Протоиерей Александр Геронимус. Беседы на Великий пост. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2010

Протоиерей Александр Геронимус. Беседы на Великий пост. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2010

Великий пост начинается не сразу, Церковь готовит нас к нему в продолжение целого месяца. Начинаем готовиться к посту с Недели о Закхее. Сначала просто привыкаем к мысли, что он, пост, скоро-скоро наступит, потом  начинаем читать тропари из Постной триоди, сушим сухари, наводим везде порядок и чистоту.

Обязательно надо приготовить чтение для Великого поста. Во-первых,  просмотреть текст Великого канона св. Андрея Критского, чтобы ухо готово было к восприятию. Для домашнего чтения неплохо бы почитать Ветхий завет, так как постом читают много паремий из него. У христиан вообще прежде было принято перечитывать Великим постом весь Ветхий завет. Не обойдемся и без проповедей. Но какого автора выбрать? Это ведь так важно, чтобы слова и беседы не были сухими и шаблонными; чтобы у современного человека, привыкшего к жизни, насыщенной всякого рода информацией, не притупилось чувство единения с Церковью. Мол, это все так возвышенно и так далеко от нашей жизни.

Один из таких собеседников  – протоиерей Александр Геронимус (1945-2007). Математик по образованию, интеллигент, он принял святое крещение в 1969 году, в самое застойное время. Всей душой и всем своим недюжинным умом он устремился на служение Богу, увлекая за собой многих друзей и знакомых. Строил храмы, в которых служил, преподавал на Богословско-педагогических курсах во имя священномученика Фаддея в Москве. Его беседы на Великий пост просты, но в то же время умны и глубоки, лаконичны; современны.

В слове на Прощенное воскресенье протоиерей Александр  раскрывает связь между Адамовым изгнанием и началом Вликого поста. Почему именно этот библейский эпизод должен положить начало подвигу поста? «Седе Адам тогда и плакася, прямо сладости Рая, рукама бия лице, и глаголаше: Милостиве, помилуй мя, падшаго», – цитирует он икос этого дня, принадлежащий Роману Сладкопевцу. «Это нормальная исходная позиция для того, чтобы начать путь Великого поста», – замечает отец Александр. Далее он рассуждает о том, что Адамов плач пред вратами Рая – это квинтэссенция покаяния. «Способны ли мы на это без имитации, без подделки? … Мы настолько разбросаны, рассредоточены, все наши грехи отдельными частями плавают где-то внутри нас и вне нас, и действительно стать пред Богом подобно Адаму, так, как стояли преподобные Силуан Афонский и Роман Сладкопевец, – это требует труда собирания».
Еще одно наблюдение автора относительно нашего отношения к ближним: поскольку наше духовное зрение ограниченно, то часто под видом покаяния в человеке преобладает самообвинение, как искажение психики, тогда недовольство собой распространяется на окружающих и на весь мир. Отец Александр, пользуясь опытом митрополита Антония Сурожского, предлагает конкретные советы как нам достичь истинного Покаяния – таинства, в котором Господь прощает, или отпускает, наши грехи. Чтобы Покаяние было правильным, не следует утопать в мелочах. «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом», – цитирует он свтятителя Афанасия Великого. «И только если мы будем иметь этот масштаб требований, тогда у нас и покаяние будет правильным. «Где уж нам… нам лишь бы вот это…» – это неправильное расположение духа, когда человек вместо того, чтобы приобретать истинное смирение, начинает занижать требования к себе».

Пост – это не только пищевое ограничение, о котором мы в первую очередь заботимся. Каждый постящийся должен стоять на посту, «чтобы внимательно следить за своим сердцем», а плодом, по которому мы узнаем, подлинный у нас пост или мнимый, является милосердие.

Желаем всем прислушаться к мудрому слову протоиерея Александра Геронимуса и с Божьей помощью стяжать тучные плоды к Пасхе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *