Во дни печальные Великого Поста

Во дни печальные Великого Поста

Люди, порвавшие с Церковью из-за личных проблем, как правило, занимают враждебную позицию и набрасываются с яростными обличениями сначала на недостатки ее как земного института, а затем переходят к критике канонических правил и установлений.

И вот, например, ввиду актуальности темы, один бывший священник высказался против Поста.

Статья, надо заметить, весьма слабая, всех ее положений опровергать не имеет смысла, поскольку они беспомощны и касаются в основном телесной составляющей Поста. Даже не верится, что автор писал когда-то неплохие книжки и стоял у престола Божия.

«Скажите, – вопрошает он, – положа руку на сердце, честно, как самим себе: хоть кому-нибудь соблюдение поста принесло что-либо, кроме проблем? Проблем в семье, проблем со здоровьем, проблем в отношениях с людьми, проблем с когнитивным диссонансом в собственной голове? Кто-то победил страсти с помощью «поста приятного», с каждой невыпитой кружкой молока стал больше любить окружающих, и т. д.? Ну вот честно, без постно-благочестивых ужимочек, а прямо?..».

Что ж, попробуем. Положа руку на сердце.

Соблюдение Поста как ничто другое способствует самопознанию. Автор и сам подтверждает эту истину, вспоминая крайности новоначалия, и добавим: раздражительность, «оцеживание комариков», повышенная сонливость, лицемерие (употребление морепродуктов, как «растений»), наконец, любование собой при «правильной» жизни, и т.д, и т.п. Но разве самопознание не важно? Фиксируем грехи, несем на исповедь, а диагноз, как говорится, начало лечения.

И чем плох аргумент: Господь постился? Автор утверждает, что к нам, «слабым,убогим современным людям» уникальный путь Богочеловека не имеет никакого отношения. Осмелюсь возразить: как бы ни были мы грешны, слабы, убоги, мы ХРИСТИАНЕ, мы любим Господа и верим, что Он не отвергает даже и намерения нашего поступать так, как Он поступал. Эскапада «давайте и мы для полноты аналогии переедем в пустыню, вызовем диавола и будем проходить искушения, сорок дней полностью обходясь без пищи» просто образец лютой демагогии, в которой автор обвиняет воображаемых оппонентов- «благочестивцев».

Да, пост приносит проблемы. Как и христианство – сплошные проблемы. Модный ныне «когнитивный диссонанс» есть не что иное как борьба с ветхим человеком во мне, с его ленью, плотскими пристрастиями, разного рода зависимостями; это борьба за свободу, за жизнь со Христом. Не верю, что пост подрывает здоровье; у каждого своя мера, которая устанавливается с опытом, и с годами тяжкие муки от лишения любимых яств сменяются радостью, иногда даже духовной.

А вот утверждению, что с прекращением «постных подвигов» оставляют страсти… позвольте не поверить. Страсти оставляют святых или мертвых; впрочем, возможно, у нас с бывшим священником разные понятия о страстях.

И наконец, да, мы постимся ради послушания Церкви, ее уставу, преданию, традиции, и не потому, что желаем «слепо спасаться» или следуем приказу «не рассуждать!» – а по любви, желая, в отличие от «ушедших на страну далече» остаться ей верными. 
Душе моя, душе моя, востани, что спиши…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *