Продолжение учения

Продолжение учения

В нашем монастыре учебный год – это шесть месяцев от праздника ПокроваЧитать далее…

Она всегда жила с Богом

Жизнь и творчество американской поэтессы ХIХ века Эмили Дикинсон (1830-1886)  – тема Читать далее…

Патрология. Святые отцы и учители Церкви.

I год обучения

  1. Предмет и задачи патрологии. Понятие об отцах Церкви. Развитие науки. Периодизация святоотеческой письменности.
  2. Мужи апостольские. Особенности первохристианского периода: живая традиция, эсхатологические чаяния, харизматичность. «Дидахи» («Учение двенадцати апостолов»).
  3. Святой Климент Римский, житие и творения. Богословие Первого и Второго Посланий к коринфянам. «Пастырь» Ерма. Структура и стиль повествования. Нравственное и догматическое содержание книги.
  4. Святой Игнатий Богоносец. Житие и Послания. Учение о спасении. Христология. Церковь. Епископ. Святой Поликарп Смирнский, его учение об иерархии; нравственные взгляды.
  5. Ранние христианские апологеты. Афинагор, Татиан, Минуций Феликс, святой Мелитон, епископ Сардийский, святой Феофил, епископ Антиохийский, Ермий философ.
  6. Святой мученик Иустин Философ. Житие и творения. Учение о Логосе, о Пресвятой Деве Марии, о спасении, об ангелах. Значение древней апологетики.
  7. Борьба Церкви с гностицизмом. Святой Ириней, епископ Лионский. Антропология святителя Ипполита Римского.
  8. Возникновение научного богословия. Апологетика и догматика Тертуллиана, его аскетические и дисциплинарные сочинения, учение о человеке. Святой Киприан Карфагенский, жизнь и учение; отношение святителя к вопросу о принятии падших и крещении еретиков.
  9. Христианская наука в Ш веке. Александрийская и Антиохийская школы. Святитель Климент Александрийский, жизнеописание и сочинения. Сочинения Оригена. Учение об искуплении и спасении.
  10. Святой Дионисий Александрийский против хилиазма. Житие и творения святого Григория Неокесарийского. Первый «Символ веры». Святой Мефодий Патарский о свободе воли. «Пир десяти дев».
  11. Богословие в IV веке. Святитель Афанасий Великий, житие и творения. Учение о боговоплощении, о Троице, о спасении. «Житие Антония Великого».
  12. Святитель Кирилл Иерусалимский о Крещении, Церкви и Таинствах.
  13. Каппадокийские отцы. Святитель Василий Великий, жизнь, подвижничество, пастырское служение. Учение о сотворении мира, о Троице. Монастырский устав.
  14. Святитель Григорий Богослов, житие и творения. Учение о богопознании. Тайна спасения. Поэзия святителя Григория.
  15. Святитель Григорий Нисский. Догматические сочинения. Антропология святителя Григория. Путь христианина к совершенству.
  16. Начало монашества и монашеской литературы. Евагрий Понтийский – родоначальник учений об «умной молитве». Психологические наблюдения Евагрия. Беседы преподобного Макария Египетского. Преподобный о сотрудничестве человека с Богом (синергии).
  17. Святитель Иоанн Златоуст, учитель нравственности. Его служение и творения. Толкование Св. Писания. Учение о первородном грехе.
  18. Западные отцы Церкви. Святитель Амвросий Медиоланский. Богословское учение блаженного Августина. «Исповедь».
  19. Несторианство и христологические споры в конце IV века. Антиохийская школа: Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуэстский. Святитель Кирилл Александрийский.
  20. Блаженный Феодорит Киррский, полемические творения, жития святых, история Церкви. Блаженный Феодорит и Халкидонский собор. Последствия Халкидона.
 II год обучения
  1. Христологические споры в V – VII веках. Последствия Эфесского
    и Халкидонского Соборов. Дифизиты и монофизиты. Севир Антиохийский, Тимофей Элур и Филоксен Маббугский.
  2. Оригенизм в VI веке. Леонтий Византийский. Император Юстиниан и его богословские взгляды. Леонтий Иерусалимский. V Вселенский Собор.
  3. Корпус Ареопагитик. Гипотезы об авторе. Богословские идеи
    в трактатах Псевдо-Дионисия. Учение о богопознании, о Христе,
    о Церкви.
  4. Полемисты VI – VII вв.: Ефрем Антиохийский, Иоанн Максенций, Анастасий Антиохийский; Софроний Иерусалимский и «Луг духовный», Анастасий Синаит. Сборники богословских преданий.
  5. Канон православного богослужения; «Типикон». Церковные песнопевцы: преподобные Роман Сладкопевец, Андрей Критский, Косма Маиумский.
  6. Монашество и аскетическая литература. «Лавсаик», «История монахов», «Апофтегмы». Жизнь и творения преподобного Нила Синайского. Марк Подвижник. Преподобный Исидор Пелусиот.
  7. Аскетическая литература (продолжение). «Сто глав о духовном совершенстве» Диадоха. Авва Дорофей. Иоанн Лествичник. Исаак Сирин.
  8. Продолжение христологических споров в VII веке. Исторический аспект. Житие и творения преподобного Максима Исповедника.
  9. Преподобный Иоанн Дамаскин. Житие и творения. Богословская система. Защита святых икон. Феодор Студит об иконопочитании.
  10. Византийское богословие X – XII веков. Патриарх Фотий. Сочинения против латинян; борьба с манихейством. Полемика об исхождении Святого Духа. Споры об опресноках.
  11. Преподобный Симеон Новый Богослов. Личность и творения. Гимны. Проповеди.
  12. Святитель Григорий Палама и исихастские споры.
  13. Св. Николай Кавасила. «Жизнь во Христе» и «Объяснение божественной литургии».
  14. Жизнь и труды Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Блаженный Феофилакт Болгарский.
III год обучения
  1. Преподобный Симеон Новый Богослов. Личность и творения. Гимны. Проповеди.
  2. Святитель Григорий Палама и исихастские споры.
  3. Агиография преподобного Симеона Метафраста. Творения свв. Петра Дамаскина, Григория Синаита, Максима Капсокаливита.
  4. Св. Николай Кавасила. «Жизнь во Христе» и «Объяснение божественной литургии».
  5. Блаженный Феофил акт Болгарский. Жизнь и труды Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.
  6. Начало русского богословия. Прп. Нестор Летописец и «Повесть временных лет». Киево-Печерский патерик. Послания преп. Феодосия. Поучение Владимира Мономаха. Митрополит Киевский Иларион. «Повесть о законе и благодати». Сочинения Кирилла Туровского.
  7. Татарское нашествие и смещение русской культуры к Северу. Возобновление византийского влияния в XIV веке. Преподобный Сергий и его ученики. Появление ересей; «Просветитель» преподобного Иосифа Волоцкого.
  8. Спор «иосифлян» и «заволжцев». Учение преподобного Нила Сорского. Преподобный Максим Грек.
  9. Труды митрополита Макария. Стоглав и «Домострой». Переписка Иоанна Грозного с Курбским. Князь Константин Острожский. Борьба с Унией.
  10. Деятельность митрополита Могилы. Киевская богословская школа в XVII веке. Стефан Яворский, Иоанникий Галятовский, Лазарь Баранович. Творчество Святителя Димитрия Ростовского.
  11. Русь в XVII веке. Церковный раскол как следствие смуты. Патриарх Никон и протопоп Аввакум. Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Паисий Лигарид, Братья Лихуды.
  12. XVIII век, Петровская эпоха. Феофан Прокопович и вторжение протестантизма. «Камень веры» митрополита Стефана Яворского. Симон Тодорский.
  13. Митрополит Платон. Мистика Екатерининского века. Философ Григорий Сковорода. Святитель Тихон Задонский: пастырь, учитель, писатель.
  14. Преподобный Паисий Величковский и его школа.
  15. Служение митрополита Филарета Московского. Богословское наследие святителя.

Русское богословие в новейшую эпоху

  1. Царская власть и обер-прокуроры. Духовные академии в России. Библейская наука в борьбе с обскурантизмом.
  2. Рождение философской традиции: протоиерей Ф.А. Голубинский (1797-1854) и его школа. Религиозно-моралистическое направление: о. Герасим Павский (1787-1863). Архимандрит Макарий Глухарев (1792-1847), «романтический миссионер».
  3.  Труды по догматическому богословию: архиепископа Димитрия Муретова (1811-1883), митрополита Макария Булгакова (1816-1882), архиепископов Никанора Бровковича (1824-1890), Антония Амфитеатрова (1815-1879).
  4. Филарет Гумилевский, архиепископ Черниговский (1805-1866), автор первой «Истории Русской Церкви»; его работы в области патрологии («Учение об отцах Церкви»).
  5. Иннокентий Борисов (1800-1855) архиепископ Херсонский и Таврический. Вклад его в переустройство духовно-учебных заведений. Церковно-исторические сочинения святителя. «Последние дни земной жизни Иисуса Христа».
  6. Борьба за мысль и культуру в 60-е годы. Религиозный кризис и нигилисты. Архимандрит Феодор (Александр Матвеевич Бухарев (1824– 1871).
  7. Раскол русской культурной элиты. П.Я. Чаадаев (1794-1856)
  8. «Славянофильство» и «западничество». Путь Ив. Киреевского (1806 – 1856). Религиозные воззрения Н.В. Гоголя (1809 — 1852).
  9. А. С. Хомяков (1804–1860). Учение о природе Церкви. Переписка с Пальмером.
  10. Протоиерей Александр Горский (1812—1875) и Московская Духовная Академия. Церковный историк Е.Е. Голубинский (1834 – 1912).
  11. Богословские взгляды Ф.М. Достоевского (1821 – 1881).
  12. Научно-теоретическая и учебно-педагогическая деятельность  В.В. Болотова (1854–1900). 27 тезисов о Filioque.
  13. История изучения канонического права в России. Труды протоиерея И. Скворцова 1795  – 1863).  Епископ Иоанн Соколов (1818-1869), канонист и выдающийся проповедник.
    II год обучения
  14. Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867), мыслитель, богослов и духовный писатель.
  15. Святитель Феофан Затворник (1815—1894): аскетические творения, библеистика и переводы.
  16. Развитие сравнительного (обличительного) богословия в Х1Х веке. Труды архимандрита Иннокентия (Новгородова(1823 – 1868), протоиерея А. М. Иванцова-Платонова(1835—1894), Л. Г. Епифановича (1886—1918). Сектоведение в Х1Х веке.
  17. Начало нравственного богословия: от протопресвитера И. Л. Янышева  (1826-1910) до проф. М. М. Тареева (1867–1934).
  18. Историософия и эсхатология К. Леонтьева (1831-1891).
  19. Смысл философской проповеди В. С. Соловьева (1853-1900).
  20. Религиозные корни учения Л.Н. Толстого (1828 – 1910).
  21. Общественно-политические взгляды и пророчества святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829-1908). Борьба с влиянием Л. Толстого.
    III год обучения
  22. Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867), мыслитель, богослов и духовный писатель.
  23. Святитель Феофан Затворник (1815—1894): аскетические творения, библеистика и переводы.
  24. Развитие сравнительного (обличительного) богословия в Х1Х веке. Труды архимандрита Иннокентия (Новгородова(1823 – 1868), протоиерея А. М. Иванцова-Платонова(1835—1894), Л. Г. Епифановича (1886—1918). Сектоведение в ХIХ веке.
  25. Начало нравственного богословия: от протопресвитера И. Л. Янышева  (1826-1910) до проф. М. М. Тареева (1867–1934).
  26. Историософия и эсхатология К. Леонтьева (1831-1891).
  27. Смысл философской проповеди В. С. Соловьева (1853-1900).
  28. Религиозные корни учения Л.Н. Толстого (1828 – 1910).
  29. Общественно-политические взгляды и пророчества святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829-1908). Борьба с влиянием Л. Толстого.
  30. Эпоха К.П. Победоносцева (1827–1907) и церковный кризис начала ХХ века.
  31. Богословское творчество епископа Михаила (Грибановского; 1856-1898).
  32. Экзегетика Н.Н. Глубоковского (1863–1937). Исследования посланий апостола Павла. Н. Н. Глубоковский о богословском образовании.
  33. Догмат искупления в русской богословской литературе . Критика «юридической» теории. Взгляды митрополита Антония (Храповицкого; 1863 – 1936).
  34. Апологетика в ХХ веке: «Диалоги» В. Свенцицкого, Фиолетов, В. Федченков
  35. Сотериология архиепископа (Патриарха) Сергия Страгородского (1867-1944). «Православное учение о спасении» (1898).
  36. Морализм в русском богословии. Михаил Михайлович Тареев (1867 – 1964). Тареев и русская литература.
  37. Опыт антропологического построения богословской системы. Виктор Иванович Несмелов (1863 – 1937). Наука о человеке В. А.. Снегирев (1841-1889)
  38. Религиозная по­требность и соблазны русской интеллигенции. Феномен «нового религиозного сознания»: основные проблемы Мережковский. Вячеслав Иванов. «Религиозно-философские Собрания» 1901-1903 годов.
  39. Духовная эволюция В.В.Розанова(1856 – 1919). См. Ткачев о нем.
  40. От марксизма к идеализму: сборник «Вехи».
  41. Споры вокруг учения об Имени Божием. «Афонская смута» (1912-1913).
  42. Богословие о. Павла Флоренского. «Столп и утверждение истины».
  43. «Идея Софии» от Ф. Голубинского до Флор. и Булгакова
  44. Священномученик Иларион (Троицкий) о свойствах Церкви и ее границах Вехи русской иконологии. От преподобного Иосифа Волоцкого до Л. Успенского.
  45. Другие представители «Парижского богословия»: Иоанн Шаховской (1902 – 1989), Александр Ельчанинов (1881 – 1934), Павел Евдокимов (1901 – 1970)
  46. История как предмет богословия. Творчество о. Георгия Флоровского (1893—1979).
  47. Богословская концепция Вл. Лосского (1903 – 1958). «Спор о Софии» и начало «неопатристического синтеза».
  48. «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» Владимира Лосского
  49. Догматическое богословие Вл. Лосского
  50. Протопресвитер Александр Шмеман (1921 – 1983), церковный деятель, миссионер, богослов.
  51. Прот. Иоанн Мейендорф (1926 -1992) как исследователь мистической традиции Православия.
  52. «Оптимистическое богословие» от Оригена до о. Александра Меня.
  53. Алексей Федорович Лосев (1893—1988). Личность и наследие.
  54. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении (по работам С.С.Хоружего).
  55. Христианская культура — от античности до современности (в    трудах С.С. Аверинцева (1937 – 2004).
  56. Духовный опыт преподобного Силуана Афонского и богословие архимандрита Софрония Сахарова (1896–1993).
  57. Беседы митрополита Антония Сурожского (1914 – 2003) о вере и Церкви, исповеди и молитве.
  58. Проблемы христианской этики в книгах прот. Владислава Свешникова.
  59. Православное богословие за пределами России: Оливье Клеман (1921-1999), Серафим Роуз (1934—1982), Ж.-К. Ларше (1949).
  60. Преподобный Иустин Попович (1894 – 1979), богослов и философ, обличитель европейского гуманизма.
  61. Антропологическое богословие Думитру Станилоэ (1903  – 1993) и митрополита Иоанна (Зизиуласа).
  62. Христос Яннарас о развитии богословской мысли в новейшей истории Греции. «Река огненная» Александра Каломироса.
  63. Западное богословие в ХХ веке: А. Гарнак (1851–1930), Карл Барт (1886-1968), Дитрих Бонххёфер (1906-1945), Ханс Урс фон Бальтазар (1905 – 1988). Принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию.
  64. Современное состояние и задачи богословия в России. Творчество профессора А.И. Осипова. Богословские исследования митрополита Илариона Алфеева.

Сравнительное богословие

  1. Понятие и задачи сравнительного богословия. Церковное отношение Православия к инославным конфессиям. Понятия «раскол» и «ересь». Вопрос о границах Церкви в православной экклезиологии.
  2. Русское старообрядчество. Реформы патриарха Никона и раскол. История старообрядчества до наших дней. Основные течения: поповство, единоверие, беспоповство.
  3. Отличительные богослужебно-обрядовые особенности старообрядчества. География старообрядчества. Известные старообрядцы в истории России.
  4. Основные западные исповедания. Определения Архиерейского Собора РПЦ 2000 г. «Об основных принципах отношения РПЦ к инославию». Три чина воссоединения инославных.
  5. Спор о природе и благодати в V веке. Пелагианство и блаженный Августин. Православное учение о свободе и благодати.
  6. Краткая история Римской Церкви. Взаимоотношения с Константинопольской кафедрой. Создание папского государства. События 1054 года и их оценка исторической наукой.
  7. Основные отклонения Римо-Католической Церкви от вероучения Вселенской Церкви: filioque, папский примат, папская непогрешимость, мариология, чистилище, индульгенции, сатисфакция, «сокровищница заслуг», opus operatum.
  8. Юридический характер католического учения о спасении. Папство в XIII веке. Крестовые походы. Еретические движения в средневековой Европе. Инквизиция.
  9. Идейные истоки Протестантизма. Предыстория Реформации. Движение вальденсов. Sola Scriptura. Дж. Виклиф, Ян Гус, Иероним Савонарола, Уильям Оккам. Авиньонское пленение и скандальные разоблачения пап. Великий раскол 1378 – 1431г.г.
  10. Мартин Лютер. Учение о первородном грехе. Реформация о спасении только верой (sola fide). Аугсбургское исповедание Меланхтона. Главные заблуждения лютеранства.
  11. Реформатство – Кальвин и Цвингли. Особенности англиканского вероисповедания. Дробление протестантизма.
  12. Краткая история экуменического движения. Всемирный Совет Церквей. Отношение Русской Православной Церкви к экуменизму.
  13. Секта. История термина. Классификация сект. Вероучение Анабаптистов и меннонитов. Сектанты в России: меннониты, молокане, духоборы, штундисты.
  14. Баптизм. Пятидесятники. Адвентисты седьмого дня. Тоталитарные секты.

Нравственное богословие

  1. Понятие о нравственном законе. Всеобщность нравственной проблематики. Благо как сущность нравственного бытия. Смысл жизни в религиях и философиях мира. Нехристианские системы этики: эвдемонизм, утилитаризм, гуманизм.
  2. Личность в нравственном богословии. Стадии развития личности. Формирование религиозного и ценностного сознания. Значимость личности в глазах Божиих. Обязанность развития и совершенствования.
  3. Естественный нравственный закон по учению апостола Павла и отцов Церкви. Теории нравственной санкции. Автономная этика. Естественный нравственный закон и православная этика.
  4. Эмоционально-потребностная сфера в структуре личности. Виды и функции эмоций. Роль эмоций в нравственной жизни. Христианский взгляд на эмоции. Влечение и потребность.
  5. Нравственное сознание. Стыд как проявление нравственного сознания и переживания вины. Совесть. Воспитание и освящение совести. Нравственное учение о долге. Метафизический и этический аспекты должного. Интерпретация долга в философии И. Канта. Практическая деонтология Запада и православная этика.
  6. Обязанность как требование нравственного закона. Понятие ответственности. Ответственность и проблема личной виновности. Универсальное значение ответственности как формы нравственного сознания. Понятие о воздаянии в Священном Писании.
  7. Богооткровенный закон. Декалог Моисея, связь с христианством. Почему современному человеку трудно читать и понимать Евангелие. Различие закона Моисеева и новозаветной христианской нравственности.
  8. Заповеди блаженства – фундамент жизни христианина. Как исполнить неисполнимый закон. «Нравственные правила» святителя Василия Великого.
  9. Тема свободы в учении Церкви. Свобода как основа нравственного становления личности. Виды нравственной свободы. Борьба мотивов в ситуации морального выбора. Детерминизм и индетерминизм. Преодоление греха и достижение совершенной свободы.
  10. Свобода самоопределения и феноменология зла. Потеря духовной свободы и грех. Взгляд на грех в Священном Писании. Грех как ошибка в духовном самоопределении человека. Притча о блудном сыне: ступени падения и возвращения к Богу. Возрождение и освящение человека. Смысл и содержание покаяния. Препятствия на пути христианина.
  11. Гордость – фундаментальная страсть. Нечистые, злые, страстные помыслы и грех. Отражение греховности в сфере ума, чувства и воли. Причины греха: мир. плоть и диавол. Последствия греха. Грех и отчуждение личности.
  12. Свобода человека и воля Божия. Промысл Божий в жизни человека. Искание и исполнение воли Божией. Предопределение Божие и нравственная свобода человека.
  13. Этические воззрения апостола Павла. Анализ нравственных возможностей человека. Духовность и нравственность по апостолу Павлу.
  14. Цель жизни христианина. Значение пола. Необходимость и целесообразность аскетики. Юность, зрелость, старость. Духовное бодрствование.
  15. Личность в системе ценностных ориентаций. «Иметь или быть». Ценность и обреченность человека в духовно не преображенном мире.
  16. Достоинство и назначение человека. Эмпирическая и метафизическая судьба личности (1 Кор. 3, 14-16).
  17. Человек перед Богом. Благочестие как путь деятельной и созерцательной жизни. Благочестие внешнее и внутреннее. Любовь к Богу. Благодарность. Благоговение. Молитва.
  18. Истинный порядок нравственных ценностей. Установления Божии и человеческие. Приоритет внутреннего. Попечение о душе, уме, воле и чувствах. Попечение о теле. Богатство и бедность. Доброе имя и честолюбие. Самоотвержение и готовность.
  19. Радости и скорби. Страх Божий и радость. Страдание в истории человеческой мысли. Страдание и развитие сердца. Скорбь и святость. Добровольные страдания.
  20. Человеческие отношения – поле греха и добродетели. Спасение в ближнем. Притча о Страшном Суде. Служение ближнему. Честность и доброжелательность в отношении к человеку. Грехи человеческих отношений.
  21. Спасение в Церкви. Значение Таинств. Чего ищут в Церкви. Церковь – царство не от мира сего. Свободная воля и благодать Божия. Синергизм. Восприятие благодати.
  22. Любовь – высшая ценность христианства. Любовь к Богу и ближнему. Искажения и подмены любви. Апостолы Павел и Иоанн о любви.
  23. Вера и надежда. Вера и верность. Вера и дела. Совершенный человек. Дары и плоды духовные.
  24. Христианин как член общества. Патриотизм и гражданственность. Этика общественного служения. Труд. Отношение к государству. Мировоззренческая ориентация личности.
  25. Прикладная этика. Человек и «всякая тварь». Проблемы экологической этики. Биоэтика. Право на жизнь = право на смерть? Этические проблемы генной инженерии, трансплантологии, психиатрии.