Архимандрит Борис (Долженко) «К тихому пристанищу» - Ярославль: ИПК «Литера», 2013

Архимандрит Борис (Долженко) «К тихому пристанищу» – Ярославль: ИПК «Литера», 2013

Книгу архм. Бориса (Долженко) «К тихому пристанищу» можно назвать букварем монастырской жизни. Небольшая по объему (224 страницы) книга необходима каждому, кто намеревается вступить в монастырское братство. Также много полезной информации для тех, кто подвизается в монастыре уже не первый год.

Любой монастырь, большой столичный или маленький деревенский, – это семья и совсем непросто войти в эту семью. Все мы горды, нетерпеливы, имеем свое мнение и житейский опыт, а кто-то и положение в обществе, поэтому влиться в новый коллектив не всякому по плечу, да и принять новичка в устоявшийся коллектив бывает нелегко. Автор не-понаслышке знает монастырскую жизнь и все, что он предлагает читателю – это не рассказы о древних подвижниках, а личный практический опыт монастырского духовника, нашего современника.

Язык книги лаконичен, ничего лишнего, но дает полный обзор необходимых познаний для новоначального послушника. «Что приводит людей в монастырь?» – так называется первая глава, в которой отец Борис рассматривает типичные причины прихода (или ухода) в монастырь и сразу направляет читателя на правильную цель: «Принести себя, свою личную жизнь в жертву Богу, зная, что на этом пути ждут в первую очередь скорби и трудности, а отнюдь не духовные наслаждения».

Автор рассматривает путь будущего насельника монастыря с предварительного опыта приходской жизни: надо ли уметь читать по-славянски, насколько необходимо получить светское или духовное образование, какие существуют канонические препятствия для вступления в монастырь, о том, как выбрать монастырь и многие подобные организационные вопросы, которые не миновал ни один новоначальный.

Далее всё по порядку. Знакомство читателя с распорядком дня, правила монастырского общежития, как обращаться к насельникам: на «ты» или на «Вы», о различных монастырских трудах, называемых послушаниями, об отношениях с родственниками, о типичных искушениях, какие книги читать и так далее.

Автор хочет оградить будущего послушника от многих ошибок, которые, хотя и по неведению совершаются, однако, доставляют много скорбей. Например, новоначальным не благословляется пользоваться интернетом. Этот запрет предполагает, что человеку, решившему порвать с миром, крайне душеполезно хотя бы первое время оградить себя от мирских привычек смотреть телевизор, болтать в соцсетях, узнавать новости о семейных неурядицах и приобрести добрые навыки: келейного чтения Священного писания, молитвы, тишины.  Однако, к сожалению многие пренебрегают этим советом-запретом, тем самым подвергают себя многим скорбям.

В книге представлены краткие сведения о страстях, об откровении помыслов, об общении с братиями, о рассуждении и всё, с чем только может столкнуться новоначальный послушник.

Глава «Кошки» единственная, с чем мы не согласны с автором. Он считает, что котов и кошек заводят в монастыре исключительно из душевного голода и любви к ласке. Мы же вынуждены содержать кошек со всем причитающимся скарбом забот о них и немалых материальных расходов. Здесь речь уже идет не о душевной немощи насельниц, а о вопиющей беззаботности тех, кто подбрасывает нам этих несчастных десятками. И это большая дополнительная нагрузка, а не развлечение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *