Святой Климент Римский, житие и творения

Святой Климент Римский, житие и творения. Богословие Первого и Второго Посланий к коринфянам. «Пастырь» Ерма. Структура и стиль повествования. Нравственное и догматическое содержание книги.

Святой Климент Римский. Житие и творения.

Третий епископ Рима, видел апостолов; 92 – 101 г.г. Ничего не известно о жизни (мифическое житие, роман «Климентины»): остросюжетное произведение: отпрыск благородной римской семьи, образованный, ищет ответа как жить, философия, не находит ответа, заболевает, узнает о Христе, плыет, но оказ. в Александрии, ап. Варнава, ап. Петр, обращение; братья – одна из версий. Погиб в Херсонесе. Мощи принесли Кирилл и Мефодий, частично в Рим, частично в Киев. Труды: «Послание к Коринфянам», две греч. рукописи V и XI в. Пользовалось популярностью, читали в храмах, написано 96 – 97 г. Цит. ВЗ больше. НЗ еще не было канона, не определился; цит. прямые высказывания Спасителя.

Богодухновенность Свящ. Писания. Идеи стоиков (был начитан в «эллинской премудрости»=философии.

Повод: мятеж в коринфской общине, мирян против клира, раскол.

Кроме Посланий, приписываются «Апостольские постановления», «Восьмикнижие Климента», «Два окружных послания о девстве». Сохр. в сирийском переводе. Принцип единства веры и дел. Отвергнуть похоть, утехи, пьянство, нужно изъять себя из мира, от всяких хитростей и сетей его, уединиться и жить жизнью божественной и небесной, в святости Духа Божия, и служить Богу. Пример – Богородица и многие святые: Илия, Елисей, апостолы, все девственники, как и Христос. Подробно о тех, кто позорит христ.девство, собираются с девами, пьют и едят, говорят злое друг о друге, празднословие, праздность и лень. Посещать старых, бедных вдовиц, бесноватых (изгонять). Уже были подобия м-рей.

Богословие Посланий

О Троице. Бог – первое Лицо Св. Троицы. Главный акцент на спасительном излиянии действия Божия на мир, на тайне Домостроительства, в кот. участвуют все Ипостаси: Богу принадлежит изволение, Сын – главное орудие и средоточие спасения, а Св. Дух – Полнота благодатных средств, ведущих ко спасению. Акт рождения Сына совпадает с решением Бога Отца спасти род человеческий; в Личности Христа Бог усыновляет род человеческий.

Боговоплощение понимается прежде всего как уничижение; Христос обладает и плотью (от Авраама), и душой; из любви к человеку Он отдал Кровь Свою за нас.

Св. Дух наз. Источником и Излиянием благодати Божией.

Домостроительство Божие распространяется не только на чел-ство, но и на весь тварный мир; Бог излил на него Свои благодеяния, кот. наз. «дарами мира», поэтому в космосе царит лад и благочиние: день, ночь, небеса, звезды, солнце ежедневно свершают путь, не мешая друг другу, никуда не уклоняясь. Бог благотворит всему творению, но прежде всего венцу творения – человеку. Грехопадение нарушило гармонию, от спасения чел-ка зависит восстановление благочиния в мироздании.

Экклесиология – главное место, п.ч. спасение совершается в Церкви. Церковь сравнив. с воинским подразделением, где все соединены друг с другом. Сравнив.также с телом: голова без ног ничего не значит, все члены полезны и дышат вместе. Гармония проявляется прежде всего в богослужении, благодаря кот. открываются глубины божественного ведения. Без Церкви и ее Таинств подлинного ведения не может быть. Ц. не человеческое, а божественное установление. Церковная иерархия поставляется в соответствии с апостольским преемством, но с одобрения народа. Церк. иерархия обеспечивает единство Ц. и ее жизнеспособность( в сов.время рухнуло все кроме Ц.). Соборность: Ц. единый организм, кот. осознает себя во всех членах Ц., и каждый имеет право на живое и деятельное участие в жизни Ц.

Этика. Христос есть Основатель и Глава Ц. , след., Он есть образ для определения нравственных норм ее членов. Спасение невозможно без покаяния, покаяние неотделимо от смирения, и гимн любви в духе ап. Павла: «любовь соединяет нас с Богом, любовь покрывает множество грехов, любовь все принимает, все терпит великодушно, в любви нет ничего низкого, ничего надменного, любовь не допускает разделения, не заводит возмущения, любовб все делает в согласии, без любви нет ничего благоугодного Богу». Настаивает  на оправдании верой, но и делами пренебрегать не следует.

Эсхатология. Созвучна с этикой: жизнь по Христу открывает путь в Церство Его.

Второе послание – подлинность, т.е. принадлежность Клименту под сомнением. Особенно подчеркивается божество Христа. Идея о плоти как «антитипе» (образе, символе), духа, поэтому надо соблюдать в чистоте.

Экклесиология: учение о предсуществующей Церкви; (антитип), земная – образ, отображение небесной реальности. Эсхатология: век сей и век будущий – два врага; Ц. живет в двух измерениях, на земле и в вечности, антитеза тленного и нетленного, преходящего и временного. Этика: вечное бытие стяжается жизнью благочестивой и праведной. Аскетическая тенденция: хранить плоть в чистоте; плоть очень важна, во плоти живем, получаем крещение и во плоти воскреснем. Нужно покаяние, на том свете его нет, но кроме того, милостыня и милосердие, пост и молитва, доброта.

«Пастырь» Ерма

Три рукописи: на папирусе, «Синайский, данных ангелом, представшим в виде Пастыря. «Старица» – Церковь, сотворена до всего. Написано в Риме, нач. П века или в 140 – 150 г. Уже ослабели нравы! Пресвитеры спорили о первенстве, диаконы расхищали, соц. неравенство.

Ерм – иудей, проданный в рабство особе по имени Рода, отпущен, торговал, нажил состояние, потерял, остался небольшой участок. Жена сварливая, страдала «недержанием языка», дети отреклись в гонение, беспутные. М.б. лит. фикция.

Ц. – башня, символ единства и святости. Цель сущ-ния Ц. – духовное преуспечние и святость верующих. Или башня на белом камне – Сын Божий; дверь – Христос, только принявшие Его имя могут войти в Царство Божие. О покаянии.

Учение о двух ангелах, пребывающих с каждым человеком. Один – Ангел правды, а др. – Ангел лукавства. Первый нежный, тихий, кроткий, беседует с чел. о чистоте, святости, умеренности, второй – скорый на гнев, жестокий и неразумный, деяния его лукавы и напр. на развращение чел-ка. Сосуд, в кот. обитает всё. Но не пассивная игрушка, а зависит от него самого. Главное хранить веру, иметь страх Божий и воздержание. Сверхдолжные заслуги.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.