Колчуринский Н. Чудо или подделка? – М.: Даниловский благовестник, 2009.

Колчуринский Н. Чудо или подделка? – М.: Даниловский благовестник, 2009.

Николай Юрьевич Колчуринский – кандидат психологических наук, катехизатор при Московском подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, доцент кафедры теологии МГУПС, автор книг «Кто нас встретит на пороге смерти?» и «Мир – Божие творение».
Известно, что чудо – явление, выходящее за рамки законов природы. Всегда ли сверхъестественные явления – настоящие Божии чудеса, как отличить истинное чудо от бесовской подделки?

Каждое чудо имеет свой источник и нуждается в правильной оценке. Чтобы оценить духовную сторону таких явлений, нужны знания, полученные через Откровение. В различных религиях бывают подобные явления, вызванные демонами, это не что иное, как зрительные обманы (в психиатрической терминологии – галлюцинации, в святоотеческой традиции – мечтания). Например, пламя, обладающее особым свойством не обжигать человеческое тело, есть и у язычников.

Иконы, священные предметы, молитвы не препятствуют демонам совершать различные «чудеса», сверхъестественные действия. Признание этих явлений в качестве Божиих чудес приводит человека в состояние прелести, умопомешательства. Крестное знамение и имя Господа Иисуса Христа – не только средства защиты от демонских воздействий разного рода, но и при необходимости они могут помочь определить источник того или иного странного явления.

Автор выделяет чудеса, свидетельствующие об истинной религии:

1. Воскрешение мертвых, как и все последующие чудеса, встречается только в Православии. Священное писание говорит об этом многократно: «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (1 Цар. 2,6).

2. Изгнание бесов, согласно Евангелию, может быть совершено только перстом Божиим (Лк. 11,20).

3. Пророчество – предсказание будущих событий на основе их видения. История Церкви изобилует примерами пророческого дара у святых угодников Божиих. Демоны в полной мере не могут знать будущего, а люди предсказывают при помощи умозаключений, основанных на знании о настоящем и прошлом. Они могут сбываться и не сбываться.

4. Видение души человека, в частности его скрытых желаний, душевных намерений, которые он питает в своей душе, возможно частично для самого человека и полностью доступно для Всеведущего Господа или для того, кому Господь это открывает.

Отдельная глава посвящена настоящему чуду – ежегодному схождению Благодатного огня на Гробе Господнем в Иерусалиме. Это великое явление доказано свидетельством миллионов очевидцев на протяжении более десяти веков. Здесь невозможен анализ каких-либо физических закономерностей, так как характер чудесных явлений, связанных со схождением Благодатного огня, весьма разнообразен. При этом обязательно наблюдаются световые вспышки сверхъестественного свойства, отсюда древнее название «Святой свет». А огонь сверхъестественным образом появляется только по молитве Православного Патриарха.

Как православный психолог, Колчуринский анализирует все вопросы с научной точки зрения. Но и как человек верующий, глубоко знающий Священное Писание и творения Святых Отцов, подтверждает, что Божие чудо – выше научного познания. Автор использует ссылки на источники богословского, агиографического, научно-познавательного содержания, список литературы включает более 70 трудов.

В завершение приводится миф о предсказателе Авеле, жившем в конце ХVIII века. Монах Авель, обладавший даром пророчества, некоторыми его почитателями причисляется к преподобным отцам. Но на самом деле он целенаправленно создал себе образ прозорливого подвижника, что подтверждено документально. Бесконтрольное, некритическое принятие на веру демонических видений и голосов, интерес к ним и даже желание контактов заканчиваются для монаха умоповреждением. Кроме того, в его писаниях присутствуют грубые еретические искажения учений Церкви. Ни одно из предсказаний лжепровидца не имеет ничего общего с чудесами Божиими. Остается только удивляться, замечает автор, отчего все приведенные факты, доступные для широкого читателя, на протяжении более чем столетия традиционно игнорируются теми, кто пишет о «прорицателе» Авеле в православных изданиях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *