо особенных порывов нашей набожности, которые бы резко отличали нас от братий наших.


«Обрати внимание на то, – сказал святой Иоанн Лествичник, чтоб, находясь между братиями твоими, тебе отнюдь не показаться праведнее их в чем-либо. Поступая иначе, соделаешь два зла: братий уязвишь твоим притворным усердием, а себе непременно дашь повод к высокомудрию. Будь усерден в душе твоей, не обнаруживая этого ни телодвижением, ни видом, ни словом, ни паданием».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *