Оглавление

I. Введение

Согласно «Положению о монастырях и монашестве» деятельность монастыря определяют следующие документы:

Устав Русской Православной Церкви;

Положение о монастырях и монашестве;

настоящий типовой Устав, регламентирующий деятельность обители в соответствии с церковным правом, церковным преданием, древними иноческими Уставами;

Гражданский устав монастыря, регламентирующий деятельность обители в соответствии с гражданским правом государства пребывания.

В Устав могут быть внесены дополнения с учётом сложившихся особых традиций монастыря.

Устав внутренней жизни монастыря подлежит утверждению епархиальным архиереем.

Все изменения в Уставе согласовываются с Синодальным отделом по монастырям и монашеству.

Устав призван хранить стройность и порядок внутренней жизни обители, утверждать основы святого общежития и ограждать сестринство от разногласий и нестроений, созидая между насельницами обители единство не только внешнее, но и духовное, поскольку вне Устава не может быть благоустроенной обители, следовательно и духовного возрастания в служении Господу нашему Иисусу Христу.

Игумения монастыря неуклонно соблюдает Устав сама и всемерно побуждает сестёр к исполнению всех его предписаний, не оставляя без внимания случающиеся нарушения.

Новоначальным Устав необходим как руководство в изучении основ иноческой жизни, а монашествующим — как крепкая опора на выбранном ими пути. Устав с ясностию определяет распорядок каждого дня монашеской жизни.

II. Каноническое подчинение и История
монастыря

1.              Каноническое подчинение

Монастырь непосредственно подчиняется епархиальному архиерею.

Имя Святейшего Патриарха и епархиального архиерея ежедневно возносится за всеми монастырскими богослужениями.

Архиерей наблюдает за духовной жизнью монастыря, ведением монастырского хозяйства, правильным учётом и расходованием денежных средств и за сохранностью зданий и имущества по представляемому ежегодно отчёту.

Архиерей осуществляет руководство монастырём через назначаемую им игумению.

Архиерей по представлению игумении: назначает в обитель священнослужителей; преподаёт благословение на пострижение в иночество, малую или великую схиму насельниц обители, прошедших надлежащее испытание; удостоивает наград наиболее достойных из числа монастырского духовенства и мирских лиц.

2.              Основные вехи истории

По благословению архиепископа Климента (ныне  митрополит) 3 апреля 1993 года в с. Барятино прибыли пять сестёр Малоярославецкого женского монастыря, командированных для создания монашеской общины при храме Рождества Пресвятой Богородицы. Основанием к решению Владыки послужил тот факт, что в течение советских лет этот единственный на территории от Медыни до Калуги действующий храм привлекал монахинь, пострадавших от репрессий и вернувшихся после лагерей в родные места. Они приходили на богослужения из ближних и дальних деревень, искали возможности поселиться рядом с храмом. В семидесятые годы ХХ века попечением иеромонаха Аркадия (Афонина), постриженика Троице-Сергиевой Лавры, который служил здесь с 28 февраля 1972 года до епископской хиротонии 25 марта 1991 года, в Барятине сложилась небольшая община: Анастасия (Кузьмина), постриженица оптинского иеромонаха Мелетия (Бармина), схимонахиня Тихона, монахиня Никодима, слепая монахиня Иулитта, монахиня Мария (Климкина), монахиня Ксения; к ним добавились те, кого постриг о. Аркадий; удалось построить просторный приходский дом. К девяностым годам оставались две престарелые монахини и одна инокиня, уже не способные обихаживать храм и обеспечивать богослужение – читать и петь на клиросе.

Решением Священного Синода от 26 декабря 1995 года в селе Барятине Калужской области учреждён женский монастырь «Богородично-Рождественская девичья пустынь», настоятельницей назначена монахиня Феофила (Лепешинская), в 2007 году возведенная в сан игумении.

Монастырь развивался: появилось подсобное хозяйство, огороды, коровы, козы, куры, построили дом для священника, к 1998 году возвели келейный корпус, вместивший четырнадцать сестринских келий, игуменские покои с канцелярией, библиотеку, трапезную с кухней, певческую, зимний сад, помещения для гостей.

Деревянный корпус сгорел при пожаре 4 мая 2007 года. Благодаря сбору средств по всей стране и помощи благодетелей удалось в короткий срок отстроить новый корпус, с трапезной, певческой и зимним садом. В 2008 году создан Попечительский совет под председательством А. В. Земсковой, генерал-майора милиции. В 2012 году закончено строительство административного корпуса: в верхнем его этаже устроена и освящена молельня, будущий храм в честь преподобного Сергия Радонежского, в нём также разместились библиотека и гостевые келии.

Монастырский храм постройки 1796 года имеет два Престола: Рождества Пресвятой Богородицы (празднование 8/21 сентября) и святых мучеников безсребреников Космы и Дамиана Римских (празднование 1/14 июля).

Монастырский домовый храм, расположенный в административном корпусе, построен в 2012 году и освящён в 20__ году в честь святого преподобного Сергия Радонежского(празднование 5/18 июля и 25сентября/8 октября) .

Главная святыня монастыря – чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Ломовская»; празднование совершается 12/25 июня.

В монастыре имеются частицы мощей:

  1. Животворящего Креста Господня,
  2. Прор. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня
  3. Прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы
  4. Прав. Лазаря Четверодневного,
  5. Ап. Варнавы,
  6. Ап. Иакова,
  7. Ап. Карпа,
  8. Ап. и Евангелиста Луки,
  9. Ап. и Евангелиста Марка,
  10. Ап. Стефана, архд. и первомученика,
  11. Ап. Тита,
  12. Ап. Филиппа,
  13. Апп. Петра и Павла,
  14. Апп. Прохора,
  15. Равноап. Владимира (в крещении Василия),
  16. Равноап. Марии Магдалины,
  17. Равноап. великой княгини Ольги,
  18. Равноап. Феклы первомученицы,
  19. Равноапп. Константина и Елены,
  20. Св. Сусанны мироносицы,
  21. Свт. Василия Великого,
  22. Свт. Геннадия Константинопольского,
  23. Свт. Григория Богослова,
  24. Свт. Григория Нисского,
  25. Свт. Григория Паламы,
  26. Свт. Епифания Кипрского,
  27. Свт. Игнатия (Брянчанинова),
  28. Свт. Иоанна Златоуста,
  29. Свт. Луки (Войно-Ясенецкого),
  30. Свт. Кирилла Александрийского,
  31. Свт. Льва, папы Римского,
  32. Свт. Нектария Эгинского,
  33. Свт. Николая Мирликиского,
  34. Свт. Павлина Милостивого, еп. Ноланского,
  35. Свт. Порфирия Газского,
  36. Свт. Софрония Иерусалимского,
  37. Свт. Тихона Задонского,
  38. Сщмч. Августина Калужского,
  39. Сщмч. Афанасия Ковровского, исп.
  40. Сщмч. Василия Кинешемского (Преображенского),
  41. Сщмч. Дионисия Ареопагита,
  42. Сщмч. Игнатия Богоносца,
  43. Сщмч. Лаврентия, архд.
  44. Сщмч. Поликарпа Смирнского,
  45. Сщмч. Харалампия,
  46. Вмч. Георгия Победоносца,
  47. Вмч. и целителя Пантелеимона,
  48. Вмч. Феодора Стратилата,
  49. Вмч. Феодора Тирона,
  50. Мч. Валерия Римского,
  51. Мч. Иакова Персянина,
  52. Мч. Ипполита Римского,
  53. Мч. Конона Исаврийского,
  54. Мч. Нестора Солунского,
  55. Мч. Севастиана Медиоланского Римского,
  56. Мч. Трифона Апамейского,
  57. Вмчц. Анастасии Узорешительницы,
  58. Вмчц. Варвары,
  59. Мчц. Бландины Лионской,
  60. Мчц. Дарии Римской,
  61. Мчц. Иустины Антиохийской,
  62. Мчц. Лукии Сиракузской,
  63. Мчц. Параскевы Пятницы,
  64. Мчц. Параскевы Римской,
  65. Мчц. Татианы Римской,
  66. Мчц. Урсулы Кёльнской (383г местночтимой в Берлинской
    и Германской епархиях),
  67. Мчц. Фелицаты Римской,
  68. Мчц. Феофилы Никомидийской,
  69. Мчц. Флавии, Римской Домициллы,
  70. Мчц. Фотинии (Самарянки),
  71. Свв. безср. Космы и Дамиана, в Риме пострадавших,
  72. Мчч. Прова, Тараха и Андроника,
  73. Мчч. 40 Севастийских,
  74. Прпмч. Аркадия (во обители святого Саввы Освященного) (796)
  75. Прп. Алексия, человека Божия,
  76. Прп. Антония Великого,
  77. Прп. Венедикта Нурсийского,
  78. Прп. Георгия Мещовского(Лаврова), исп.,
  79. Прп. Далмата Константинопольского,
  80. Прп. Ефрема Сирина,
  81. Прп. Зосимы Палестинского,
  82. Прп. Илариона Великого,
  83. Прп. Иоанна Дамаскина
  84. Прп. Иоанна Лествичника,
  85. Прп. Онуфрия Великого,
  86. Прп. Пафнутия Боровского (частица посоха),
  87. Прп. Романа Сладкопевца,
  88. Прп. Саввы Освященного,
  89. Прп. Серафима Саровского,
  90. Прп. Сергия Радонежского,
  91. Прп. Силуана Афонского,
  92. Прп. Евфросинии Полоцкой,
  93. Прп. Марии Египетской,

Прпп. Киево-Печерских в Дальних пещерах (прп. Феодосия):

  1. Прп. Вениамина затворника,
  2. Прп. Евфимия Печерского, иеросхимонаха-молчальника,
  3. Прп. Игнатия, архимандрита Печерского,
  4. Прп. Ипатия целебника,
  5. Прп. Иосифа Многоболезненного,
  6. Прп. Лаврентия затворника,
  7. Прп. Лонгина вратаря,
  8. Прп. Моисея чудотворца,
  9. Прп. Паисия,
  10. Прп. Пимена постника,
  11. Прп. Сисоя, схимника,
  12. Прп. Тита воина,
  13. Прпп. Леонтия и Геронтия канонархов,

Прпп. Киево-Печерских в Ближних пещерах (прп. Антония):

  1. Прмч. Василия,
  2. Прмч. Евстратия,
  3. Прмч. Моисея Угрина,
  4. Прп. Варлаама игумена,
  5. Прп. Григория иконописца,
  6. Прп. Григория чудотворца,
  7. Прп. Иоанна Многострадального,
  8. Прп. Иоанна Постника,
  9. Прп. Исаакия затворника,
  10. Прп. Исаии чудотворца,
  11. Прп. Макария,
  12. Прп. Нестора Летописца,
  13. Прп. Николы Святоши, кн. Черниговского,
  14. Прп. Онисифора исповедника,
  15. Прп. Поликарпа архимандрита,
  16. Прп. Прохора,
  17. Прп. Сильвестра чудотворца,
  18. Прп. Феофана постника,
  19. Прп. Иулиании Девы Ольшанской,
  20. Прпп. Феофила и Иоанна,
  21. Прпп. Спиридона и Никодима просфорников,

Прпп. старцев Оптинских:

  1. Прп. Амвросия,
  2. Прп. Анатолия (Зерцалова),
  3. Прп. Анатолия (Потапова),
  4. Прп. Антония
  5. Прп. Варсонофия,
  6. Прп. Илариона,
  7. Прп. Иосифа,
  8. Прп. Исаакия,
  9. Прп. Льва,
  10. Прп. Макария,
  11. Прп. Моисея,
  12. Прп. Нектария,
  13. Прпп. Петра и Февронии Муромских,
  14. Безср. Кира и Иоанна.

Богослужение совершается по Уставу Русской Православной Церкви. Кроме храмовых престольных праздников Всенощное бдение полагается Калужской иконе Богородицы и святым Калужской епархии: новомученику Августину, Тихону Медынскому, Пафнутию Боровскому, Лаврентию Калужскому  и Оптинским старцам.

III. О монашеском образе жизни

1. Основание и цель монашества

Основанием монашества является призвание Божие. И в третьем тысячелетии по Рождестве Христовом монашество не исчерпало себя; Господь по-прежнему призывает: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 21).

Целью монашества является достижение совершенства во Христе через аскетическое жительство, основанное на Священном Писании и святоотеческом предании. Большое значение имеет осмысленное отношение к христианству и монашеству, знание догматов и учения святых отцов. Более двадцати лет в обители действует богословский семинар, на котором сестры изучают основы Православия по темам: библейская история, история Церкви и монашества, литургика, нравственное богословие, патрология и др.

Жизнь монаха представляет собой всеобъемлющее и смиренное служение Богу, совершаемое во всякое время и на всяком месте при постоянном напряжении душевных и телесных сил.

По словам преподобного Феодора Студита, «монах есть тот, кто на единого взирает Бога, Бога единого желает, Богу единому прилежит, Богу единому угодить старается, мир имеет к Богу, и мира между другими виновником бывает».

Только при таком служении монах, когда будет угодно Христу, может сподобиться даров Божиих, достичь духовного совершенства.

2. Монашеские обеты

Монашеское житие зиждется на трёх обетах: послушания, нестяжания и девства, которые добровольно даются Богу при постриге и за их исполнение предстоит держать ответ перед Богом по окончании земной жизни. Монашеские обеты основываются на Слове Божием и на опыте святых отцов; они суть дополнительные ограничения, принимаемые ради встречи со Христом.

Послушаниеэто отсечение собственной воли в надежде познать и исполнить волю Божию, которая открывается через добровольное подчинение канонам Церкви, монастырскому Уставу и игумении. Обет послушания вытекает из слов Священного Писания: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). В послушании заключен главный духовный смысл монашества, ибо отвержение своей воли связывает и убивает страсти, имеющие опору в испорченной воле человека. Нужно понять: послушание приносится Самому Христу; мы призваны к монашеству Его любовью и ставим перед собой задачу достичь реального общения с Богом, совершенного соединения с Ним. Без послушания монах оказывается во власти своеволия, отчуждающего его от Бога и людей. Искреннее послушание наполняет жизнь радостью, приносит утешение душе и мир совести, помогает трезвению ума и стяжанию нерассеянной молитвы. Древнейший устав основателя общежития Пахомия Великого, полученный им от Ангела, всех связывал послушанием: преподобный ничего не требовал так строго от своих учеников, считая послушание не только гарантией монастырского порядка, но и условием спасения души.

Нестяжание есть сознательный отказ от личной собственности. Все, чем монах пользуется, принадлежит не ему, а монастырю. Обет нестяжания утверждается на словах Христовых: «Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк.14,33); «Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф.19,29). Стремясь всецело подражать Спасителю, монахини отрекаются не только от владения земными вещами, но и от сердечного желания их иметь, и тем самым обретают возможность всецело устремляться к Богу. Всё необходимое сестры получают от монастыря, поэтому деньги и драгоценности не должны храниться в келиях. По этой причине двери келий не имеют замков.

Девство cостоит в добровольном отречении от супружеской жизни и хранении целомудрия. Обет девства следует из слов Священного Писания: «Есть разность между замужней и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом, и духом, а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (1 Кор. 7, 34). Чрезвычайно важно хранить целомудрие внутреннее, ту чистоту ума и сердца, без которой телесное девство не имеет никакой цены.

Вступившие в монашество хранят эти обеты неизменно и непреложно всю свою земную жизнь и восходят к истинной свободе духа, к той полной и совершенной жизни, для которой человек был предназначен при сотворении. К верному и неослабному исполнению обетов надо побуждать себя словом Христовым: «Никтоже возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии» (Лк.9,62)

3. Степени монашества

В Православной Церкви существуют три степени монашества: иночество, монашество (малая схима) и великая схима, означающие разные степени отречения от мира и совлечения «ветхого человека» ради служения Богу.

Предварительными ступенями к монашеству являются трудничество и послушничество.

Трудничество – первая ступень на пути к монашеству, когда проверяется серьезность намерения выйти из мира, чтобы служить Богу. Трудница живёт в обители, работает в меру сил и способностей, во всем подчиняясь Уставу внутренней жизни и распоряжениям старших, но ещё не входит в число насельниц.

Послушничество – следующий подготовительный этап; послушница принимается в состав сестёр, трудится наравне с другими сестрами, изучает Устав внутренней жизни обители и утверждается в своём желании остаться в монастыре навсегда и принять постриг.

Иночеством завершается время послушнического искуса; желание всецелого предания себя на служение Богу свидетельствуется иноческим постригом. Инокиня получает право носить монашеские одежды (кроме парамана и мантии); ей может быть изменено имя.

Монашество, в отличие от иночества, предполагает произнесение при постриге обетов. Новопостриженная получает монашеское имя и облекается во все монашеские одежды.

Схимничество, как высшая ступень монашества, предполагает высшую степень отречения от мира, сугубое исполнение монашеских обетов и молитву за весь мир. Схимонахиня получает особые одежды – куколь и аналав («схима»), ей также может быть дано новое имя.

4. Зачисление в монастырь и постриг

В соответствии с 43-м правилом VI Вселенского собора, никакое звание и никакой прежний образ поведения не препятствует христианину оставить мир и вступить в монашество, предполагающее покаяние и полное изменение своей жизни. Однако принимать в обитель следует только тех, кто ищет монашества по любви к Богу. Желание укрыться от житейских невзгод или упокоить свою старость не может быть мотивом для поступления в монастырь. Принимать можно столько сестёр, сколько обитель в состоянии содержать, учитывая материальные и бытовые возможности.

Препятствиями для поступления в монастырь надо считать следующие обстоятельства: несовершеннолетие; нерасторгнутый брак при живом супруге; несовершеннолетние дети; нахождение под судом или следствием; обременённость долговыми обязательствами; состояние физического и (или) психического здоровья, затрудняющее пребывание в общежитии.

Желающая поступить в монастырь должна предъявить паспорт и, если имеется, рекомендацию духовника, а также пройти собеседование с благочинной, которая докладывает игумении о возможности принять  ее в качестве трудницы. По должном испытании, в течение, по усмотрению игумении, от одного до трёх лет, трудница подаёт прошение о зачислении в монастырь. Прошение рассматривается на Духовном соборе, решение которого, оформленное протоколом, поступает правящему архиерею для утверждения. В случае положительного решения сестра отныне именуется послушницей. Игумения или иное лицо по благословению игумении облачает в соответствующую одежду. Мирская одежда и обувь должна храниться на складе на тот случай, если послушница решит оставить монастырь.

Продолжительность послушнического искуса определяет игумения. Удостоверившись в благоприятном результате испытания и готовности послушницы к достойному прохождению монашеского подвига, она рекомендует Духовному собору представить послушницу к постригу, направив соответствующее Прошение правящему архиерею. По традиции Русской Православной Церкви, к иноческому постригу следует представлять сестёр не моложе 25 лет, а к монашескому – не моложе 30-35 лет. С получением благословения епархиального архиерея постриг совершается священнослужителем, получившим его благословение.

Перед постригом сестра на исповеди приносит покаяние за всю жизнь и смиренно испрашивает прощение у сестёр.

Новопостриженная сестра (инокиня, монахиня, схимонахиня) вручается от пострига игумении или, по ее благословению, духовно опытной старице, если таковые имеются.

IV. об общем житии

Общежитие – самая совершенная форма устроения монастыря, по слову святителя Василия Великого: «один общий Бог, одна общая купля благочестия, общее спасение, общие подвиги, общие труды, общие венцы, в котором многие составляют одного и каждый не один, но в ряду многих»[1]. Истинное монашеское общежитие носит черты апостольского собрания, – подчинение всех монастырскому Уставу, послушание игумении как матери, общее богослужение, общее имущество, общая трапеза, единый для всех распорядок дня.

 1. Общий распорядок дня

 I.1.1. В дни, когда совершается Божественная литургия

7.00 (или) 8.00 – удар в колокол возвещает о начале богослужения. Божественная литургия предваряется чтением утренних молитв и часов. По ее окончании совершается панихида (в субботу) или молебен (в воскресенье).

11.00 – обед, после которого распределяются разовые послушания. По воскресным дням совершаются только неотложные работы.

14.30 – чаепитие с бутербродами и сластями.

14.30 – 16.30 – «время безмолвия», которое отводится на отдых, чтение, молитву, по усмотрению каждой насельницы. В эти часы исключаются прогулки, телефонные и прочие разговоры.

17.00 – благовест возвещает о начале вечерней службы. В храме совершается уставное  богослужение. Если наутро литургии нет, читается вседневное последование: девятый час, вечерня, повечерие с акафистом Божией Матери, утреня, первый час. По окончании неукоснительно бывает крестный ход. Для желающих вечером поставляется неуставная трапеза – ужин.

После ужина и возможных неотложных работ, например, полива огорода в летнее время, остаётся время на чтение, отдых, рукоделие – время тишины. Молитвы на сон грядущим и помянник о здравии благодетелей и сестёр насельницы читают келейно.

22.30 – все должны находиться в кельях. Пребывание в мастерских, библиотеке, певческой, тем более вне корпуса, не благословляется.

23.00 – Сон.

 I.1.2. В дни, когда Божественная литургия не совершается

6.00 – удар в колокол возвещает о начале богослужения. В храме читаются утренние молитвы, каноны монашеского правила, часы, изобразительны, обедница.

8.00 – завтрак и распределение разовых послушаний.

8.30 – 13.30 – труды по послушанию. Если работа закончена раньше, следует уведомить благочинную.

14.00 – обед.

14.30 – 16.30 – «время безмолвия».

17.00  – начало вечернего богослужения. В храме читаются девятый час, вечерня, повечерие с каноном и акафистом Божией Матери, утреня, первый час.

По окончании – крестный ход и неуставная трапеза – ужин.

После ужина – неотложные послушания. Оставшееся время отводится на исполнение молитвенного правила.

22.30 – келейное время для всех насельниц. Пребывание в мастерских, библиотеке, певческой, тем более вне корпуса, не благословляется.

23.00 – сон.

 2. О богослужении

Церковное богослужение, в особенности евхаристия, является центром жизни монастыря и главным делом каждой сестры. Питая душу, оно взращивает дух, стимулирует молитвенное делание и наполняет смыслом повседневные занятия; духовное возрастание и стяжание благодати Святого Духа немыслимо без участия в церковном богослужении. В частой и продолжительной церковной молитве приобретается навык непрестанного и живого памятования о Боге.

Богослужения совершаются в соответствии с предписаниями Типикона и монастырской традицией, получившей благословение правящего
архиерея. Ничто так не сплачивает насельниц обители в единую монашескую семью, как совместная молитва; уклонение от церковного богослужения считается серьёзным нарушением монастырского распорядка.

 3. Об организации богослужений в монастыре

В соответствии с установлениями Типикона, в обители ежедневно полагается совершать девятый час, вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, часы первый, третий и шестой и изобразительны. Божественная литургия совершается во все двунадесятые праздники, всенощные бдения в честь святых Калужской митрополии, каждый субботний и воскресный день, а также на некоторые полиелейные службы, согласно Уставу РПЦ и по благословению игумении.

Согласно древней монашеской традиции, в монастыре введено круглосуточное чтение Псалтири с поминовением жертвователей обители.

Молебны, панихиды, соборования, отпевания для прихожан осуществляет служащий священник, назначенный правящим архиереем. Крещение и венчание возможно в исключительных случаях, по благословению игумении. Сестрам обители не благословляется присутствовать на отправлении вышеуказанных треб, совершаемых в храме монастыря для прихожан.

В проведении богослужений участвуют сестры, несущие по благословению игумении постоянное послушание в храме: ризничая, уставщица, регенты, певчие, экклесиарх, алтарница, звонари. Их обязанности перечислены в разделе о послушаниях.

Все сестры, читающие, поющие или исполняющие иное послушание во время богослужения в церкви, должны исполнять своё дело со страхом Божиим, неослабным вниманием, без поспешности, строго следуя церковному чину.

Еженедельное расписание, устанавливающее время и место совершения богослужений, последований и треб, утверждает игумения.

Благочинная согласовывает и контролирует действия всех имеющих попечение о подготовке к богослужению: алтарницы, просфорницы, певчих, церковниц и других.

 4. Отношение к богослужению

Посещение монастырских богослужений обязательно для всех насельниц обители. Каждая сестра должна приходить в храм без опоздания; также не следует уходить из храма прежде окончания службы. Если кто-то из сестёр по нерадению пропускает службы, опаздывает или уходит раньше отпуста, таковых следует неустанно с любовью увещевать до тех пор, пока не исправятся. Если приходится пропустить богослужение – из-за неотложных дел по послушанию или по болезни, – нужно уведомить игумению или благочинную.

Те из сестёр, кто не может быть ежедневно на богослужениях, получают благословение от игумении на исполнение своих обязанностей по монастырю во время богослужения; тогда послушание приравнивается к молитве в храме.

На богослужение, а также на другие возможные чинопоследования в храме сестры должны приходить в полном, соответственно своему чину, облачении.

При входе в храм сестры осеняют себя крестным знамением и полагают поклоны: три поясных, а в Великий пост три земных, затем кланяются на обе стороны предстоящему народу, получают благословение игумении и становятся каждая на своё место, определенное игуменией, отдельно от народа.

Клиросные сестры совершают поклон перед иконой Спасителя или Божией Матери, затем кланяются игумении и клиросу.

Крестное знамение и поклоны нужно совершать неспешно, благоговейно, в те моменты, когда они предписаны богослужебным уставом.

В церкви следует соблюдать молчание, внимая богослужению, стараясь сосредоточиться на молитве; что-то сказать, в случае крайней необходимости, можно кратко и тихо; шутки и смех в храме совершенно неуместны.

На богомольцев, присутствующих на богослужении, смотреть не следует, всячески, по выражению святителя Игнатия, храня зрение.

К причащению Святых Таин, помазанию святым елеем сестры подходят по чину: игумения, схимонахини, монахини, инокини по времени пострига, послушницы по времени поступления в обитель.

В святой алтарь входят только те постриженные сестры, которым это благословлено игуменией.

В монастыре по завершении каждого вечернего богослужения совершается поклонение чудотворному образу Божией Матери. Сестры по установленному чину от старшей к младшей, благоговейно должны подходить к святыне попарно, не нарушая строй.

Благочинная обители обязана проявлять внимание к отсутствию той или иной сестры за богослужением, опозданию или преждевременному уходу; нужно выяснять причины подобных нарушений и в случае необходимости принимать дисциплинарные меры.

 5. О священнослужителях

Священнослужители в женском монастыре подчиняются Уставу внутренней жизни обители в той части, которая определяет организацию богослужений в монастыре, а также распоряжениям игумении, касающиеся соответствующих положений Устава.

Священникам, служащим в обители, надлежит помнить, что согласно Уставу духовное руководство сестрами осуществляет только игумения. Поэтому при общении с насельницами монастыря по духовным вопросам им следует проявлять особый такт и осторожность, чтобы не породить смущение среди сестёр.

Участие в богослужении сторонних священников возможно только с благословения правящего архиерея.

Сестры оказывают священнослужителям почтение и любовь, видя в них носителей благодати Божией, совершителей небесных таинств, украшение Христовой Церкви.

 6. О духовном руководстве

Духовной жизнью сестёр руководит игумения. Ей каждая из сестёр открывает своё внутреннее состояние: смущения, недоумения, искушения, погрешности, и от неё получает помощь в решении своих проблем и наставления для преодоления возникающих затруднений.

Игумения, принимая на себя материнское попечение о сестрах с первых шагов монашеской жизни, обязана интересоваться их внутренним миром, характером, склонностями, дарованиями; избирая для каждой сестры послушание, важно заботиться о становлении и развитии её личности, направлять её способности на самоотверженное и плодотворное служение Богу и монастырю. Игумения принимает сестёр для беседы по их потребности, а также наставляет всех мудрым и душеспасительным словом.

Если у сестры на момент поступления в обитель уже был опытный духовник в миру или мужском монастыре, то в случае необходимости игумения по своему разумению может разрешить продолжать обращаться к нему за советом.

Игумения назначает сестрам келейное правило, определяя для каждой меру молитвенного делания, способствующую духовному возрастанию.

Без благословения игумении сестры не могут предпринимать индивидуальные подвиги, например, налагать на себя особый пост, дополнительные поклоны, бдение сверх положенного; в духовном делании своеволие может лишь повредить благому делу спасения души.

Игумения наблюдает, как часто сестры очищают свою совесть в таинстве покаяния и причащаются Святых Христовых Таин.

Насельницам обители предстоит уразуметь на опыте, что неослабное выполнение заповедей Божиих, правил отеческих и церковных уставов по образцу святых основателей монашеского жития возводит к высшей жизни, духовной и созерцательной.

 7. Поведение новоначальных

Главная задача новоначальной – постичь дух монашества и начать
избавляться от светских привычек. Следует внимательно изучить Устав монастыря, с тем чтобы не нарушать благочиние и строй монастырской жизни.

С первых дней нужно принуждать себя к подчинению игумении и старшим сестрам, оказывая смиренную почтительность и помня, что истинное послушание состоит не только в том, чтобы удерживаться от несообразного, но и в том, чтобы ничего, даже самого похвального, не делать без благословения.

Стремясь утвердиться в духе мира, любви и благодарения, следует принимать свой приход в обитель как дар Божий, настраивая себя на ровное и приветливое расположение ко всем окружающим.

Святитель Василий Великий в «Наставлениях к новоначальным» рекомендовал «походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питие благоговейно, хранить молчание при старших, быть внимательным к мудрым, послушным к начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания, не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью».

Каждой сестре, в особенности новоначальной, полезно каждый день прикладываться к святыням обители, чтимым иконам и мощам угодников Божиих, испрашивая благословения и помощи святых на труды и молитвы при прохождении иноческого служения.

 8. Отношение сестёр к игумении

Оказывая игумении послушание, не рекомендуется любопытствовать о мотивах её действий. Не следует, подвергаясь власти дерзостного духа противоречия, спорить с кем бы то ни было и отстаивать собственное мнение. В случае смущения, отягощающего душу, нужно со смирением открыть свои недоумения игумении и принять её объяснения с простотой и верой.

Спасительное доверие и послушание к игумении выражается и в подчинении монастырским порядкам и правилам, установленным исключительно ради пользы монастыря.

С тем же доверием и радостью следует принимать от игумении назначение на послушание и трудиться на любом месте, на которое поставлена, с убеждением, что именно здесь обретается возможность наилучшим образом послужить обители и спасению своей души.

Сестрам надлежит всегда молиться о своей игумении, да даст ей Господь благодать Свою, укрепляющую в несении самого трудного и ответственного послушания.

 9. Отношения между сестрами

Основой отношений между сестрами в общежительном монастыре является стремление к достижению любви. Истинная, евангельская любовь обретается лишь в служении Богу, иначе отношения между людьми вырождаются в панибратство, попустительство страстям друг друга, лицеприятие и человекоугодие.

Любовь к сестрам игумении и старших по возрасту или послушанию проявляется в достойном служении обители, свидетельствующем о глубокого понимании монашества, а также в попечении о духовном возрастании младших сестёр в ревностном и сознательном исполнении монашеских обетов. Для младших сестёр любовь выражается в безусловном послушании игумении и старшим сестрам.

Никому, кроме игумении или сестры, ею назначенной, не разрешено делать замечания и указывать сестрам на их ошибки и погрешности; сестра, принятая в монастырь, призвана привести свой нрав в согласие с обычаями и уставом монастыря, а не пытаться преобразовать других в соответствии с собственными взглядами и понятиями.

Если игумения поручает наблюдение над новоначальными старшим сестрам, тем надлежит проявлять любовь и всяческое снисхождение, делая замечания кротко и не обидно, избегая пререканий и споров. О случаях нарушений новоначальной Устава благочинная обязана извещать игумению: утаивание проступков сестры не является действием любви, поскольку может повредить, а врачевство, своевременно преподанное игуменией, может принести духовную пользу.

Престарелые или болящие монахини требуют особой заботы и внимания; они не могут показывать пример трудолюбия, зато могут стать примером смиренного, благодушного и терпеливого несения ниспосланного креста, тем самым помогая духовному созиданию обители.

 10. Послушание и труд сестёр

Все труды, которые по благословению игумении сестры несут в монастыре, именуются послушаниями и должны совершаться в порядке исполнения соответствующего монашеского обета.

На послушания, которые сестры несут в течение длительного времени (постоянные послушания), назначает игумения. Благочинная согласовывает с игуменией все монастырские послушания на предстоящий период и в каждом конкретном случае. Благочинная следит, чтобы административно-хозяйственные и церковные послушания дополняли друг друга. Послушания назначаются сообразно с физическими силами и здоровьем сестёр.

Исполнение послушаний требует полной ответственности за порученное дело, внешней и внутренней собранности, воздержания от праздных бесед, соблюдения души в духе молитвы, сестринской любви, смирения и отсечения собственной воли.

О всех встретившихся недоумениях и затруднениях надлежит своевременно известить старшую по послушанию или благочинную и поступить в соответствии с их решением, отнюдь не допуская своеволия.

Время начала и окончания послушаний определяется общим расписанием. Отказ от работы, самовольный уход или небрежное, нерадивое отношение к ней свидетельствуют об уклонении от святого обета послушания, оцениваются как серьёзное прегрешение и требуют епитимии, назначаемой по усмотрению игумении.

В случае болезни сестра должна своевременно предупредить благочинную и старшую по послушанию.

Всякое послушание начинается и заканчивается молитвой.

 I.10.1. Игумения монастыря

Игумения назначается Указом епархиального архиерея на основании Постановления Священного Синода.

Игумения неуклонно соблюдает предписания Устава и всемерно побуждает сестёр к его исполнению, не оставляя без внимания возможные нарушения; вне Устава не может быть благоустроенной обители, не может быть и духовного возрастания сестёр в служении Господу нашему Иисусу Христу.

Игумения несёт ответственность за все происходящее в обители. Важнейшая обязанность игумении – личное духовное руководство сестрами.

Осуществляя своё служение, игумения, уподобляясь, по слову преподобного Серафима Саровского, любящей матери монашеской семьи:

заботится о поддержании сознательной дисциплины и порядка, о христианском совершенствовании насельниц;

осуществляя духовное руководство сестрами, проводит личные собеседования, отвечает на их вопросы; с любовью молится о сестрах, об их духовном преуспеянии, об утешении скорбящих, исправлении неисправных, нарушающих мир и благочестие;

учит сестёр неуклонно следовать Священному Писанию, Преданию и святоотеческому наследию Церкви, воспитывает их в духе послушания священноначалию;

даёт Духовному собору характеристику на желающих вступить в число сестёр;

руководит послушницами во время прохождения ими искуса и рекомендует подготовленных к постригу;

воспринимает сестёр от пострига;

следит за тем, чтобы сестры регулярно исповедовались и причащались Святых Христовых Тайн;

отвечает за благолепие церковной службы, соблюдение священнослужителями монастырских богослужебных традиций, посещает уставные службы, требуя того же от сестёр;

возглавляет монастырскую трапезу, следит за посещением её сестрами; заботится о качестве питания и соответствии пищи требованиям Типикона; заботится о назидательности читаемых за трапезой поучений; лично обращается к сестрам с наставлениями;

заботится об обеспечении сестёр всем необходимым, чтобы они были свободны от забот о личном имуществе;

посещает вместе с благочинной келии сестёр с целью контроля за соблюдением чистоты и порядка;

уделяет внимание тому, чтобы общение сестёр с внешними не ослабляло их ревности к монашескому призванию;

проверяет непосредственно или через должностных лиц исполнение сестрами возложенных на них послушаний, и в случае необходимости предпринимает меры вразумления;

управляет финансово-экономической и хозяйственной жизнью монастыря;

несёт ответственность за должное состояние памятников архитектуры на территории монастыря, за благолепие храмов и других зданий, руководит ремонтно-реставрационными работами в обители.

имеет попечение о церковно-общественном и социальном служении обители;

ходатайствует перед епархиальным архиереем о награждении духовенства и благодетелей монастыря;

игумения неотлучно находится в монастыре, покидая его только в случае необходимости;

чтобы избежать возможных нестроений в случае своей кончины, игумения по согласованию правящим архиереем, готовит себе преемницу и передаёт ей опыт управления обителью.

 

 I.10.2. Духовный собор

Духовный собор монастыря создаётся в помощь игумении с той целью, чтобы особенно важные для обители решения принимать совместно с сестрами.

Игумения, казначея, благочинная, эконом входят в духовный Собор по должности. Остальные члены Духовного собора избираются из наиболее рассудительных, пользующихся духовным авторитетом сестёр.

Заседания Духовного собора назначает игумения.

Духовный собор рассматривает как дела, на исполнение которых требуется благословение епархиального архиерея, так и вопросы, решения по которым можно принимать самостоятельно, с последующим рапортом епархиальному архиерею.

 I.10.3. Послушания по управлению монастырем

 1. Казначея

помогает игумении в финансово-экономической и хозяйственной деятельности обители. Кандидатуру казначеи монастыря по представлению игумении утверждает епархиальный архиерей.

учитывает все недвижимое (включая землю) и движимое имущество монастыря; следит за состоянием и использованием всех видов материальных ценностей, поступающих в обитель;

помогает игумении обеспечивать единство  управления всей финансово-экономической деятельностью  монастыря;

отвечает за ведение бухгалтерского учета и представление финансовой отчетности согласно требованиям епархиального архиерея и государственных органов;

контролирует баланс доходов и расходов, докладывает игумении о финансовом положении обители, заботится о всемерной экономии церковных средств и доходов монастыря;

следит за состоянием и хранением описей монастырского имущества.

 2. Благочинная

является помощницей игумении в организации повседневной жизни обители в соответствии с Уставом.

контролирует совершение богослужений в соответствии с утверждённым игуменией расписанием;

следит за исполнением в обители требований Устава;

знакомит новоначальных и паломников с распорядком дня;

ежедневно распределяет разовые послушания, организует общие послушания (весенние и осенние огородные работы, заготовка овощей и др.) и следит за их выполнением.

 3. Эконом

помогает  игумении в хозяйственной, строительно-ремонтной  и реставрационной  деятельности.

обеспечивает квалифицированный надзор за состоянием архитектурно-художественного комплекса обители и приписных к ней скитов и подворий и докладывает о нем игумении, которая с помощью специалистов определяет основные направления реставрационной деятельности;

взаимодействует с Министерством культуры, главным архитектором города и района, реставрационными мастерскими, заботится о включении монастырских реставрационных работ в федеральные, областные и районные программы по реставрации памятников истории и культуры;

готовит необходимую проектно-сметную документацию с проведением соответствующих согласований для реализации реставрационных программ;

по получении разрешения на проведение реставрационных и строительно-монтажных работ, выполняет функции заказчика и, по мере возможности, генпроектировщика и генподрядчика;

контролирует качество выполнения реставрационных, строительно-монтажных и ремонтных работ на объектах архитектурно-художественного комплекса обители и приписных к ней скитов и подворий и принимает произведенные работы и отчетную документацию.

следит за эксплуатацией инженерных сетей, зданий и сооружений, своевременным ремонтом и уборкой, а также озеленением и благоустройством территории;

заботится о пополнении церковной лавки иконами, книгами, свечами и сестринскими рукоделиями;

контролирует производство сельскохозяйственной продукции в монастыре и соответствующие закупки в случае необходимости.

 4. Бухгалтер

является помощником эконома в подготовке и ведении отчётно-финансовой документации для государственных финансовых органов и епархиального управления;

ведёт бухгалтерский учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций (учёт основных средств, расчёты с поставщиками за предоставленные услуги и т.п.);

отвечает за ведение бухгалтерского учёта и представление финансовой отчётности согласно требованиям епархии и государственных органов;

подготавливает платежные документы, контролирует баланс доходов и расходов, докладывает игумении о финансовом положении обители, заботится о всемерной экономии церковных средств и доходов монастыря;

следит за состоянием и хранением описей монастырского имущества.

формирует и хранит архив информации, занося данные в бухгалтерскую программу 1С.

 5. Хартуларий (секретарь)

отвечает за общее делопроизводство в обители;

организует оформление документов в соответствии с требованиями исполнительной власти;

готовит рапорты епархиальному архиерею;

составляет сводный годовой отчёт о жизнедеятельности обители;

ведёт монастырскую переписку;

сохраняет в должном порядке личные дела сестёр обители;

подбирает требуемые документы по приёму в обитель и к постригу;

занимается внутренним документооборотом: составляет справки, доверенности, характеристики, рекомендации для поступления в духовные учебные заведения, объявления;

подготавливает распоряжения игумении по обители;

составляет и постоянно обновляет базу данных по корреспондентам: архиереям Русской Православной Церкви, игуменам и игумениям монастырей, государственным и общественным организациям, благотворителям обители и т.п.;

составляет списки имён для поминовения;

организует рассылку писем, открыток и др. сообщений;

принимает, регистрирует и сортирует поступающую в монастырь почту: письма, документы, посылки и бандероли для сестёр, почтовые переводы на поминовение и т.п.;

соблюдает в должном порядке архив монастыря

следит за наличием в необходимом количестве канцелярских принадлежностей.

 6. Летописец

ведёт летопись монастыря со дня её основания (1993 г.) в бумажном виде;

занимается публикацией монастырских событий на страницах популярных социальных сетей в интернете: ВКонтакте и Facebook;

о самых значительных событиях из жизни монастыря публикует материал на сайте Синодального отдела по монастырям и монашеству monasterium.ru.

 I.10.4. Послушания по обеспечению богослужения

 1. Ризничая

заботится о сохранности церковных облачений и их своевременной реставрации;

следит за убранством храмов и алтарей обители.

 2. Алтарница (пономарь)

Перед службой приносит из ризницы соответствующее дню облачение, затепливает лампады в алтаре и разжигает кадило, подаёт приготовленные просфоры, вино, теплоту и прочее относящееся к богослужению;

помогает священнослужителям во время богослужения. В установленные Типиконом моменты выносит свечу, подаёт кадило.

соблюдает чистоту алтаря и церковной утвари: кадила, подсвечников и лампад, выносит записки после поминовения на сжигание, а воду из алтарного умывальника, остатки масла из лампад и пепел из кадил в отведённое для этого непопираемое место;

заботится о чистоте и своевременной реставрации священнических облачений, обращаясь к ризничей;

по окончании службы тщательно проверяет алтарь на предмет пожарной безопасности;

не дерзает во время уборки в алтаре прикасаться к Святому престолу, жертвеннику и Царским вратам, а также сидеть в алтаре или находиться там без надобности.

 3. Просфорница

отвечает за своевременность и качество изготовления просфор, получая все необходимое для выпечки у келаря или делая особый заказ; святой хлеб для Таинства Евхаристии приготовляется из чистой, свежей пшеничной муки высшего сорта;

хранит запас Крещенской воды;

содержит помещение просфорни в абсолютной чистоте и порядке;

пребывает в молитве и благоговении, не допуская во время изготовления просфор посторонних разговоров, смеха и шуток.

 4. Уставщица

несёт ответственность за совершение церковных богослужений и чинопоследований в соответствии с Типиконом и местным монастырским обычаем;

готовит чтецов к предстоящему богослужению, подсказывая необходимые тропари на часах, а также последовательность чтения;

обучает новоначальных правильному церковному чтению с благоговением, отчётливо, без переливов голоса;

следит за состоянием богослужебных книг, своевременную их реставрацию или замену.

 5. Регент

заботится о стройности и молитвенности пения монастырского хора;

отвечает за благоговейный настрой и образцовый порядок на
клиросе;

заблаговременно знакомит канонарха и певчих с текстами стихир для предстоящего богослужения, чтобы исполнение их было отчётливо и внятно;

подбирает соответствующий церковным традициям репертуар песнопений, представляет его игумении перед разучиванием;

организует спевки хора;

проводит индивидуальные занятия с певчими.

 6. Певчие

безропотно внимают указаниям регента;

неукоснительно участвуют в спевках и занятиях, организуемых
регентом.

 7. Экклисиарх (церковница)

готовит храм к богослужению, а именно: меняет облачение (аналойники), выкладывает праздничную икону, проверяет наличие свечей, чистит и и возжигает лампады;

следит за чистотой храма и церковной утвари;

подготавливает совершение крестных ходов и иных богослужебных процессий (погребение скончавшихся, освящение воды, куличей, фруктов и пр.).

организует продажу в церковной лавке свечей, икон, книг, сувениров, изготовленных в монастыре, и принимает записки на поминовение;

ведёт учёт всей приходно-расходной документации, как установлено казначеем, а также журналы регистрации крещений и отпеваний прихожан.

 8. Звонарь

в положенное время звонит в колокола в соответствии с традицией Церкви, Уставом и обычаем монастыря (благовест или трезвон);

следит за состоянием колоколов и колокольни;

не допускает посторонних лиц на колокольню без особого распоряжения и надобности.

 9. Иконописец

по благословению игумении пишет иконы, своевременно заказывает доски и расходные материалы;

помнит, что иконное писание не ремесло и молитва является его главной составляющей.

 10. Свечница

изготавливает свечи;

заботится о наличии расходных материалов (воск, стеарин, фитиль и пр.).

 11. Цветочница

своевременно заказывает цветы для храма;

украшает храм букетами и венками, ёлками на Рождество и берёзками на Троицу;

заботится о должном хранении и мытье ваз.

 12. Экскурсовод

по приезде паломников организует экскурсию по храму и, если есть благословение игумении, по монастырю. Сестра-экскурсовод должна хорошо знать историю храма и монастыря.

 I.10.5. Послушания, имеющие попечение о трапезе

 1. Келарь

заботится о достаточном, вкусном и полезном питании сестёр, трудников, наёмных работников, паломников и гостей в соответствии с предписаниями церковного Устава и утверждённым игуменией меню;

распределяет все работы по кухне (чистка рыбы, овощей) и заблаговременно оповещает о них благочинную;

выдаёт кухаркам и трапезницам продукты;

следит за тишиной и порядком на кухне и в трапезной во время исполнения послушаний;

контролирует качество приготовленной пищи;

планирует количество монастырских и закупаемых продуктов в том числе и для консервации;

обеспечивает правильное хранение продуктов; заботится о своевременной их реализации или переработке;

поддерживает чистоту и порядок в келарской и других подсобных помещениях;

следит за сохранностью и правильной эксплуатацией электрооборудования (холодильники, миксеры, маслобойка и пр.) и исправностью кухонного инвентаря.

 2. Старшая трапезница

контролирует наличие и состояние монастырской посуды, заботится о ее сохранности и пополнении;

накрывает столы для праздничной трапезы;

следит за чистотой и сохранностью скатертей, штор, мебели, электрочайников в трапезной.

 3. Трапезница

возжигает лампаду в трапезной;

заботится о наличии Крещенской воды;

выполняет все распоряжения кухарки;

накрывает столы к завтраку и обеду, убирает их и моет посуду после уставной трапезы;

помогает накрывать стол для приёма гостей в игуменском корпусе;

в конце дня протирает пол  в трапезной.

 4. Повар (кухарка)

готовит завтрак и обед, включая диетические блюда, согласно утверждённому игуменией меню;

рачительно распоряжается пищей, оставшейся после трапезы;

в конце смены моет кастрюли, пол на кухне, выносит мусор.

 5. Молочница

сепарирует молоко и готовит молочные продукты к трапезе: творог, масло, сметану;

бережно сохраняет излишки, соблюдая технологию и условия хранения;

моет молочную посуду.

 6. Погребничая

заготавливает и консервирует на зиму овощи, фрукты и ягоды; рекомендует келарю сроки их реализации;

поддерживает чистоту и порядок в холодильной камере, погребах, на продовольственных складах, и в других подсобных помещениях, заботясь о своевременной их побелке и дезинфекции;

своевременно оповещает благочинную о необходимой помощи для заготовки или весенней переборки овощей.

 7. Огородница

отвечает за эффективность монастырского подсобного хозяйства, распределяя площади и количество посадок;

своевременно, в феврале, заказывает семена, посадочный материал и удобрения;

заблаговременно оповещает благочинную о требуемой трудовой помощи при посеве, прополке, поливке, уборке урожая;

следит за наличием и исправностью огородного инвентаря.

 8. Садовница

имеет попечение о фруктовых деревьях и ягодниках;

организует в монастырских садах все работы по сезону: заказ саженцев, посадка, обрезка, прививка и пр.;

своевременно обращается к благочинной за трудовой помощью.

 9. Пчеловод

ухаживает за пчёлами, создаёт благоприятные условия их содержания;

соблюдает на пасеке чистоту и порядок;

заготавливает нужные корма и материалы;

обеспечивает монастырь мёдом, воском и прочими продуктами пчеловодства.

 10. Скотница и птичница

обеспечивают монастырь молоком и яйцами;

ухаживают за коровами, козами, курами и цесарками: убирают, доят, кормят, поят, пасут, обрабатывает от насекомых;

молоко процеживают и приносят келарю;

соблюдают чистоту и порядок в помещениях, где содержатся животные;

заботятся о заготовке необходимых кормов, лекарств и оказании ветеринарной помощи;

с помощью благочинной организуют сенокос.

 I.10.6. Послушания, имеющие попечение о быте насельниц

 1. Оператор газовой котельной

следит за оборудованием котельной, в случае неисправности вызывает специалистов;

ежедневно снимает показания счётчика;

в отопительный период тщательно следит за температурой подогрева котлов и давлением водной системы, ведёт журнал;

ежегодно в летний период сдаёт приборы в КИП на проверку;

по требованию техбезопасности ежегодно сдаёт экзамен в учебном комбинате.

 2. Библиотекарь

занимается хранением, учётом и регистрацией книжного фонда, пользуясь современными стандартами библиотечного дела, в частности, применяя электронный каталог;

пополняет фонд библиотеки изданиями, полезными для духовного возрастания сестёр;

выдаёт книги сестрам и принимает прочитанные, соблюдая порядок их хранения;

подбирает книги для чтения за трапезой и представляет их игумении для одобрения;

следит за чистотой и освещением в помещении библиотеки;

соблюдает в книгохранилище пожарную безопасность.

 3. Гостиничная

по благословению игумении размещает паломников и гостей в кельях, выдаёт постельное бельё; проверяет наличие предметов личной гигиены (мыла, туалетной бумаги и т.п).

несет ответственность за порядок и чистоту в гостиничных кельях, следит за сохранностью мебели, постельного белья, одеял и пр.

знакомит гостей с историей и традициями обители, распорядком и правилами пребывания монастыре.

помня о заповеди страннолюбия, подсказывает, к кому обратиться с духовными вопросами, а также в случае потребности в одежде, лечении. Гостиничная должна проявлять доброжелательность и участие, не дерзая, однако, поучать приезжих.

 4. Старшая по корпусу

контролирует сохранность мебели в кельях и должное наличие постельного белья, одеял и прочего, потребного в быту сестер;

следит за чредой дежурных по уборке корпуса.

 5. Рухлядная

сохраняет в чистоте и порядке монастырское имущество, хранящееся в рухольной, как-то постельное и носильное белье, одежду и обувь, чистящие средства, предметы личной гигиены, выдает потребное сестрам и паломникам; следит, чтобы рабочая одежда и обувь, выдаваемая паломницам, в чистом виде возвращалась на склад, а не валялась где попало;

обращается к игумении о приобретении нового белья, одежды, предметов гигиены и бытовой химии, лампочек и других расходных материалов, которые получают дежурные по корпусам;

рухлядной подобает быть внимательной и беспристрастной, ибо случается, что иная по скромности своей не спросит, хотя и нуждается в чем-то, иная же требует лишнего.

 6. Больничная

несёт ответственность за лечение болящих сестёр с надлежащим уходом и присмотром;

организует при необходимости консультации врачей и сопровождает недужных и немощных в лечебные учреждения;

заботится о болящих сестрах, контролирует снабжение их пищей, питьём и лекарствами, а также проведение лечебных и гигиенических процедур в положенное время, в соответствии с указаниями врача и игумении;

заботится о предоставлении духовного утешения и укрепления в таинствах соборования, исповеди и причащения;

по просьбе сестёр читает им Священное Писание, молитвы, поучения святых отцов, помогает приготовиться к таинствам;

по кончине сестры приготавливает к погребению тело усопшей по её чину.

 7. Швея

занимается шитьем, по благословению игумении, священнического, церковного и монашеского облачения, а также постельного белья, штор и прочего потребного монастырю.

ремонтирует ветхое облачение и одежду;

спрашивает сестёр об их нуждах и представляет игумении на рассмотрение;

следит за сохранностью запаса тканей, оберегая от моли и других вредителей, содержит в чистоте помещение мастерской.

 8. Лифтёр

следит за чистотой и нормальной работой лифта в административном корпусе, в случае неисправности вызывает специалистов, своевременно оплачивает услуги контролеров.

 I.10.7. Другие послушания

 1. Цветочница

занимается украшением ландшафта;

выращивает цветы в грунте, парниках, зимнем саду;

организует стрижку газонов и другие сезонные работы, оповещая благочинную о требуемой помощи;

срезает цветы для украшения икон.

 2. Ответственная за компьютерную оргтехнику

занимается организацией рабочих мест для сестёр, использующих в своих послушаниях организационную технику, таких как хартуларий, бухгалтер, библиотекарь и т. д.;

при наличии локальной сети занимается её обслуживанием: устанавливает на серверы и рабочие станции операционные системы, необходимое программное обеспечение;

поддерживает в рабочем состоянии программное обеспечение, следит за своевременным обновлением;

помогает сестрам в пользовании оргтехникой и приложениями;

следит за расходованием средств корпоративной телефонной связи и трафика интернета;

готовит предложения по модернизации и приобретению нового оборудования;

по благословению игумении при необходимости обращается за помощью сторонних специалистов.

 3. Заведующая издательской деятельностью

готовит к печати издаваемую монастырём духовную, богослужебную, учебную и просветительскую литературу;

заботится о её распространении;

наполняет сайт информацией, новостями и статьями по благословению игумении;

имеет попечение о развитии материально-технической базы издательско-полиграфической деятельности.

 4. Ремесленное: (художница, вышивальщица, изготовление мыла, лепка, плетение, вязание и прочее рукоделие, связанное с изготовлением сувениров)

Сестры на этом послушании должны всемерно совершенствоваться, но стараться так устроить дело, чтобы не требовались частые выезды или встречи с мирскими, особенно лицами мужского пола.

 5. Ветеринар

кормит, лечит, обрабатывает животных от насекомых;

соблюдает чистоту в помещениях, где содержатся животные;

по возможности пристраивает подкидышей, для чего по благословению игумении использует интернет.

 6. Смотритель кладбища

Ухаживает за могилами, возжигает лампады, по мере загрязнения чистит памятники, высаживает цветы.

 I.10.8. Примечание

В нашем монастыре «высокие» и «низкие» послушания ради духовной пользы изначально отменены. Например, певчие работают в саду и на огороде, иконописицы могут быть кухарками, больничная – швея и пчеловод. Игумения и благочинная руководствуются не только необходимостью, не только способностью сестры к совмещению разнородных или однородных послушаний, с учетом образования и опыта, полученного в миру, но также полезностью сочетания сидячего послушания с физическим трудом на воздухе.

 I.10.9. Общие послушания

связаны с сезонными работами (посадки весной и уборка урожая осенью) и  имеют преимущество перед постоянными послушаниями сестёр. К общему послушанию относится участие в крестном ходе, совершаемом ежедневно после вечернего богослужения.

 I.10.10. Разовые послушания

такие как чистка овощей, стирка и глажение белья, мытье посуды; к ним привлекаются сестры для помощи несущим постоянные послушания.

Некоторые работы требуют участия нескольких человек. Каждый конкретный случай рассматривается игуменией и благочинной.

 11. Обучение сестёр

сестры получают богословское образование в монастыре.

игумения или другая сестра, по её благословению, составляет программу по одной из богословских дисциплин на предстоящий учебный год: Ветхий завет, Новый завет, История Христианской церкви, История Русской Православной Церкви, История России, Литургика, Догматическое богословие, Патрология, Нравственное богословие, Русское богословие и т. п.;

сестры выбирают понравившиеся темы и готовятся к докладу. Занятия проходят в библиотеке в установленном программой порядке.

библиотекарь помогает сестрам в подборе необходимой литературы;

игумения проводит беседы о монашестве или на другие духовные темы;

если сестры из числа насельниц желают получить образование в Калужском Духовном училище, игумения может благословить по своему усмотрению.

 12. О келейном пребывании

Время, оставшееся от церковного богослужения и послушаний, рекомендуется проводить в келье, пребывая отнюдь не в праздности, а в полезных занятиях: совершении молитвенного правила, чтении Священного Писания и других душеполезных книг.

Следует уделять время уборке кельи, уходу за одеждой и обувью.

После ужина и вечернего правила келью, кроме особых случаев, покидать не следует, посвящая время перед сном исключительно молитве.

Келья и находящаяся в ней мебель даны в пользование, но не являются личной собственностью монахини, поэтому она не может распоряжаться ими по своему усмотрению. Если есть в чём-то нужда, следует испросить благословение игумении, а не переставлять или переносить мебель и другие вещи из кельи в келью по своему усмотрению. Необходимо соблюдать чистоту и порядок, следить за сохранностью находящегося в келье монастырского имущества. При необходимости ремонта нужно получить благословение игумении и обратиться с прошением к эконому.

Не следует заводить в келье лишних вещей, впадая в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой кельи служат святые иконы, Священное Писание, творения Святых Отцов, а главное дух веры и молитвы живущей в ней инокини. Монашеская келья содержит лишь то, без чего нельзя обойтись.

Современная дорогостоящая техника – холодильник, компьютер,  телевизор, магнитофон,  DVD-проигрыватель, музыкальные инструмен-ты и т.п. – должна храниться не в кельях, а в помещениях, где сестры выполняют послушания, связанные с их использованием.

Непозволительно иметь в келье напитки и лакомства.

В случае увольнения из обители (в том числе и своевольного оставления обители) сестра должна в срок, указанный игуменией и прежде получения паспорта из канцелярии сдать благочинной вещи и книги.

 13. О внешних посетителях и о взаимном
посещении келий

Келья даётся сестре для уединения; посещение сестрами друг друга возможно только ради необходимости, например, помощи больным и престарелым. Входить в чью-то келью принято с молитвой Иисусовой, когда будет получен ответ «Аминь».

Принимать в кельях внешних посетителей женского пола возможно по благословению игумении. Лица мужского пола в кельи не допускаются. Если возникает необходимость свидания с родственниками, их принимают летом в беседке, а зимой в библиотеке.

 14. О нестяжании и  удовлетворении необходимых
потребностей

Общежительный монастырь берёт на себя заботу об удовлетворении потребностей сестёр в крове, пропитании, одежде, лечении и прочем, тем самым всемерно способствуя беспопечению и выполнению каждой монахиней данного ею обета нестяжания.

Стремление стяжать личное имущество является серьёзным препятствием к духовному возрастанию монахини, обличает маловерие, невежество в отношении основ монастырского общежития или сознательное нарушение Устава.

Каждая насельница должна знать и всегда помнить о святой простоте быта основателей монашества. Даже получив подарок, она должна спросить игумению, как с ним поступить, чтобы и бескорыстный дар не стал для неё камнем преткновения.

 15. Общая монашеская трапеза

Монашеская трапеза с одинаковой для всех пищей и совместной благодарственной молитвой Богу служит не только удовлетворению потребности в хлебе насущном, но и, подобно совместной молитве в храме, единению сестёр, выражением взаимной сестринской любви.

Общая сестринская трапеза устраивается в монастыре дважды в день. Все насельницы должны являться на общую трапезу без опозданий, опрятно одетыми в подрясники и апостольники, не в рабочей одежде. Предложенную трапезу следует вкушать в молчании, внимая предлагаемому назидательному чтению. Книги для чтения подбирает библиотекарь, получив на её выбор одобрение игумении. Благочинная следит за чредой чтецов.

Общая трапеза начинается и оканчивается по знаку игумении или, в её отсутствие, по знаку благочинной. Позднее вхождение в трапезную или исхождение из неё прежде окончания трапезы без благословения игумении достойно порицания как нарушение дисциплины.

Для сестёр, занятых на послушаниях, благословляется вкушение пищи в сестринской трапезной в другое время.

Пища предлагается для всех одинаковая. Всё, что подаётся за трапезой, следует принимать с радостью и благодарностью.

Те, кто по болезни нуждаются в особом питании или ослаблении поста, по благословению игумении получают диетическое питание. Если болящие не могут посещать общую трапезу, игумения в виде исключения может благословить доставлять им пищу в кельи.

Посторонние лица могут присутствовать за сестринской трапезой только по благословению игумении. В дни особых праздников, по благословению игумении, на сестринскую трапезу могут приглашаться благодетели, гости и паломники.

 16. Об одежде

Пошивочная мастерская и рухольная монастыря заботятся о том, чтобы все сестры имели монашескую одежду, обувь и белье.

Одежда сестёр должна быть чистой и простой, чуждой роскоши и блеска, единообразной.

Сестра, имеющая нужду в новом подряснике, рясе, мантии, скуфье или камилавке, должна, получив на то благословение игумении, обратиться в пошивочную мастерскую.

Обувь, бельё и постельные принадлежности сестры получают в рухольной в соответствии с утвержденными игуменией нормами.

Принимать подаваемое следует со смирением и благодарностью, не требуя для себя вещей более удобных или каких-то особенных, тем более не приобретая чего-либо самовольно.

 17. О лечении сестёр

За врачебной помощью сестры обращаются к больничной, которая выдаёт заболевшей сестре лекарства, а при необходимости по благословению игумении организует консультации врачей-специалистов.

В случае нужды монастырь направляет заболевших сестёр в медицинские учреждения для обследования и лечения, беря на себя необходимые расходы.

Для престарелых и болящих сестёр, нуждающихся в уходе, благочинная, испросив благословение игумении, назначает сестёр по уходу, а больничная обеспечивает им постоянную медицинскую помощь, если требуется.

 18. Об отношении к имуществу монастыря

Монастырь – наш общий дом, и потому монахини с усердием хранят во всей обители должный порядок, не проходя мимо замеченных неисправностей, но заботясь об их устранении. Каждая сестра отвечает не только за чистоту и порядок в собственной келье и на месте своего послушания, но и за сохранность и надлежащее использование вверенного ей монастырского имущества: хозяйственного инвентаря, инструментов, оргтехники, автоматических устройств и.т.п.

Для обеспечения порядка и сохранности предметов в местах общего пользования устанавливается чреда дежурных сестёр, за которой следит назначенная игуменией старшая сестра по корпусу.

Каждая, даже самая незначительная вещь в монастыре является священной, поэтому монахини пользуются ею с благоговением не как своей и земной, но как Божией и небесной.

Небрежное, нерадивое отношение к имуществу обители, приведшее к его порче или утрате, является серьёзным нарушением устава и ведёт к наложению соответствующей епитимии.

 19. Об имуществе умершей сестры

В случае смерти насельницы все её келейное имущество, пригодное к дальнейшему употреблению, передаётся на склад и становится общим. В исключительных случаях по благословению игумении умирающая может распорядиться келейными вещами иным образом.

 20. Об отлучках из монастыря

Игумения обязана со страхом Божиим и великим усердием хранить вверенных ей сестёр от общения с миром, по возможности избегая их служения вне монастыря, а также ограничивая в пользовании телефоном и интернетом, по сути также средствами для выхода за пределы обители. В особенности вредно соприкосновение с миром новоначальным и юным.

Благотворно и спасительно для сестёр неотлучно находиться в стенах обители, кроме необходимых кратковременных выходов по благословению, связанных с послушаниями, посещением врача, оформлением документов, болезнью и кончиной близких. Покидая на время монастырь, сестра вверяет себя молитвам игумении и прочих сестёр, и, исполнив дело, ради которого вышла из обители, спешит возвратиться обратно.

Отлучающиеся из монастыря по возвращении немедленно дают отчёт игумении.

Монашествующим следует помнить: пребывание в стенах монастыря – лучшая защита от соблазнов и искушений. Побывав в миру, инок возвращается в келью неизбежно ослабленным духовно.

Находясь вне монастыря, сестры должны всячески хранить монашеское устроение, трезвение и пребывать в молитве. Нужно помнить, что по их поведению будут судить о монастыре и монашестве.

Ограждая от мирских впечатлений себя, следует оберегать от них и прочих сестёр: возвращаясь из поездки, не рассказывать о том, что видели и слышали в миру.

 21. Меры исправления и епитимии

Устав отражает все стороны жизни монастыря. Все насельницы должны соблюдать монастырскую дисциплину, не забывая при этом об исполнении заповеди любви.

Устав обязывает игумению и назначенных ею благочинную и других старших сестёр заботиться о том, чтобы сестры жили в соответствии с Уставом, и своевременно врачевать духовные недуги преступающих его предписания.

В случаях нарушения сестрами монастырского Устава и порядка могут применяться различные меры исправления, соответственно проступку, от кроткого увещевания до наложения епитимии, которую накладывает только игумения, с духовным рассуждением, учитывая духовное устроение и степень немощи провинившейся сестры.

Епитимия – не карающий бич, а необходимое врачевство, исцеляющее духовные болезни и страсти, имеющее целью исправление, а отнюдь не угнетение и подавление. Больные телесно почитают врачей за благодетелей, несмотря на горькие лекарства, так и епитимию следует принимать как средство исцеления, без самооправдания, с кротостью и терпением.

В качестве епитимии могут быть употреблены поклоны, чтение канона или нескольких глав из Священного Писания, испрашивание прощения у сестёр, перевод на другое послушание, переселение в другую келью и т.п.

Если сестра, нарушая монастырский Устав, упорствует во грехе, она по решению исповедовшего духовника может быть лишена на некоторый срок приобщения Святых Христовых Таин, чтобы эта крайняя мера пробудила её от нерадения.

 22. Увольнение из обители

Новоначальная сестра, ещё не принявшая пострига и по испытании себя  понявшая, что не имеет призвания к монашеству, может вернуться в мир; оставив обитель, однако не тайно, но с ведома и согласия игумении.

Монахиня, изменившая обетам, поступающая по страстям и поведением своим компрометирующая обитель, подчиняющаяся монастырской дисциплине лишь настолько, чтобы пользоваться кельей и столом, может быть после неоднократного увещевания и дисциплинарных мер отчислена из монастыря, с последующим рапортом епархиальному архиерею.

Сестра, уволенная из монастыря, должна в кратчайший срок, указанный игуменией, сдать благочинной келью, монашескую одежду и другие монастырские вещи, возвратить взятые из библиотеки книги и в мирской одежде покинуть обитель.

При этом она не может претендовать на получение от монастыря какого-либо имущества или вознаграждения за свою работу.

Если сестра, отчисленная из монастыря или оставившая его по собственной воле, осознав свою вину, возвратится и будет просить игумению и сестёр принять её, обещая исправиться, можно по усмотрению игумении её принять, зачислив в разряд вновь поступающих, а затем, по испытании, в число сестёр.

V. Об отношении к внешним

1. Отношение к рабочим и служащим монастыря

Ко всем труждающимся в монастыре подобает относиться с уважением и благодарностью.

Мирские сотрудники обители не являются обслуживающим персоналом для насельниц. Они подчиняются игумении и только от неё принимают задания и поручения.

Сестра, имеющая нужду в помощи по послушанию обращается к мирским только по благословению игумении. Общение со специалистами должно быть с рассуждением и страхом Божиим; с одной стороны, они должны добросовестно исполнять задания, с другой, на них не следует возлагать непосильные труды. В присутствии мирских помощников сестры  должны быть особенно собраны и внимательны к себе, помня, что на инокинь взирают как на образец благочестия.

Насельницам монастыря, не имеющим в подчинении мирских сотрудников, не следует общаться с ними без особой необходимости, тем более просить их о своих личных нуждах, например о покупке чего-либо, хотя бы и для монастыря.

Отношения с прихожанами монастырского храма могут быть только по благословению игумении и желательно вне богослужебного времени. Если прихожане обращаются к сестре, она должна отвечать приветливо и радушно, но только на действительно важные вопросы. Лучше всего рекомендовать обратиться к благочинной или к игумении.

2. Отношение к паломникам

Ко всем, кто посещает обитель: богомольцам, паломникам и прихожанам следует относиться с любовью, уважением и вниманием, помня, что гости приходят не к ним, а к Царице Небесной и святым угодникам Божиим – покровителям обители, за помощью и утешением.

Насельницам обители, особенно новоначальным, чье послушание не связано с гостеприимством, не рекомендуется вступать в общение с мирянами, особенно мужского пола.

VI. Общественное служение

Монастырь может основывать различные благотворительные и просветительские учреждения и сотрудничать с таковыми, не отклоняясь от монашеского уклада жизни и не преследуя целей, чуждых идеалам монашества.

Игумения монастыря имеет попечение об исполнении монастырём общественного служения по следующим основным направлениям:

странноприимство;

катехизация и образование;

миссионерство;

призрение немощных, престарелых и сирот.

Однако в организации и осуществлении благотворительных начинаний обители участвуют по преимуществу благочестивые миряне и лишь в исключительных случаях сестры.

VII. О приписных к обители монастырях,
скитах и подворьях

По благословению епархиального архиерея к обители могут быть приписаны другие монастыри, скиты и подворья. По представлению игумении епархиальный архиерей утверждает кандидатуры их настоятельниц.

Настоятельницы приписных монастырей, скитов и подворий полностью подотчётны игумении, которая несёт ответственность за все в них происходящее.

Деятельность приписных монастырей, скитов и подворий определяется Уставом внутренней жизни обители. По благословению игумении в этот Устав в случае необходимости, для каждого монастыря, скита или подворья могут быть внесены уточнения или изменения, учитывающие их особенности.

Сестры, несущие послушания в приписных к обители монастырях, скитах и подворьях, входят в число монастырских сестёр и поминаются за всеми богослужениями наряду с сестрами, несущими послушания в самом монастыре.

Перечень приписных к обители монастырей, скитов и подворий с необходимыми сведениями о каждом из них должен содержаться в специальном приложении к Уставу внутренней жизни.

[1]    Свт. Василий Великий. Слова подвижнические. Гл. 18. К соблюдающим подвижническое правило в общежитии.