Мужи апостольские

Мужи апостольские. Особенности первохристианского периода: живая традиция, эсхатологические чаяния, харизматичность. «Дидахе» («Учение двенадцати апостолов»).

     Именование «мужи апост.» с XVII века, передает близость к посланиям НЗ по духу и цельности мировоззрения, безусловная убежденность и искренность, несомненность и пламенность, непобедимая твердость в исповедании веры. Авторы не пользовались литературой, просто благородным тоном назидания излагали христианское учение; не трактаты, а письма по случаю, конкретному поводу. Читая, разочарование, для нас их слова – общеизвестные вещи, повторение ап. Павла; но интернета не было, ни даже печати, каждое произведение целенаправленно, конкретным лицам против конкретных идей и в защиту идей христианских, кот. изложены в НЗ, но еще не растолкованы, не проработаны в сознании людей. Главные вопросы: христология, экклезиология эсхатология и этика, христианская нравственность. Первохристианский период включает творения свв. Игнатия, Климента, Поликарпа, «Послание Варнавы», «Пастырь» Ермы, «Послание к Диогнету».

  • Послание Варнавы: приписывается сотруднику ап. Павла, что  сомнительно. Написано с  целью защитить церковь от иудейского влияния; Библия – пророчество о Христе. О Таинстве Крещения, духовное воссоздание человека, отпущение грехов и начало новой жизни, когда Бог обитакт в нас. Во второй части – учение о двух путях жизни, пути света и пути тьмы, как в «Дидахе», м.б. один источник. Упоминает об ангелах и демонах. Эсхатология: все получат воздаяние, кто пойдет в Царство Божие, а кто погибнет вместе со своими делами. Считает кончину мира близкой и даже пытается вычислить ее: 6000 лет от сотворения мира, 1000 лет царство Христа, а в 7-е тысячелетие придет Сын Божий.
  • Послание к Диогнету: доказ. суетность идолов и пустоту иудейской обрядности, подчеркивает, что христианство не есть свод правил, не религия, даже не сумма верований, а новая жизнь, новое содержание, новая форма. Мысль, многажды потом повторенная: «христиане граждане неба, хоть и живут на земле, они повинуются законам, но своей жизнью превосходят законы, они подвергаются смерти и восстают к жизни, они любят всех, хотя и преследуются. Что душа в теле, то христиане в мире».
  • Неоценимые факты и свидетельства первохристианского духа – надписи и эпитафии в катакомбах. Обширные подземные пещеры в Риме, высеченные в зернистом туфе, многоэтажные, до пяти галерей одна над другой. Копатели – fossores – считались низшей степенью духовенства; их изображали с мотыгой, светильником. Самая ранняя надпись относится к 72 году, самая поздняя к 410. В 751 году мощи прятали от готов, в 1227 году тоже, с тех пор забыли; открыли катакомбы в 1577 году случайно, работая на винограднике, второй Рим, изумлены. Символы: голубь, корабль, ковчег, якорь, пальма, рыба, монограмма Христа, олень пьющий воду, масличная ветвь, арфа, петух (бодрствование), павлин и феникс (воскресение), виноградная ветвь – символ радости и овца – символ ученичества. Фрески – символы: Даниил со львами, Иона с китом, но главное изображение – добрый Пастырь: не Судия, не Мученик и Страдалец, не Младенец, как в средние века, а именно догмат догматов, символ всех символов, сама суть их жизни. Крест и распятие появляются не раньше VI века. Христос для первых христиан только живой, только Победитель, торжествующий, а не страдающий в краткий час победы сил тьмы, а Искуплением они считали не только Распятие, но всё дело Христово, от воплощения до восседания одесную Отца.

Видно, что мир первохристиан – радостный, светлый, преобладает любовь, никакого мрака, жизнь, а не смерть. На гробницах изображались цветы, резвящиеся дети, в отличие от языческих: разованные бутоны, сломанные колонны, черепа, плачущие женщины, опрокинутые факелы. Языческие надписи: «Прощайте, навсегда прощайте»; «Наша надежда (мальчик), теперь всё пепел и плач»; «Фортуна не сдерживает обещаний». У христиан только красота и надежда. Надписи: не перечисляются титулы и заслуги, не восхваляются добродетели. «Констанция, вечно верная, отошла к Богу»; «Агапия, ты будешь жить вовеки»; «Тимофей, вечный мир тебе во Христе», «Терентиан живет». Никакой разлуки навеки, никакого отчаяния, никакого ропота: «Марк отрок, ты уже вступил в сонм невинных». И все  богатые и бедные, господа и слуги лежали вместе. Даже мучителей не проклинали и не обозначали. Вот их эсхатология: абсолютная вера в воскресение и вечность. Поэтому не боялись смерти: гонения не прекращались до 313 года, указа Константина, но кроме того на хр-н пала фанатическая ненависть языческого мира, иначе Нерон не объявил бы их поджигателями.

Хр-во считали «безобразным и чудовищным суеверием, усугубляемым упрямством и непреклонным упорством», их объявляли врагами общества, безбожниками и колдунами, что пьют кровь младенцев, клеветали на их нравственность. Кто обвинял? Языческой верой жили изготовители идолов, поставщики жертв, декораторы языч. храмов, оракулы, астрологи, гладиаторы, атлеты, актеры, певцы, танцовщики, содержатели таверн и притонов – хр-не хотели бы лишить их работы и дохода! Даже философы, кот. возмущались «постыдной сворой богов», не понимали хр-н с их радостью и равнодушием к смерти. Хр-н обвиняли в засухе, в эпидемии (Эскулап прогневался) = «хр-н ко львам!». Хр-не оставались несгибаемыми, спокойно к разорению имений, к пыткам, наказаниям, позору и смело шли на смерть. Отсюда явная харизматичность их служения, т.е. несомненные дары Святого Духа, освящающие их бытие, благодать, без которой невозможно столь радостное, жизнеутверждающее мироощущение; если бы мы показали такую силу веры, мир повернулся бы ко Христу.

 «Дидахе» открыл митр. Филофей Вриенний в 1873, издал в 1883, а в 1884 уже перевели на русский язык, Труды Киевской ДА. Написано во второй половине I века, в 60 – 80, Сирия или Египет, до V ссылались и цитировали, потом забыли. Полное назв.: «Учение Господа, данное народам через двенадцать апостолов». Первая часть, с первой по шестую главу: учение о двух путях, нравственные основы хр-ва. 1) любить Бога 2) ближнего, как самого себя, 3) золотое правило: чего не желаешь себе, не делай другому. воздерживаться от плотских и мирских похотей. Затем наставления, пересказывает евангельские заповеди из Нагорной проповеди. Также о любви к врагам, непротивлении злу, милосердной щедродательности (с угрозой тому, кто просит без нужды). Вторая глава: запрещение убийства, в т.ч.вытравливания плода, прелюбодеяния, блуда, воровства, волхвований (гаданий), крятвопреступления. См. текст.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.