Как стать свободным

Как стать свободным

Такое возможно только в монастыре – 1 января в 9 часов утра собраться в библиотеке на занятие богословского семинара. Тема «Русский мыслитель Л.П. Карсавин (1882-1952). Жизненный путь и труды. Концепция бессмертия в метафизике Л.П. Карсавина». Выступление сестры матушка предварила замечанием о том, что сегодня мы будем говорить о человеке, в творчестве которого чувствуется почти сверхчеловеческая сила мысли.

Вместить и кратко изложить то, о чём говорилось в течение полутора часов, признаюсь, мне не по силам, это не для средних умов. Надо почитать ещё келейно. Здесь скажу только о том, что потрясло. 

Льва Платоновича Карсавина насильственно выдворили из России в 1922 году. Берлин, Париж, отказ от приглашения в Оксфорд и согласие на преподавание в Каунасе, переезд в Вильнюс, где остался, когда Литва вошла в состав СССР. И неизбежный для человека, жившего на Западе, арест. В 1949 году Карсавина этапировали в Абезь, лагерь для заключенных, по возрасту или по состоянию здоровья непригодных для работы в каменноугольных шахтах приполярной Инты. 20 лет назад философ говорил о том, что мысль развивается и становится свободною, когда её всемерно угнетают и преследуют. В лагере эти слова проверила  сама жизнь. Здесь в 1951 -1952 годах Карсавин написал кроме религиозно-философских сочинений, “Венок сонетов” и “Терцины , а также несколько статей “О Молитве Господней”, “О бессмертии души”, “Апогей человечества”, “Об искусстве”, “По поводу рефлексологии” и еще на литовском языке “Дух и тело” и “О совершенстве”. 

Карсавин говорил, что только в непосредственном общении с Богом человек из раба становится свободным. Среди его собеседников в лагере были искусствовед Николай Николаевич Пунин, инженер Анатолий Анатольевич Ванеев, считавший философа своим учителем. Послушать его беседы приходили даже неверующие. Именно заключенные спасли его рукописи и рассказали о последних днях мыслителя. 20 июля 1952 года в лагерной больнице его исповедовал католический священник. Звали православного, но тот опоздал. Литовский врач Шимкунас  попросил Ванеева написать некролог. Вот его текст:”Лев Платонович Карсавин, историк и религиозный мыслитель. В 1882 г. родился в Петербурге. В 1952 г., находясь в заключении в режимном лагере, умер от милиарного туберкулеза. Л.П. Карсавин говорил и писал о Тройственно-едином Боге, который в непостижимости Своей открывает нам Себя, дабы мы через Христа познали в Творце рождающего нас Отца. И в том, что Бог, любовью превозмогая Себя, с нами и в нас страдает нашими страданиями, дабы и мы были в Нём и в единстве Сына Божия обладали полнотой любви и свободы. И о том, что само несовершенство наше и бремя нашей судьбы мы должны опознать как абсолютную цель. Постигая же это, мы уже имеем часть в победе над смертью чрез смерть. Прощайте, дорогой учитель. Скорбь разлуки с Вами не вмещается в слова. Но и мы ожидаем свой час в надежде быть там, где скорбь преображена в вечную радость”. 

Шимкунас одобрил текст, свернул лист в трубку и вложил в флакон с плотной крышкой. Лев Платонович Карсавин был похоронен в приполярной тундре, среди множества безымянных холмиков. На груди его лежали два креста: один, свинцовый, – православной веры, данной с рождения, и другой – черный, с миниатюрным распятием, католический. Это был символ: Восток и Запад в Карсавине соединились в единой вере. Исполнилось заветное желание Христа на Тайной вечери: “Да будут все едино”. Известно любимое выражение философа – “спирали мысли”. Они, эти виртуозные “спирали”, уводили его от сухой схоластики. Удивляя своими парадоксами, он писал помимо научных трудов и философских трактатов и лирические книги-медитации о любви и смерти, и стихи, мучился всеми проблемами современности. Особенно волновала его судьба России.

[su_custom_gallery source=”media: 3186,3188,3189,3190″ limit=”60″ link=”lightbox” width=”160″ height=”160″ title=”never”]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *