Мы обязаны это знать

Мы обязаны это знать

Новый учебный  год в монастырском семинаре посвящен теме «Развитие русской богословской мысли в ХХ веке». Место проведения занятий остается прежним – библиотека. Время – один час в любой удобный день недели. Порядок тоже не изменился: перед началом общая молитва, чтобы лучше уразуметь слышимое, затем выступление сестры, готовившей вопрос из программы, и дополнения матушки игумении как руководителя семинара.

На первом занятии мы говорили о богословском наследии священномученика Илариона (Троицкого),  а именно, о свойствах Церкви и её границах. «Церковь – это значит не мечтать только о Христе, но жить по-христиански, идти путём любви и самоотречения» – эти слова владыки должны стать формулой спасения для любого верующего человека, не только монаха. Но с монаха Там спросят строже. 

Тема второго занятия «Вехи русской иконологии» несколько отличалась от общего содержания программы, но сестрам давно хотелось послушать сообщение мон. Сергии, оставшееся из программы прошлого года, ради расширения церковного кругозора и воспитания вкуса.  Это был очень полезный во всех смыслах урок.

Третье занятие вновь вернуло нас к богословскому наследию новомучеников. После 1917 года советская власть поставила целью уничтожение всех верующих. Голод, изъятие церковных ценностей, обновленческий раскол – годы гонений на Церковь. Почему это случилось именно в православной стране? Почему начали с Церкви? Почему Господь попустил это? Ответы на непростые вопросы получаем, обращаясь к житийным материалам, которые фактически являются богословским наследием мучеников и подвижников благочестия, за Христа пострадавших. 

Мученики в древности жили в ожидании мучений, смерти. Но смерть и так никого не минует. Они испытывали радость, что идут ко Христу, надеялись, что Господь примет их страдания и они будут рядом с Ним. Наши страдальцы не могли представить, что их православное Отечество станет концлагерем. Они умирали в абсолютной безвестности. Есть пытки, которые человек не может выдержать, если б не помощь Божия. В первые века требовали отречься от Христа, в эти гонения – сдать других. Сама по себе мука не спасает. Лучшие понимали, что страдают за свои грехи и грехи Церкви. Они оставались верными Христу даже в состоянии  полной, как  им казалось, богооставленности.  Архм. Дамаскин (Орловский), автор известного семитомника  о новомучениках, на одной из встреч с сестрами на вопрос как можно спастись, ответил: только смирением. 
Матушка говорила нам на этом занятии: «Нельзя надеяться на себя. Отрекаться от правды – нельзя. Предавать – нельзя. Святые нового времени шли путем смирения. Если во времена первых гонений Господь явил мученикам Воскресение, то в ХХ веке – ужас Креста. Но Церковь сильна Крестной славой и той немощью, в которой Божественная сила. Наши ошибки: преступное забвение, превозношение чужими заслугами. Мы должны спрашивать: как это могло случиться? Не придется ли нашим потомкам омывать кровью грехи, которые мы совершаем? Саможаление – самый страшный наш враг. Мы должны жить так, чтобы не испугаться, когда надвинется ад».  

В программу также включены труды русских религиозных философов Н.А. Бердяева, Л.П. Карсавина, И. Ильина, А.В. Карташева, И.М. Концевича, Н.А.Зернова, В.Н. Лосского. Отдельные темы посвящены представителям Русского Зарубежья. Нас ждет встреча с литургическим творчеством митрополита Вениамина (Федченкова), протопресвитера Александра Шмемана, трудами архимандрита Киприана (Керна), архиепископа Василия (Кривошеина), о. Сергия Булгакова. 

Для подготовки к докладам сестры берут литературу из библиотеки или по благословению игумении пользуются интернетом. Обычно после занятия книги не сразу возвращаются на полки, всегда находятся желающие не только слушать, но и читать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *