Митрополит Климент (Капалин) «Воскресные беседы о Евангелии»

Митрополит Климент (Капалин) «Воскресные беседы о Евангелии»

Митрополит Климент (Капалин) «Воскресные беседы о Евангелии»На полке книг с автографами появилось новое издание – подарок от митрополита Калужского и Боровского Климента. В сборник «Воскресные беседы о Евангелии» вошли проповеди, произнесенные владыкой за богослужениями в 2013 году.

В предисловии автор пишет: «Евангелие одно, как одна весть о нашем спасении. Оно богодухновенно, ибо единственным подлинным автором его является Сам Бог, а изложено оно четырьмя апостолами… Чтобы смысл евангельских текстов становился нам близок и понятен, чтобы Слово Божие приносило духовный плод в нашей жизни, необходимо обращаться за разъяснениями к духовному опыту святых отцов, а также к священнослужителям, которые обязаны пояснять, раскрывать пастве смысл читаемых за богослужениями в храме отрывков из Евангелия».

Книга разделена на части, соответствующие периодам годового богослужебного круга:
1. Время покаяния и молитвы. Подготовительные Недели и Великий пост.
2. Христос Воскресе! От Пасхи до Пятидесятницы.
3. «Созижду Церковь Мою». От Пятидесятницы до Воздвижения Креста Господня.
4. «Держись вечной жизни». После Воздвижения Креста Господня.

Владыка ведёт еженедельную авторскую колонку в «Вечерней Москве», где многие проповеди уже публиковались. Только газета живёт один день, а книгам уготована другая жизнь. Сборник богато иллюстрирован фотоснимками из паломнических поездок по святым местам и будет востребован всеми, кто стремится лучше понять благую и спасительную весть Христову.

Приближается Великий Пост. 1 февраля – неделя о мытаре и фарисее. На воскресном всенощном бдении и на литургии поются канон, стихиры, связанные с евангельской притчей. Ей и посвящена проповедь митрополита Климента, призывающая настроиться «на искреннее покаянное обращение к Богу».

УВИДЕТЬ НЕПРАВДУ В СЕБЕ

С этого воскресного дня начинаются подготовительные недели к Великому посту. Хотя до его начала еще почти месяц, в храмах уже звучат постовые молитвословия. Эти четыре недели – время духовной настройки человека. Как музыканты перед концертом настраивают свои инструменты, чтобы выступить единым коллективом, так и человек, пройдя подготовку, должен вступить в Великий пост всем своим существом – физически, интеллектуально и духовно.

В первую подготовительную неделю Церковь напоминает нам притчу Христа о мытаре и фарисее. В ней показана опасность для человека гордыни и важность смирения для его борьбы с грехом.

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь», – говорит Господь и далее подчеркивает самодовольную горделивость фарисея во время молитвы: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю».

Христос описывает совсем иное духовное состояние стоящего в храме мытаря: «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» И, подводя итог, Господь указывает на мытаря словами: «сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот» (Лк. 18, 9–14).

Из этой притчи мы можем уяснить для себя несколько полезных вещей. Фарисей и мытарь – это не столько реальные лица, сколько образы состояния души человека: высокомерная гордость и сокрушенное смирение. Внешне праведный и уважаемый в обществе фарисей начал свою молитву, казалось бы, с хвалы Богу, но на самом деле лишь осудил тех, кто был рядом с ним, и восхвалил самого себя. Именно в этом – в горделивом высокомерии и надменности – проявилась его душевная глухота.

Казалось бы, он вел праведную жизнь: соблюдал пост, жертвовал десятину на храм, но все это было чисто внешним благочестием, а внутренне он был лишен праведности.

И тут же мы видим рядом с фарисеем мытаря – сборщика налогов в пользу римской власти. Он был нелюбим в народе, так как нередко, желая выслужиться перед властью, поступал несправедливо по отношению к своим соплеменникам. Этот человек, сознавая свое недостоинство как перед обществом, так и перед Господом, с чувством глубокого раскаяния повторяет: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!». При этом он даже не смеет поднять глаза к небу, обращаясь к Богу со своей покаянной молитвой. И Господь, оценивая их молитвы и дела, ставит на первое место мытаря, а не фарисея. Этим Он показывает каждому из нас, что для Него первостепенным является не внешнее показное, но внутреннее состояние нашей души и прежде всего наше глубокое раскаяние в своих грехах.

Это возможно, как говорит преподобный Ефрем Сирин, если человек обретет зрение своих грехов, увидит, что происходит в его душе, как действует его совесть, что советуют его чувства, насколько плотские страсти и земные привязанности владеют им. Испытание своей жизни необходимо человеку, чтобы увидеть неправду в себе. В этом, в первую очередь, ему помогает смирение. Синайский подвижник преподобный Иоанн Лествичник чувство личного смирения называет царицей всех добродетелей. Оно настраивает душу человека на искреннее покаянное обращение к Богу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *