Преподобный Пафнутий Боровский (Память 1/14 мая)

Преподобный Пафнутий Боровский (Память 1/14 мая)

Преподобный Пафнутий, при крещении названный Парфением, родился в 1394 году в селе Кудинове, недалеко от Боровска. Его дед, татарский баскак, во время восстания русских против татар ради спасения жизни принял христианскую веру, получив имя Мартин.  В двадцатилетнем возрасте Парфений оставил родительский дом и удалился в Боровский Высоцкий монастырь, где по прошествии некоторого времени принял монашеский постриг с именем Пафнутий. Постригал его настоятель монастыря Маркелл, а духовное окормление поручили преподобному Никите, прибывшему в тот год из Серпухова.

Много лет подвизался инок Пафнутий в обители и стяжал немало монашеских добродетелей. Около 1426 года митрополит Фотий рукоположил его в священный сан, после смерти настоятеля братия избрали преподобного игуменом. Тридцать лет прожил святой Пафнутий в Высоцком монастыре; на 51-м году жизни, после тяжёлой  болезни, отказался от настоятельства и принял великую схиму.

23 апреля 1444 года, в день памяти великомученика Георгия Победоносца, блаженный Пафнутий покинул Покровский монастырь и поселился с одним иноком в пустынном месте на левом берегу реки Протвы. Но отшельниками пожили они недолго: братия почитали о. Пафнутия как старца, приходили к нему и миряне. Вскоре на месте поселения преподобного возникла новая обитель, и число её насельников быстро умножалось.

По благословению митрополита Ионы в монастыре построили церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, которая по сей день остаётся главным храмом Боровского монастыря. Богатые вклады великих князей Московских, а затем царей и прочей знати позволяли вести каменное строительство и приглашать известных мастеров для росписи. Известно, что церковь Рождества Пресвятой Богородицы между 1467 и 1477 годами расписывал молодой иконописец Дионисий вместе со своим учителем Митрофаном и другими мастерами. Именно здесь, выполняя один из первых своих серьёзных заказов, Дионисий приобрёл славу искусного живописца.

Скоро монастырь стал известен в России. Великие князья приезжали к старцу Пафнутию для духовного совета. Общение с сильными мира сего не мешало преподобному вести строгую аскетическую жизнь: келья его –  беднее всех, воздержание самое строгое: в понедельник и пятницу ничего не вкушал, а в среду держался сухоядения. На общих работах не отказывался и от тяжёлых: рубил и носил дрова, копал и поливал огород,  и в то же время первым приходил на церковную службу. Преподобного глубоко почитали не только братия своего монастыря, но и монахи других обителей. Число насельников выросло к тому времени до 95 человек.  За неделю до смерти святой предсказал свою кончину. Благословив братию, он отошёл ко Господу 1 мая 1477 года, в четверг после Преполовения Пятидесятницы.

Ученик преподобного Пафнутия Иннокентий написал ему службу. В 1531 году митрополит Даниил с собором епископов благословил петь канон и читать житие Пафнутия в его монастыре, а на соборе 1547 года Боровский игумен причислен к лику святых, почитаемых общецерковно.

______________
Сведения о преп. Пафнутии содержатся: 1) в превосходной записке ученика его Иннокентия о последних днях преподобного, составленной в 1477 или 1478 г., т.е. очень скоро после кончины святого; 2) в древнем житии преп. Пафнутия, написанном другим учеником, родным братом преп. Иосифа Волоколамского, Вассианом Саниным между 1500 и 1515 г. в бытность Вассиана архимандритом Симонова подмосковного монастыря (с 1502 по 1506 г.) или архиепископом Ростовским (с 1506 по 1515 г.); 3) в воспоминаниях Досифея Топоркова, племянника преп. Иосифа Волоколамского, инока его обители; 4) в духовной преп. Иосифа Волоколамского и некоторых других грамотах; наконец 5) в летописях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *