… и скучные? Почти нет пения. Кафизм множество да Ветхий Завет, полунощница – утреня – часы – вечерня – сплошь монотонное убаюкивающее чтение. Паникадило не включается. Алтарные двери закрыты. Вечерами Великий Канон. Земные поклоны. В келью возвращаешься на ватных ногах.
Трапеза на первой седмице крайне скудная, да и потом утешения не доставляет. Короче, приходится сорок дней (на самом деле дольше) отказывать себе во всем, лишать себя всякого удовольствия.
Но! не ко львам же в ров бросают, не в темницу сажают, не на казнь ведут! Пост, установленный Церковью, это всего лишь не слишком болезненная проверка нашей веры. Не то чтобы великий подвиг, но все-таки кой-какое лишение, предписанное верным, чтобы полечиться от своеволия.
И вот что интересно: почти все, кто постится, любят это время и, как правило, жалеют, что оно так быстро проходит. Оказывается, овощная еда и поклоны способствуют существенному облегчению плоти, длительное пребывание на службе помогает некоторому собиранию помыслов, а прекрасные тексты богослужений очищают и просвещают осуетившийся ум – мы получаем способность перетряхнуть наше внутреннее барахло и в покаянии избавиться от того, что мешает молиться; словом, появляется еще один шанс всё начать сначала и войти в новую жизнь со Христом.
У нас во время чина прощения поют пасхальные песнопения, чтобы напомнить о главном смысле Великого Поста – чистым сердцем прославить Воскресение Спасителя.