Размышление в Неделю о самаряныне

Размышление в Неделю о самаряныне

Жена-самаряныня до встречи со Спасителем не совершила ничего такого, что выделило бы ее из ряда других женщин библейского времени. Однако именно ей Господь в жаркий палестинский полдень, забыв о голоде и жажде, в длительной и обстоятельной беседе «сладкими глаголы», как поется в службе Праздника, открывал сокровеннейшую и глубочайшую суть веры. И она услышала и сердцем поняла, Кто перед ней.

Не постигая и не достигая, конечно, как и никто другой, уровня своего Собеседника, она задала вполне осмысленные вопросы, поднимаясь, как отмечал святитель Григорий Богослов, на высоту догматов и сильно отличаясь, скажем, от тайного ученика Никодима; нетрудно сравнить: Евангелие от Иоанна, глава 3, рядом. А потом она поступила соответственно женской природе: немедленно оставила водонос, то есть бросила всё и вышла на проповедь, свидетельствовала о Нем и обратила многих сограждан к Истине (Ин. 4, 39). Предание дополняет, что самарянка в крещении получила имя Фотина и, пострадав за Христа (в 66 году) с сыновьями Виктором и Иосией, причислена к лику святых (память 20 марта/ 2 апреля).

Ученики Христа, как не случайно отмечено в Евангелии, удивились, что Он разговаривает с женщиной (Ин. 4, 27). Ну еще бы: пока не просвещенные Святым Духом, они погружены в культурную традицию иудаизма, запрещающего женщине, низшей по развитию,  говорить среди мужчин; апостолы, как это и теперь свойственно многим, склонны держаться общепринятого древнего порядка, их настораживает всё, в чем можно заподозрить «расшатывание устоев». Но Господь свободен, Его не сковывают традиции, его чистый взор не замутняют предрассудки, он видит пред Собой личность в самой сокровенной, главной сути.

Этот день, как никакой другой в году, достоин считаться женским праздником. И не будет преувеличением, если назовем страницы 4 главы Евангелия от Иоанна  самыми дорогими сердцу многих христианок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *