О, доброе неверие Фомино

О, доброе неверие Фомино

На восьмой день после Своего Воскресения «учеником сомнящимся предста Спас», – поем в стихирах на Вечерне Второй Недели по Пасхе. Здесь нам хотелось бы обратить внимание на то, что не один апостол Фома упомянут как сомневающийся, но все ближайшие ученики были подвержены сомнению. Апостол Фома «смотрительно не обретеся», т.е. не был вместе с другими апостолами, во время первого по Воскресении. явления Христа.

В этом усматривается особый Божий промысл о Фоме: «Сия благодать Фоме дадеся, еже осязати, Христови же вопити: Господь мой и Бог мой». У Господа для каждого ученика, впрочем как и для каждого человека, есть особое, личное предназначение в жизни для прославления Бога. Вспомним Лазаря Четверодневного, друга Иисуса Христа и брата Марфы и Марии. Его смерть послужила Господу для явления чуда, столь необычного и неопровержимого. Или случай с апостолом Петром, когда Господь благословляет веру Петра, основанную на любви ко Господу и раскаянии. Также и сомнение  Фомино предусмотрительно послужило и другим ученикам и всем последующим поколениям, и даже «решит убо мрачное неведение всех концев…». Господь по Своему предведению знал, что человечеству будет трудно поверить в свершившееся, поэтому не случайно, хотя и не специально, а «смотрительно» апостола Фомы не было вместе с прочими апостолами в день первого явления Господа.

О, доброе неверие Фомино… Неверие в Воскресение Христа, в Его явление не духом, но во плоти после телесной смерти и погребения. Почему же доброе? «Со страхом вопияше верно, верою влекомь: Господь мой и Бог мой, слава Тебе». Фома верил в учение Христа, в Его любовь к человечеству, но все-таки не хватало какой-то внутренней убежденности, он даже не верил своим глазам. Надо было еще руками осязать язвы от ран. Апостол, верою влекомый, хотел и даже жаждал прославить Бога.

Неверие бывает и грехом, когда человек видит явные чудеса или исцеления, или сверхестественную помощь Господа, например, чудесное избежание опасности, но противится признать Славу Божию. Чаще бывает и наоборот, когда принимают бесовскую «помощь» за чудо, но в таком случае и Бога не прославляют.  Бывает, что и хулит Бога, приписывая явные чудеса силе Веельзевула или природным явлениям. Такое упрямое неверие – есть хула на Святого Духа. 

Но неверие апостола Фомы не только доброе, но и, как поется в стихире службы: «Осязав же ребра, богословит Воплотившагося, Тогожде Сына Божия позна, яко пострадавша плотию, проповеда воскресшаго Бога…» Это есть уже начало богословия и одно из доказательств Боговоплощения. Во все века Господь совершает чудеса и дает возможность уверовать сомневающимся, но не всем, а только уповающим на Него: «Господа и Бога Тя исповеда, спасающаго уповающия на Тя, Человеколюбче». Те же, кто требуют чудес ради уловления, ради клеветы, как некогда просили фарисеи и книжники, не получают просимого. По причине празднословия не получил уверения и Пилат. По этим же причинам греховного празднолюбия и лукавого мудрования, имеющих целью не веру, но ее опровержение, Господь не являет чудеса и не является нам. Наше же дело вопити Ему: «Вразуми ны яко Фому вопити Тебе: Господь мой и Бог мой, слава Тебе».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *