Предмет и задачи патрологии

Предмет и задачи патрологии. Понятие об отцах Церкви. Развитие науки. Периодизация святоотеческой письменности.

  1. «Патрология», «Патристика», «Святоотеческая письменность». «Патрология» – термин   Герхарда, сер. VII века: «Патрология, или произведение о жизни и трудах учителей древнехристианской Церкви»; наука церковно-историческая (отцы) и богословская; предполагает изучение жизни, творений и богословия отцов Церкви в историческом контексте, влияющем на миросозерцание, поэтому патрология тесно связана с историей Церкви. «Патристика» тоже в VII веке. Хотя употребляются как тождественные, разница есть: патристика – чисто богословская наука, фиксирует мнения и доказательства св. отцов для формулирования догматов, моральных установок, церковного строя, церковной дисциплины и т.п., можно сказать, «история догматов», а патрология охватывает биографии, содержание творчества, индивидуальные особенности, в т.ч. ошибки т.е. создается более полная и емкая, яркая система вероучения церковных писателей. Увидим, что патрология изучает не только признанных отцов Ц., но и всех писателей, которые, принадлежа к Ц., выражали ее вероучение. Хотя конечно термин «писатели» употребляется за неимением лучшего: церковная литература отличается от светской, ее авторы – церковные мужи и богословы, они не заботятся о форме, эстетике, а только о содержании, хотя, бывает, прибегают к образной символике (Ерм), изящной риторике (Златоуст), поэтической форме (гимны Григория Богослова) или форме исповеди (Августин).
  2. «Отец» = «учитель»: ап. Павел: хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор). Отцы Церкви: преемники апостолов, избранные орудия Духа Божия, отличающиеся благодатной чистотой души. Критерии: а) ортодоксальность учения: Богооткровенные истины даны в полноте в Евангелии и неизменны, но человеческий ум в ходе истории продвигался к всё большему их постижению и выражению, к точному разъяснению, охранению Истины от заблуждений и прочному утверждению в сознании верующих; против «анахронизма»: напр. у древних отцов можно найти ошибки в суждениях о Св. Троице (субординационизм), или в христологии элементы монофизитства; боговдохновенно лишь Св. Писание. Но: у св. отцов находим лишь погрешности (напр. у Кирилла Александрийского), а не заблуждения (Ориген). б) святость жизни: святость не безгрешность; не главный критерий (Несторий внешне, но еретик)  в) церковное признание: не обязательно канонизация: почитаем как блаженных Феофилакта Болгарского, Марка Ефесского.
  3. Св. Отцы, конечно, люди особенные: не только просвещенные благодатью, но умные от природы, образованные, мудрые, рассудительные т.е умеюшие отделять пшеницу от плевел, и, конечно, молитвенники. Святоотеческие писания – единственный критерий во всех церковных спорах и недоумениях. Все мутные течения последних лет, и прежних тоже, истекают от невежества, от нежелания изучать отцов, т.е. свою веру. Св.Писание? Его толкуют по-своему католики, протестанты, сектанты всех мастей, назубок, что не мешает им заблуждаться, п. ч. Берут фрагменты, без контекста, напр. пятидесятники: «излию Духа Моего на всякую плоть».
  4. Важный принцип патрологии – consensus patrum, согласие, единомыслие по какому-то вопросу, хотя, конечно, не сговаривались, но понимали вещи одинаково. В Ц. не может быть, чтобы последовать новому заблуждению одного человека, как сектанты. Поэтому св. отцы единственно авторитетные выразители Св. Предания (важнее Св. Писания), хотя выражали его письменно, а большая часть – устное.
  5. Учители Церкви – термин не имеет устойчивого значения, как у католиков: у них есть великие отцы и учители, Амвросий, Иероним, Августин и Григорий Двоеслов, позже Афанасий, Василий Великие, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Просто «учители» Кирилл Иерусалимский, Кирилл Александрийский, Иоанн Дамаскин и западные Иларий Пиктавийский, Лев Великий, Фома Аквинат, Бернар Клервосский. У нас, как правило, те, кто не святые, не «отцы», но пользуются уважением Ц.: Климент Александрийский, Иероним, Августин, Феодорит Кирский, Тертуллиан и даже Ориген.  Они же иногда именуются «церковные писатели». Тертуллиан и Ориген имеют до сего дня громадное влияние в богословии, хотя юридически не принадлежат к «отцам и учителям Церкви».
  6. Отцы Церкви писали по-гречески, на латыни, на сирийском. Издревле их переводили на грузинский, коптский, армянский, эфиопский. В раннехристианскую эпоху распространялись в рукописях, печатание – с изобретением книгопечатания в XVI веке, на Западе, поскольку Восток завоеван в XV веке турками, остановилось интеллектуальное развитие. В конце XV века изданы соч. Амвросия Мед., Августина, затем «патристические антологии», «библиотеки св. отцов». В XVII веке многое издали т.н. мауристы (св. Мавра), французские бенедиктинцы; в XVIII веке «библиотека древних отцов» в Венеции, где жило много греков. Главный труд, непревзойденный, на кот. все ссылаются, «Патрология Миня», XIX век. Минь был аббатом, 1805 – 75, эпоха реставрации католицизма (после рев. 1848). Труд состоит из двух монументальных серий: Латинская патрология, 221 том, до 1210 г., Греческая патрология, 161 том, до Флорентийского собора 1439. Недостатки: Минь не был ученым-богословом, только перепечатал что уже было, неизданного не искал, т.е. изд-е не является полным. Со второй половины XIX века выходят научные, т.н. «критические» издания, с привлечением известных сохранившихся рукописей: Венский корпус, 70 томов, 50 томов издал известный Гарнак в Берлине, включил и еретические коптские гностические трактаты. В XX веке, в 50-е годы бенедиктинцы в Бельгии затеяли грандиозное изд-е, «новый Минь», наз. «Свод христианских авторов». Латинская серия: из 250 томов вышло 180, греческая – вышло 30 томов. Французская серия «Христианские источники» вышло более 400, серьезное научное издание, приводятся оригинальные тексты и фр. перевод, подробный комментарий. Также в Париже «Свод восточных христианских писателей, из шести серий: сирийская, коптская, арабская, армянская, грузинская и эфиопская. В XIX веке святоотеческая лит-ра переводилась в России (Филарет); Епифанович молодой, еп. Порфирий (Успенский), архп. Филарет (Гумилевский), МДА. Далеко не все, даже, можно сказать, ничтожно мало русских переводов; революция, сейчас 20 лет прошло, Дионисий, никому не нужно, только кичимся своим православием, но знаем его плохо.
  7. Как развивалась патрология. С глубокой древности: Евсевий Кесарийский «Церк. история»; блж. Иеронима «Книга о знаменитых мужах», 392. Более тысячи лет – основа для всех послед. авторов. С XVII века хорошо развивалась на Западе из-за полемики с протестантами, кот. мотивировали возвратом к чистым истокам христианской древности. У протестантов возникло «историч. богословие», позже «патристическое». Католики отошли от схоластики и рутины. В XIX веке открыли много памятников древнехристианской литературы, «Дидахе», сочин. Ипполита Римского. Католики впереди всех: Жан Даниелу, Анри де Любак, Ганс Урс фон Бальтазар, многосторонняя эрудиция, профессиональные патрологи. В России: в домонгольский период: Златоуст, Григорий Богослов, сборники из цитат («Изборник» Святослава, 1073). Отстали на 200 лет, т.к. считалась излишней, достаточно «Догматики», «Истории Церкви»; и сейчас в Семинарии нет. Активно в XIX веке: в СпбДА «Христианское чтение»; с 1843 серия «Творения святых отцов в русском переводе»: Филарет Гумилевский и Филарет Дроздов. «Богословский вестник» при МДА печатал, Оптина – аскетические творения, переводили Леонид Кавелин, Ювеналий Половцев, Климент Зедергольм. Феофан Затворник – Добротолюбие. Русский Пантелеимонов м-рь на Афоне; библиотекарь о. Матфей, никакого образов-я, самостоятельно выучил греческий, латинский, сербский и французский, привел в порядок биб-ку, редактировал переводы, переписывался с исследователями всего мира и удостоился звания академика Французской акад. наук. Выдающиеся патрологи: Попов, Орлов, Соболевский (переводил Исаака Сирина), Сагарда, автор «Лекций по патрологии»,  Болотов (Ориген), Глубоковский, Епифанович (Максим Исповедник). Парижское: Флоровский, архм. Киприан Керн, архп. Василий Кривошеин, протопресв. Иоанн Мейендорф, Вл. Ник. Лосский.
  8. Периодизация. Церк. письменность начинается с I века. Богословие возникло потому что явилась необходимость растолковать Евангельское учение для самих христиан (Послания); затем пришлось убеждать новых, т.е. из миссионерских побуждений. Но главным образом, конечно, отстаивать Истину от извращений.  В начале – христиан мало, жили в тайне, скрывались, о них ходят разные слухи (едят плоть и пьют кровь человеческую); затем противостояли язычеству и иудеям; потом появились ереси, внутри христианства.  1. Доникейский период: первые три века.: Творения мужей апостольских, т.е. тех, кто были учениками апостолов: Игнатий Богоносец, Климент Римский; примыкают греческие апологеты II века; затем противогностические творения и появление догматических сочинений в III веке. 2. Период Вселенских Соборов, с IV по VIII век. Первый период – золотой век святоотеческой письменности, 325 – 451; александрийская школа: Афанасий Вел., Кирилл Алекс., великие каппадокийцы: Вас. Вел., Григ. Бгсл., Григ. Нисск.; антиохийское направление: Иоанн Златоуст. Монашеская лит-ра: Ант. Вел., Пахомий и его ученики, Макарий Егип., Евагрий Понт., Марк Подвижник. Апофтегмата патрум, Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов, История египетских монахов; западные: Амвросий, Иероним Стрид., блж. Августин; сирийские отцы: Ефрем. 3. Период с V по VIII век: Ареопагитский корпус, творения менее значительных  полемистов, подготовивших появление Софрония Иерусалимского, Максима Исповедника и Анастасия Синаита. Аскетическая письменностьVII века: «Руководство к духовной жизни» преп. Варсануфия и Иоанна, авва Дорофей, «Луг духовный» Иоанна Мосха, «Лествица», Исаак Сирин. Латинские писатели этого периода: богослов и философ Боэций, прп. Венедикт Нурсийский, папа Григорий Двоеслов, Иоанн Скотт Эриугена. 4. Период после Вселенских соборов, с  IX века; на рубеже – Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, затем византийская эпоха, до середины XV века: Симеон Новый Богослов с Никитой Стифатом, Петр Дамаскин, позже Григорий Синаит, Григорий Палама, Николай Кавасила, Каллист и Игнатий Ксанфопулы, Марк Ефесский.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.