Святой и Великий Четверг

Святой и Великий Четверг

Службы святого и Великого Четверга посвящены одновременно оплакиванию начавшихся предательством Иуды страстей Господних и мистической радости Тайной Вечери, Вечери Любви.

Вместо песнопения «Се Жених…» поется тропарь Великого Четверга: «Егда славнии ученицы…». В этом тропаре Церковь громогласно повторяет неоднократные предостережения Господа против безумной, богозабвенной привязанности к материальному богатству. На примере Иуды сбылись слова Спасителя: «Не можете служить Богу и маммоне».

Из-за величия воспоминаемых событий из земной жизни Христа Спасителя, с этого дня до Фоминой недели по церковному уставу прекращается чтение Псалтири.

Следующий за Евангелием канон на утрени, начинающийся словами «Сеченое сечется», говорит нам, что Творец и Создатель, с неизреченной любовью склоняясь и приникая к созданной Им твари, зовет ее к радости соединения с Собою. Верующие призываются ко вниманию и благоговению, приличным наступающему времени: «душепитательную уготовляет трапезу… Приступим благочестно…».

Неожиданно для учеников, Божественный Учитель начал омывать им ноги, как слуга. «Аще убо Аз умых ваши нозе, Господь и Учитель, и вы должни есте друг другу умывати нозе. Образ бо дах вам, да, якоже Аз сотворих вам, и вы творите».

Подготовив этим Апостолов к важности предстоящего, Господь вместе с учениками вкушает пасхального агнца. На Тайной вечери Он последний раз в истории празднует ветхозаветную Пасху и устанавливает Таинство Тела и Крови Христовой. Это чудо преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа было чудом Его любви, продолжением чуда Его вочеловечения и таинством соединения двух миров — Божеского и человеческого.

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что необходимо тщательно готовиться к Святому Таинству Евхаристии: «Никто не должен приступать с пренебрежением, никто с малодушием, но все — с пламенною любовью, все — с горячим сердцем и бодростию. Если иудеи ели агнца с поспешностью, стоя и имея сапоги на ногах и жезлы в руках, то гораздо более тебе должно бодрствовать. Они готовились идти в Палестину, ты же готовишься идти на Небо». Насыщение на обычных трапезах сменяется новым голодом, но тот, кто вкушает от Святой Трапезы, не взалчет вовеки.

В хвалитных стихирах речь идет о предателе: «Иуда раб и льстец, ученик и наветник, друг и диавол от дел явися… отдаде целование, предаде Христа…». Господь наш Иисус Христос, даже на пороге крестных страданий, зная, что Его ожидает за стенами Сионской горницы, заботится о Своих учениках, а через них — и о всех нас. Это высший пример всем народам на все времена. В Своей последней беседе с учениками Господь заповедует им и всем их последователям хранить единство, обращаясь к образу виноградной лозы. Аз есмъ лоза, вы же рождие. И иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног: яко без Мене не можете творити ничесоже.

На Вечерне, которая в этот день совершается вместе с литургией Василия Великого, читаются ветхозаветные паремии, полные грозных прообразов. Здесь кроткому образу Агнца противополагается грозное явление Бога на Синае среди молний и облаков, дыма и огня и трубных звуков. А в Новом Завете Божественный огонь скрыт под покровом человеческой плоти Богочеловека, чтобы не опалить Своим Божественным прикосновением. Но и Новозаветный огонь — тот же огонь Божества. И как тогда восходившему на Синай Израилю, так и теперь человеку, приступающему к Божественной Трапезе, необходимо омыться духовно и очиститься, чтобы не быть опаленным, — вот духовный смысл этих ветхозаветных чтений.

Евангелие на Литургии говорит нам о Тайной Вечере устами непосредственных свидетелей и участников ее, а вместо Херувимской песни поется трижды тропарь: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Многократное пение «Вечери Твоея», и Апостол, и Евангелие этого дня — все говорит нам о том, что ныне совершающаяся Евхаристия есть Литургия всех Литургий, однажды во времени тогда совершенная и вечно, до скончания века, отныне совершающаяся до светлого и явленного дня пришествия Господа Иисуса Христа.

На малом повечерии Великого Четверга Трипеснец повторяет совершившиеся днем события. В последней песни его слышится кроткий и укоряющий голос Христа: «Паки вы спите <…> бдите, приближися час прочее, востаните, идем, друзи Мои, се предатель ученик, грядет предати Мя человекоубийцам».

…Через Гефсиманский сад, через двор Каиафы и претор Пилата мы подходим к Голгофе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *