Святая и Великая Суббота

Святая и Великая Суббота

Богослужение Великой Субботы есть благоговейное бдение перед гробом Господним. Воспоминая в этот день все события, относящиеся к погребению Христа, Церковь на утрени Великой Субботы совершает чин погребения Спасителя.

Посреди храма возвышается Плащаница, изображающая лежащего во гробе Богочеловека, все молящиеся зажигают свечи и начинается пение «непорочных» — стихир, чередующихся со стихами из 118 псалма, посвященного исходу из Египта. В «непорочных» Ветхий и Новый Завет таинственно перекликаются между собой; происходит как бы некий диалог между Христом и Церковью. На каждый стих псалма Церковь отвечает «похвалами» Христу Богу и величанием Его страданий и погребения. В них выражается и удивление ангелов к столь глубокому снисхождению Жизнодавца Христа к роду человеческому, и горький плач Матери-Девы над гробом Сына Своего и Бога, и обращение «к горам, холмам и человеков множеству», чтобы они «восплакали и совозрыдали с Материю Бога их, и к «скверному убийце ученику, чтобы он открыл свой нрав злобы. 

По окончании «похвал» поется исключительный по своей красоте канон «Волною морскою». Этот канон есть надгробная песнь Отверзшему нам «врата жизни» Своим погребением. Многочисленные образы пророчеств Аввакума, Исайи, Ионы о воскресении мертвых и восстания сущих во гробех и о радости всех земных встают в этом каноне как богодухновенные прозрения веры древних людей, зревших из тьмы веков Ветхого Завета невечерний свет Богоявления и Воскресения Христова. 

После чтения Евангелия на вечерне бывает целование Плащаницы, а хор поет стихиру «Придите, ублажим Иосифа приснопамятного…», которая заканчивается следующими словами, подготавливающими нас уже к встрече Христа воскресшего: «но в радость воскресения Твоего плач преложи. Покланяемся страстем Твоим, Христе <…> и святому Воскресению».

На вечерне Великой Субботы святая Церковь предлагает своим чадам чтение 15 паремий, содержащих пророчества об уничижении Господнем и о последующей Его славе. Шаг за шагом в последовательных ветхозаветных образах даются нам пророчества о воскресении Христовом. Иногда эти прообразы ясны и очевидны (воскрешение сына вдовицы пророком Илией и отрока — Елисеем), иногда — таинственны и символичны (жертва Авраамом сына — жертва Бога Отца и послушание Христа; Иона во чреве китове, неиссякающая горсть муки и чванец масла — прообраз Евхаристии).

Первая паремия — из книги Бытия: «В начале сотвори Бог небо и землю…» (1:1-13). Эти слова читаются в навечерии великих праздников Рождества Христова, Богоявления и Пасхи. Все эти праздники связаны глубоким внутренним содержанием, единством откровения: они являют миру Бога. В Воскресении Христа величие Творца явлено всем. Божественное могущество приближается через Воскресшего к каждой душе с обещанием: «Я с вами до скончания века».

Вторая — читается из пророчества Исаии (60:1-16) о появлении нового света и славы Господней над Иерусалимом, к которому отовсюду стекаются цари, племена и народы и поклоняются самому месту, где стояли ноги Мессии. Это чтение о славе Иерусалима предлагается в Великую Субботу потому, что в день Пасхи совершилось в Иерусалиме то, что стало славой Церкви Христовой — Светлое Христово Воскресение. И оно же сделало Иерусалим священным для всех христиан городом, куда веками со всех сторон стекались паломники.

Третья — из книги Исход (12:1-11) — об установлении ветхозаветной пасхи и заклания непорочного агнца, бывшего прообразом Спасителя — Агнца Божия (Ин 1:29-36). В настоящий день это чтение предлагается для того, чтобы уяснить смысл этих прообразов и исполнение их в лице Господа Иисуса Христа.
Четвертая — это книга пророка Ионы, который своим трехдневным пребыванием во чреве китове прообразовал смерть и воскресение Спасителя (Мф 12:40).

Пятая — из книги Иисуса Навина (5:10-15) — о первой пасхе в земле Ханаанской и о прекращении манны, бывших прообразованием прекращения всех ветхозаветных обрядов после того, как «Пасха наша за ны пожрен быстъ Христос» (1 Кор 5:7) и христиане причастились Пасхе новозаветной.

Шестая — из книги Исход (13:20-22; 15:1-19) об изведении израильтян из Египта и о чудесном переходе их через Чермное море под руководством Моисея, который был прообразом Спасителя, избавившего род человеческий от рабства греха и смерти.

Седьмая — из книги пророка Софонии (3:8-15) — об отвержении тех иудеев, которые впали в гордость и самопревозношение, после того, как будет создана новая Церковь из всех народов под главенством Мессии.

Восьмая — о воскрешении пророком Илией сына сарептской вдовы и Елисеем сына жены соманитянки, что было прообразами всеобщего воскресения (3 Цар 17:8-23).

Девятая — из пророка Исаии, где говорится о славе новозаветной Церкви, начало которой — воскресение Христово (Ис 61:10-11; 63:1-5).

Десятая — из книги Бытия о принесении Исаака в жертву, что прообразовало великую голгофскую Жертву (Быт 22:1-18).

Одиннадцатая  — пророчество Исаии (61:1-9) о Христе, Который даст людям свободу от угнетающих зол и прославляет новозаветную Церковь. Дух Господень на Мне, — сказал пророк, и эти же слова Господь повторил в Евангелии, добавив, что днесь сбыстся писание сие (Лк 4:21).

Двенадцатая — еще одна паремия о воскрешении пророками Илией и Елисеем. (4 Цар 4:8-37).

Тринадцатая — о смиренном сознании своей греховности плененными иудеями, что прообразует скорбь верных Христу при Его погребении, а надежда на Бога утешает Церковь обетованием милости.

Четырнадцатая — из книги пророка Иеремии (31:31-34) говорит об установлении Нового Завета с Богом взамен Ветхого, нарушенного израильтянами. Главное отличие нового завета от старого в том, что он будет начертан не на каменных скрижалях, а в мыслях и сердцах верующих. Господь ждет от нас не внешних форм богопочитания, но просит: Даждъ Ми, сыне, твое сердце» (Притч 23:26).

 Пятнадцатая, последняя, паремия из книги пророка Даниила (3:1-88) рассказывает о трех отроках, не поклонившихся истукану Навуходоносора. Вверженные в пещь огненную, отроки, оставшись невредимыми, воздали хвалу Всемогущему Богу. Их молитва вылилась в славословие Богу. Это ветхозаветное чтение положено читать в Великую Субботу потому, что чудо отроков веками готовило верующих к принятию другого чуда всемогущества Божия — Воскресения Христова, победы над смертью Христа, сошедшего во ад и явившего в Себе вечное избавление. К каждому стиху вдохновенной молитвы отроков хор начинает припевать стих: «Господа пойте и превозносите Его во веки», а заканчивается это славословие словами: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки».

Это торжественное светлое пение окончательно уводит наши мысли от гробового мрака и печали, и далее богослужение в своих текстах и характере приобретает хотя и сдержанный, но явно пасхальный характер. После паремий, во время которых в древности совершалось крещение оглашенных, вместо трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал 3:27). Этим песнопением Церковь как бы встречает своих новых членов, напоминая и им, и нам, что главное — не просто креститься, но — «облечься» во Христа, то есть воспринять для себя образ жизни, заповеданный Спасителем в Евангелии.

Апостольское чтение из Послания к Римлянам (6:3-11) говорит нам о том, что верующие во Христа умершего и воскресшего соединены с Ним подобием смерти через крещение, и должны быть соединены и подобием воскресения. После Апостола поется особый аллилуарий «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех» со стихами, во время пения которого священнослужители переоблачаются из темных одежд в светлые. Это торжественное пение певцов в белых одеждах знаменует собой явление Ангелов мироносицам. Наступает Пасхальная радость. И Евангелие повествует об этой великой радости: Се Аз с вами есмъ во вся дни до скончания века. Аминь. Совершается литургия святителя Василия Великого, на которой вместо Херувимской песни поется следующее песнопение: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет…». Церковь в этот день побуждает нас к молчанию, потому что совершилось то, для чего Господь сошел на землю, совершилось то, что превышает всякое человеческое разумение и чего не может выразить человеческое слово.

Богослужение Великой Субботы, изображая спасительные Страсти Христовы, располагая нас к покаянию и исправлению своих грехов, должно также возводить наш ум и к той радости, ради которой Спаситель и понес все эти страшные муки. Мы должны всегда радоваться о Господе, потому что Христос — наше упование и наша надежда и в этой, земной, жизни, и в Жизни будущей, по неложному его обетованию: Аз с вами есмъ во вся дни до скончания века (Мф 28:20). Аминь».

Пройдя с Господом за богослужением Страстной седмицы крестный путь, все же напрашивается вопрос: какое отношение Жертва Господа нашего может иметь к нашим грехам, да еще к будущим? Мы тут не при чем, нас там не было. Это недоумение служит причиной нашей холодности и безучастности при воспоминаниях о страданиях Иисуса Христа. Жизнь наша пройдет так же скоро, как прошла теперь святая Четыредесятница. Для каждого из нас наступит Великая Пятница смерти, а за ней — Великая Суббота упокоения в недрах земли. И на нашу голову, — по словам архиепископа Иннокентия (Борисова), — «возложат венец — только из тех скорбей и лишений, которые понесены во имя Его. Мы, как и Господь, носим раны (душевные и телесные), но можно ли назвать их Господними, и кто возлагает их на нас? — или наша плоть с ее похотями и невоздержанием, или мир за наше раболепство перед ним. А эти раны не Господни, и их надо врачевать покаянием».

 Пост — это святое время — может быть похищен у нас житейскою суетою и попечением о вещах скоропреходящих, если мы сами не позаботимся расположить свою душу внимать помыслам благим и спасительным. Внимательное отношение к Православному богослужению — это непременное условие нашего духовного возрастания. Период же Великого поста имеет особое значение для православного христианина. Поэтому и богослужебные тексты этого времени церковного года несут в себе назидания особой важности. Не пройти мимо этого сокровища, подаваемого нам святой Церковью, — вот задача каждого, подвизающегося достойно миновать великопостное поприще.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *