Новый предмет «Сравнительное богословие»

Новый предмет «Сравнительное богословие»

Новый предмет «Сравнительное богословие»
Игумения Феофила

В монастырском богословском семинаре прошло первое занятие курса “Сравнительное богословие”. Его подготовила и провела игумения Феофила, руководитель семинара. Сравнительное (или обличительное, полемическое) богословие изучает истины православной веры в сопоставлении с теми догматическими, каноническими и церковно-практическими отклонениями, которые содержат инославные, т.е. отпавшие от единства Вселенской Церкви, конфессии: католичество, протестантство, англиканство, кальвинизм и прочие церковные разделения, возникшие после эпохи Вселенских Соборов.
Мы верим, что полнота Истины явлена в Православии. Вне Церкви нет спасения. Христианская любовь не может примириться с гибельным разделением. Наши инославные братья не совсем чужды нам, но нас разделяют их заблуждения. И нужно знать, как, почему и когда появились эти разделяющие причины и препятствия, которые возможно преодолеть, в том числе и в открытом богословском диалоге. Эти знания необходимы для свидетельства об истине Православия. Будем учиться, чтобы хранить нашу православную веру в чистоте. Жизнь изобилует примерами отступлений от Истины, подчас падения происходят у нас на глазах. Совсем недавно человек был другом, и стал отступником, точнее сказать, предателем. Какая тьма объяла его? Как молиться о его возвращении?
Или, к примеру, такой вопрос: чем раскол отличается от ереси? Согласно учению святителя Игнатия, ересь означает какое – либо отдельное учение. К ересям относятся иудаизм, языческая философия, известные ранние ереси Оригена, Ария, Нестория. К ересям относятся также иконоборчество, протестантизм, отрицающий церковные таинства. Раскол – это нарушение единения со Святой Церковью при сохранении верности догматам. Истинные раскольники в России только старообрядцы. Еще в III веке был поставлен вопрос о духовном смысле раскола святителем Киприаном Карфагенским. Он утверждал, что крещение, полученное от еретиков и раскольников безблагодатное. Самый болезненный для нас это раскол с католичеством, который произошел в 1054 году. Но Православная Церковь продолжает верить, что ложные воззрения Римо-католической Церкви не исказили окончательно её церковную природу в отличие от всех протестантских исповеданий. В России раскольническими церквами могут быть названы только старообрядцы. Они отличаются в некоторых обрядах, что не имеет никакого влияния на сущность христианства. Прочие раскольникив России должны быть признаны вместе и еретиками: они отвергли таинства Церкви, заменит их своими чудовищными изобретениями; они уклонились во многом от существенного христианского вероучения и нравоучения; они совершенно отреклись от Церкви.
Однако позиция Православной церкви в отношении инославия вовсе не сводится к смакованию факта собственного пребывания в Истине. Напротив, она пронизана мотивом сострадательной любви, мотивом возвращения отпавших от единства с Церковью собратьев. Существуют три чина присоединения инославных к Православию: через таинство Крещения принимаются еретики, через Миропомазание те, у кого сохранились основы христианского сознания, то есть раскольники, и через таинство Покаяния принимаются самочинники, все, кто сохранил основы церковного устроения.
Ересь и раскол – это грехи ума, происходящие от гордости. Позиции еретиков и раскольников зиждутся на ненависти. Для нас главное – не превозноситься и не осуждать их, учиться сострадательной любви к отпавшим братьям. Христианин не должен считать себя лучше, думать, что мы обязательно спасемся в отличие от них.
На следующих занятиях нам предстоит углубиться в изучение таких обширных и увлекательных тем, как «Русское старообрядчество», «Краткая история Римской Церкви», «Идейные истоки Протестантизма», «История экуменического движения», «Тоталитарные секты» и других. Как обычно, каждая сестра подготовит доклад по выбранной и утвержденной теме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *