История Римско-католической Церкви

История Римско-католической Церкви

Культура и цивилизация началась в Древней Греции. Образовались города-государства, самые важные Афины и Спарта, имели разные типы управления и там родились философия, наука, политика, спорт, театр и музыка.

Кампании  Александра Македонского (IV до РХ) распространили греческую культуру в Персию, Индию и Египет; слияние с более древними культурами этих стран открыло период развития, известный как эллинизм.

История Древнего Рима длилась от основания города Рима в 753 до РХ до падения Римской империи в 476 по РХ. Одна из самых могущественных цивилизаций. Сильное влияние на ее становление оказали культуры этрусков, латинов и  греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во П веке, когда под его властью оказались страны Северной Африки, Средиземноморья, Европы и Ближнего Востока. Древний Рим оказал определяющее влияние на всю последующую историю. Современному миру Рим подарил правовую систему (римское право), некоторые архитектурные формы (например, крестово-купольную систему) и множество других новшеств. Христианство родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский. Три периода: царский, республиканский и императорский.

Гай Юлий Цезарь – великий римлянин, завоевавший Галлию и Британию, диктатор (царь, кайзер, юлианский календарь, кесарь (на динарии), масса цитат и мифов). +  44 до РХ. Палестина завоевана в 66 до РХ. Гней Помпей Магн.

Первый император Рима – Октавиан Август (63 до РХ– 14), его в   внучатый племянник, усыновленный по завещанию. Получил поддержку цезарианцев. Его преемник – Тиберий (с 14 до 37 г.). Последний в династии Нерон (с 54 по 68).

Хронологические рамки существования Римской империи: с правления первого императора до раздела империи на  Западную и Восточную 395. срРасцвет империи – при императоре Траяне (правил в 98 –117): завоеваны Британия, Румыния, Месопотамия. Марк Аврелий: правил в 161  – 180. Философ-стоик, мыслитель, Дневники, нравственного порядка.

Третий век – кризис: гражд. война, чехарда императоров (В течение III века страну возглавило 15 правителей, и почти все они были убиты в ходе переворотов, дезинтеграция, утрата территорий, разорение.  Диоклетиан – правил с 284 по 305 год. Сделал императорскую власть неограниченной. В 303 году начал гонения на христиан. Константин св. – сын Констанция Хлора, правителя Западной империи, Галлии и Британии; правил с 306, когда Диоклетиан отказался от власти, до 337. В 313 – Миланский эдикт; 330 – Византий (Константинополь).

Великое переселение народов, V век, варварские племена: викинги, тюрки, хазары, остготы и вестготы. Гунны, Аттила (Итиль?). 410 – Аларих, захват Рима, 455 – вандалы (готы, германцы, скандинавы), 476 – конец.

VII и VIII – арабская экспансия, ислам, упадок.

Византийская империя просуществовала ещё тысячу лет. Сами византийцы называли себя римлянами — по-гречески «ромеями» Официальным названием Византийской империи было «Римская империя». Западные источники на протяжении большей части византийской истории именовали её «империей греков» из-за государственного (с конца VII века греческого языка, который ранее был только официальным языком византийского православия. В Древней Руси Византию обычно называли «Греческим царством», а её столицу —  Царьградом.

Единственным учреждением, пережившим крах Западной Римской империи была Римско-католическая Церковь, которая сохранила часть римского культурного наследия. Папа Римский стал лидером западной церкви. Существуют три основных мнения о происхождении христианской общины Рима. 1. Ап. Пётр является основателем общины и её первым епископом. Но: Ап. Пётр в Рим прибыл к концу жизни ок. 63 г. а казнён был в 64 или 67 гг., когда христиан здесь уже было много.2. Ученики ап. Павла могли стать основателями общины. Это вытекает из того, что Павел “старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании” (Рим. 15. 20). Он писал римлянам в 58 году, хотя сам ещё не был в Риме. 3. Римская церковь возникла после Пятидесятницы: иудеи принесли благую весть в Рим. Во всяком случае в 50 г. там уже были христиане. Вначале общину составляли иудеи, но вскоре к ним присоединились и христиане из язычников.
О епископах Рима первых III веков мало известно. От ап. Петра до 335 года насчитывается 32 епископа.
Двое окончили жизнь в ссылке, а тридцать стали мучениками за Христа. Гонения при Нероне: Отступники, вернувшиеся и раскаявшиеся, получали свидетельства об этом.
Диоклетиан – гонения в Ш веке.

2. Взаимоотношения с Константинопольской кафедрой.

Первые конфликты возникли из-за даты празднования Пасхи. Христиане Запада, Греции и Египта праздновали Пасху в 1-е воскресение после 14 нисана, а Малоазийские церкви в один день с иудеями -14 нисана.  Папа пригрозил отлучением Ситуация схизмы была устранена лишь на Никейском соборе.
Относительно перекрещивания. В Сев. Африке и Малой Азии приходящих от еретиков крестили заново, а в Риме крещение не повторялось,  если оно было совершено во имя Троицы. Несмотря на авторитет Рима, другие поместные церкви не шли на уступки, т.е. не признавали учения о безапелляционном подчинении преемнику Петра.

3. Римская церковь в IV веке.

С Миланским эдиктом 313 года появилась возможность созвать Вселенский собор в 325 г. в Никее. Символ веры и др. важные решения.
Сардикийский собор 343 года состоялся по поводу апелляции св. Афанасия Александрийского к епископам Запада против ариан; Собор (не Вселенский, на границе, София) предписал в случае споров между епископами обращаться к папе римскому (западных было больше). Отныне папа получил полномочия направлять в горячие точки своих легатов и викариев с известной степенью папских полномочий.

4. Римская церковь и поместные церкви Запада

Медиоланская церковь: весьма раннего происхождения и прославлена епископством св. Амвросия. В IVв. Медиолан (Милан) был столицей империи, а в 381 г. под рук-вом Амвросия состоялся Аквилейский собор и все его постановления вступили в силу без утверждения в Риме, что говорит нам о независимости этой церкви. В VI в. М. Ц. формально отделилась от Рима; вхождение её под римскую юрисдикцию произошло при папе Григории Двоеслове в VII.
Аквилейская Ц. : Её по преданию основал ап. Марк в Аквилее (теперь Венеция) в I в. Во главе церкви стоял митрополит и ему подчинялось 14 епископов. Митрополит носил титул патриарха и сейчас католический архиепископ так именуется. Присоединение к Риму произошло из-за вестготов.
Равеннская Ц. Её расцвет приходится на IV-V вв.
Фессалоникийская Ц. изначально ориентировалась на Рим. При возвышении Константинополя Ф. Ц. постепенно теряет свою независимость и при имп. Льве Исаврянине присоединяется к КПу патриархату в 732 г.
Иберийская или Испанская Ц. Быстро входит в ареал римского влияния т. к. Рим был духовной и материальной поддержкой против вестготов.

Галльская или Французская Ц. Изначально стремилась к независимости. Подчинение Риму приходится на VII в.
В Африке хр-во имело свои порядки независимые от Рима. Епископы имелись почти в каждом городе, главный еп. Карфагена. В 429 г. В Африку хлынули вандалы и стёрли цивилизацию с лица земли. Христиане подчинились Риму при папе Льве Великом (440 – 461).

5. Западная церковь и Вселенские соборы в IV-V веках

В 381 году П Вселенский собор в Константинополе, но ни папа, ни епископы Запада на соборе на были. Было осуждено арианство и Символ веры дополнен учением о Св. Духе.
Эфесский собор 431 г. (III Вселенский) осудил христологию патр. Нестория. Ссорились Антиохия и Александрия. Рим прислал легатов, которые в споры не вмешивались. На Халкидонском же соборе 451 г. Рим в лице папы Льва Великого (440-461) стал выразителем правоверия ( прославлен во святых), встречался с Аттилой, убедив его вернуться за Дунай; именно Лев дал Аттиле прозвище «бич Божий». В Италии папа истребил пелагианство и стал инициатором созыва вселенского собора по вопросу монофизитства. Он первый выступал не как епископ Рима, а как вселенский первосвященник. Его жизнь и вера соответствовали идеалам святости и именно это повлияло на утверждение учения о примате папы. Халкидонский собор (28-е правило) поставил кафедру Константинополя первой на Востоке и уравнял его епископа по рангу и авторитету с римским. Реально же в условиях цезарепапизма патриарх Константинополя не имел большой власти, папы же наоборот на Западе были очень сильны и нередко приписывали себе императорскую власть. Папа Лев не принял 28-е правило. На Западе 28 канон так тогда и не был принят.

6. Схизма при патр. Акакии

Среди предстоятелей пятнадцати существующих ныне поместных православных церквей, «первенствующим среди равных» считается Константинопольский Патриарх. Полный титул лица, занимающего столь важный пост – Божественное Всесвятейшество Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх. Впервые титула Вселенский удостоился Константинопольский Патриарх Акакий. Юридической базой для этого послужили решения Четвёртого (Халкидонского) Вселенского Собора.

В 482 году имп. Зенон издал “Формулу единства” (Энотикон) автором которой был патр. Акакий. В “Формуле” не было еретических высказываний и не было также халкидонской формулы о двух природах Христа – неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно. Папа созвал в 484 г. собор который анафематствовал Акакия и тех кто принял Энотикон. Началась 30-летняя схизма. Рим требовал вычеркнуть Акакия из диптихов но этого никто не делал. Лишь в 519 состоялся собор подтвердивший халкидонские постановления и папа смягчился и прислал легатов для примирения.

7. Имперская церковь против папской в эпоху имп. Юстиниана (527-565 гг.)

Юстиниан, уроженец Македонии, получивший прекрасное образование и обладавший великолепными способностями. В 527 году, получив всю полноту власти, приступил к исполнению своих замыслов по восстановлению Римской империи и упрочению власти единого императора. Он добился союза с господствующей церковью. При Юстиниане император сам устанавливал официальное исповедание, а язычников, самаритян и еретиков заставляли принимать его под угрозой лишения гражданских прав и даже смертной казни.

Понимая важность церкви для государственного управления, он прилагал все усилия к тому, чтобы она исполняла его волю. Какие интересы – государственные или религиозные –  в нем преобладали – вопрос. Известно, что император был автором многочисленных писем на религиозные темы, адресованных папам и патриархам, а также трактатов и церковных песнопений. Он пытался вернуть западные территории и устранить разногласия в Церкви, в частности, . монофизитский раскол. Юстиниан развивал доктрину о власти императора, который послан Богом как живой закон для людей и не подчиняющийся этому, будь он хоть верховным первосвященником (папой) испытает гнев императора как всемогущего господина гос-ва и Церкви.
В 553 году состоялся V Всел. собор в КПле. На Соборе осудили заблуждения Оригена, знаменитого учителя Церкви III века. Его учение о предсуществовании человеческих душ было осуждено. Осуждены были Платон, философия которого прельстила Оригена, и оригенисты Евагрий Понтийский и Дидим. Осуждено было как еретическое и учение об апокатастасисе (всеобщем прощении грешников  на Страшном Суде. Но Григорий Нисский, Исаак Сирин и их сторонники не были анафематствованы.

Папа Вигилий находился во время работы собора в Константинополе, но ни на одном заседании собора не присутствовал, а подписал деяния собора через легатов. После Собора из-за его нерешительности авторитет папства и в Византии, и на Западе резко упал, произошёл раскол западных христиан, преодоленный только через 100 лет.

8. Спор о титуле “Вселенский патриарх”

При имп. Юстиниане усилилось отчуждение Востока и Запада. Первый, более сильный на тот момент, хотел навязать свои идеи силой. Новый конфликт выпал на понтификат папы Григория (590-604). Григорий I Великий, в православной традиции Григорий Двоеслов – один из латинских великих учителей Церкви.

 Он происходил из знатной римской сенаторской династии, в светской карьере достиг должности префекта Рима, но неожиданно для всех ушёл в монастырь, который сам основал в своих сицилийских владениях. Затем он основал ещё 7 монастырей. Много лет он был апокрисарием (представителем папы) при византийском дворе.
Когда Григорий стал папой он начал критиковать титул “Вселенский Патриарх” и стал применять к себе титул “servus servorum Dei” – “раб рабов Божиих”.
Титул “вселенский” на Западе переводился как “универсальный” и поэтому кафедра КПля была заподозрена в намёках на главенство над всей Церковью. Столкнулись витиеватая греческая и юридическая римская психологии.

9. Римская Церковь и монофелитский спор

Монофизитство  — христологическая доктрина в христианстве, возникшая в V в. и постулирующая наличие только одной, единственной Божественной природы  в Иисусе Христе и отвергающая Его совершенное человечество. То есть, вопреки учению Католической, Православной и подавляющего большинства протестантских церквей, монофизитство исповедует, что Христос — Бог, но не человек (Его человеческий вид якобы только призрачный, обманчивый). Монофелиты, признавая в соответствии с решением Халкидонского собора в Христе две природы, утверждали, что ему свойственна одна воля, одна энергия. Против учения монофелитов выступил св. Максим Исповедник, утверждавший, что оно есть замаскированное монофизитство и что две природы Христа — божественная и человеческая — не могут иметь одну волю. В 680 г. на Ш Константинопольском соборе ( Шестой Вселенский) учение монофелитов было осуждено как еретическое. (Правивший в то время имп. Ираклий (610-641) из-за жены любой ценой хотел добиться унии с монофизитами). Латеранский собор 649 г. папа Мартин I, осудил монофелитство; гнев императора (Констанс II), папе приписали бунт, мучали по ссылкам, в 655 г. папа Мартин скончался и был погребен в Херсонесской церкви Богородицы Влахернской. Он причислен к лику святых и греческой церковью. Еще до смерти выбрали другого папу.

10. Папство в эпоху Карла Великого

в 756 г. появилось папское гос-во-патримония св. Петра. В 754-756 гг. Пипин Короткий,  король франков, предпринял успешный поход против лангобардов. Отвоевав у них территории, часть он подарил “ап. Петру”, а не папе. Это пров. Романия, Пентаполь и Римское герцогство. Карл Великий был его старшим сыном (король – от имени Карл). Король франков с 768 года, король лангобардов с 774 года, герцог Баварии c 788 года. Война с саксами 33 года. В 774 году – Италия, лангобарды, стал их королем, присоединил к Галлии. В 777 разбил саксов. В 800 был коронован папой Львом Ш как император Запада. Оказывая энергичное содействие распространению христианства, покровительствуя духовенству и устанавливая для него десятину, будучи в наилучших отношениях с папой, Карл сохранял за собою полную власть в церковном управлении: он назначал епископов и аббатов, созывал духовные соборы, постановлял на сеймах решения, касавшиеся церковных дел. Во время еды он слушал музыку или чтение. Его занимали подвиги древних, а также сочинение блж. Августина „О граде Божием“. Хотя сам Карл не знал грамоты, он положил начало Каролингскому возрождению (период интеллектуального и культурного расцвета литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, а также теологических изысканий в конце VШ – сер. IХ, в эпоху правления королей династии Каролингов. В это время мощный импульс получило развитие средневековой латыни. При монастырях открывались школы и библиотеки.

Тем временем в Византии не затихали иконоборческие споры. Папа Адриан I принимал под свою защиту гонимых иконопочитателей.
Франки пошли средним путём: иконы не есть идолы и их не нужно уничтожать, но не следует им воздавать и большого почтения; перед ними не следует ни молиться, ни возжигать лампады. Они годятся лишь для напоминания о предметах религии.
За считанные десятилетия власть Церкви возросла настолько, что уже при приемнике Карла – Людовике Благочестивом имперская власть стала зависимой от франкских епископов. Церковь тогда обладала третью от общей площади франкской империи и это обеспечивало её суверенитет.
При папе Григории IV (827-844) с неожиданной быстротой начался распад империи Каролингов и казалось бы настал момент опять обрести независимость, но вскоре выяснилось, если за папством не будет стоять реальная военная сила империи, – оно может стать игрушкой в руках враждебных сил. Единственной выдающейся фигурой IX-X вв., независимой от светской власти, считают папу Николая I.

В конце IX-го столетия и X-го столетия в Северную и Западную Европу совершали набеги викинги. Шведские, норвежские и датские викинги, которые двигались на запад, известны по латинским источникам под именем норманнов. В летописях Киевской Руси – варяги.

11. Конфликт Рима и Константинополя при папах Николае I и Адриане II

В 858 г. в Константинополе совершился церковный переворот. Кесарь Варда из мести за недопущение его патриархом Игнатием к приобщению Св. Таин уговорил своего племянника, молодого царя Михаила Ш сместить Игнатия и удалить его в изгнание. На его место поставили госсекретаря Фотия, человека талантливого и учёного. О своём избрании Фотий оповестил весь Восток, но не уведомил папу Николая I. Папа узнал о его избрании через 3 года. На Западе папа вёл борьбу против независимости поместных церквей нарушавших доктрину о папском главенстве; случай с патр. Фотием показался папе подозрительным в 863 г. собор италийских епископов низложил Фотия. Возник “болгарский вопрос”: царь Борис был крещён греками в 864 г., но не получил от них законной иерархии и обратился к папе прислать епископов. Их приехало двое с письмом папы, где он критикует греческие традиции непричащения в Вел. посту, большие ограничения в пище, разрешение 2-го брака и пр. Латиняне стали совершать конфирмацию над уже миропомазанными детьми. Фотий написал свое окружное послание с критикой латинян за целибат, пост в субботу, употребление молока и яиц в Вел. посту. Но главным спорным пунктом был вопрос о Filioque.
Летом 867 г. в КПле сост. собор по поводу латинских обрядов в Болгарии. Папа Николай был осуждён и низложен, но об этом не узнал т. к. умер.
В 867 г. имп. Михаил был убит заговорщиками. Фотия низлагают, патриархом опять становится Игнатий.
После смерти Игнатия в 877 г. его приемником, уже законно, становится Фотий. Император просит прислать легатов на примирительный собор. Собор окончился триумфом Фотия выступавшего как “Вселенский патриарх”. Легаты не знали греч. языка и ничего не поняли.  Фотий после собора 879-880 гг. достиг зенита славы как ни один из его предшественников, но тем не менее в условиях цезарепапистской Византии он окончил жизнь в изгнании в 897 г. Прославлен во святых. Папу Иоанна VIII ждала не лучшая участь. Согласно Фульдской хронике он был отравлен своими римскими противниками 15 дек. 882 г. Он стал первым в бесславной веренице пап средневековья, который сошёл с престола в результате насилия. Его смерть стала увертюрой к “мрачному веку папства”.

12. Упадок папства: с конца IX до нач. XI вв.

С конца IX до середины X вв. римский престол занимали 24 папы, которых даже католические историки называют “плохими”. Римская аристократия втянула церковь в политику.
Эпоха Формоза”- так можно назвать начало этого периода. Правил 5 лет; Курбский упоминает его как автора филиокве. С именем этого папы связан “собор с трупом”. Он состоялся в одной из римских базилик и был посвящён осуждению Формоза. Его тело, облачённое в папские одежды, усадили на скамью, рядом усадили адвоката и предъявили обвинение в узурпации папского престола. Его лишили сана, сняли облачение, отрубили 3 пальца правой руки и протащили труп по улицам Рима, а затем бросили в Тибр.
Его преемника Стефана бросили в тюрьму. С 897 по 903 гг., т. е. за 6 лет 6 пап сменили друг друга и почти все умерли от насилия.
Следующий этап можно назвать “порнократией” или властью шлюх. В X в. власть в Риме захватило семейство бывшего папского казначея Теофилакта. Жена Теофилакта – Теодора и его дочери вели распутный образ жизни. Всех кто вставал на их пути они устраняли.
В эпоху порнократии появляется легенда о “папессе Иоанне”, аморальной женщине, которая носила мужскую одежду и однажды соблазнила монаха. В Риме ей дали разрешение на открытие школы 7-и искусств (музыки, геометрии, риторики, грамматики, диалектики, арифметики и астрономии). Благодаря образованности и популярности она сперва становится кардиналом, а затем и папой в августе 855 г.. Однажды во время церковного шествия у папессы начались родовые схватки и она упала с лошади на землю, где тут же родила ребёнка. Желая избавиться от опеки аристократии папы обращают свои взоры к германскому имп. Оттону I Вел. Он на время водворяет спокойствие в Риме, за что папа Иоанн XII (955-963) короновал его как императора. Оттон наименовал ее как Священную Римскую империю. Она существовала с 962 по 1806 год.
Бесчинства на папском троне продолжались, пока германский король Генрих III, в 1046 коронованный императором Свящ. Империи, не сломил власть римской аристократии.

13. Движение за реформу в Западной Церкви в Х- XI вв.

Во 2 пол. Х века с приближением второго тысячелетия и ожиданием второго пришествия во Франции зародилось аскетическое движение. Эсхатологические чаяния затронули не только монастыри но и множество мирян. Широкое распространение приобретает самобичевание как элемент аскезы. Кард. Пётр Дамиани разработал систему покаяния расчитанную строго арифметически. Согласно системе за каждый грех назначается время раскаяния или денежный эквивалент. За 1 год покаяния можно было внести 36 талеров для дворян, 4- для крестьян. Всё это можно было заменить 3000 ударов плетью при чтении 30 псалмов. По желанию и усердию норму можно было увеличить. Порой грешник переносил колоссальное множество ударов и вычитывал Псалтирь неимоверное количество раз.
Тогда же стало приобретать вес монастырское движение за реформы начавшееся в н. XI в. Монастыри зависели тогда от феодалов, которые из опекунов превратились в угнетателей. Союзниками монахов стали папа и империя. Кроме борьбы с феодалами шло и внутреннее обновление-восстановление дисциплины и строгое соблюдение устава прп. Бенедикта. Монастыри объединились в конгрегацию и бенедиктинский монастырь в Клюни, аббатство(Бургундия) стал центром реформ, сущ. до 1790.
В 1046 г. император Генрих III прибыл в Италию и созвал собор, который низложил антипап Сильвестра III и Григория IV. Генрих предложил кандидата на престол и отцы собора согласились. Папой стал епископ Бамбергский, принявший имя Климент II. (1046-1047). После него несколько недель папой был Дамас II, а затем на папский трон взошёл дальний родственник императора – Лев IX (1049-1054). Он окружил себя единомышленниками, такими как кардиналы Гумберт и Гильдебранд. При этом папе произошёл раскол между Восточной и Западной церквами. Гумберт был во главе посольства, отправленного в Константинополь  и возложил на престол храма Святой Софии папскую грамоту о низложении и отлучении от церкви константинопольского патриарха Михаила Керулария.  Гильдебранд стал папой Григорием VII и пытался покорять Генриха IV (Каносса, 1077, отлучение, власяница, босой, три дня).

14. Формальное разделение церквей в 1054 году.

В начале XI в. Рим и Константинополь, чтобы дать отпор норманнам, решили объединить усилия. Император Константин IX Мономах пообещал папе Льву уступить некоторые южно-итальянские епархии. Договор скрыли от патр. Михаила Керуллария, но он закрыл в КПле латинские монастыри и церкви, для предотвращения опресночной практики в Константинополе, и поручил (1053 г.) архиепископу Болгарскому Льву Охридскому написать обличительное послание против латинских нововведений.

Папа Лев IX тоже написал трактат, где заострил внимание на примате папы: “Петром и его преемником определяется устройство и порядок в Церкви…”. Он называет КПую церковь грешной, скандальной и заблудшей, которую Римская церковь оставила возле себя лишь по снисхождению.

20 июля состоялся “домашний” собор из 12 митр-ов и 7 епископов на котором легаты были отлучены.
Когда всё это происходило, папа Лев IX умер и кафедра долго пустовала. При встрече в 1965 г. папы Павла VI и патр. Афинагора одним из поводов снятия взаимных анафем стала именно смерть папы Льва на момент действий легатов. Папа умер и хотя они об этом не знали, они автоматически лишались своих полномочий и отлучение недействительно.
Раскол 1054 г. тогда не расценивался как абсолютный. Все считали, что это частные дела Рима и Константинополя не касающиеся других поместных церквей.
В усугублении разрыва сыграли роль крестовые походы, особенно IV-й, когда в 1204 г. жертвой стала Византия. Здесь 60 лет просуществовала латинская империя. Обида за поруганные святыни смешалась с отторжением всего чужого и это никак не способствовало единству. Прот. А. Шмеман : “Можно упрекать греков в мелочности и частичной утрате вселенского сознания, но всё это ещё не может разделить Церковь по существу. Папизм же сам отлучает от себя всех несогласных с ним и именно папство является настоящей причиной разделения Церкви. Что бы ни делали греки, папы всё равно отлучили бы от себя Восток. ”

Скачать конспект по этой теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *