Источник воды живой

Источник воды живой

В 5-ю Неделю по Пасхе Церковь вспоминает встречу Господа с самарянкой у колодца, на пути из Иерусалима в Галилею. Как и в предыдущие Недели после Пасхи, подчеркивается главная цель Боговоплощения: «еже спасти всяческая». 2 Неделя по Пасхе – уверение апостола Фомы, избранного и ближайшего ученика. 3-я Неделя – воспоминание благочестивых Жен-Мироносиц, которые не побоялись прийти ко гробу Иисуса и увериться в Его Воскресении. 4-я – воспоминание расслабленного, который 38 лет жаждал исцеления. Он, может и был грешник, но по роду своей болезни просто не имел возможности грешить. Самарянка же была явной грешницей, которой Господь сказал: «было у тебя пять мужей, и тот, который у тебя теперь, тебе не муж». Но не ради обличения заговорил с ней Сердцеведец.

Еще совсем недавно Христос призвал к Себе первых учеников, а Нафанаил говорил, сомневаясь в Иисусе: «Из Назарета может ли быть что доброе?», на что Иисус встретил его словами: «Вот, воистину, израильтянин, в котором нет притворства», как бы извиняя и оправдывая сомнения своих учеников.  А потом была беседа с израильским учителем Никодимом, который недоумевал о рождении свыше: «как может человек родиться будучи стар?» Тогда Господь тоже удивился его непонятливости: «Если Я о земном сказал вам, и вы не верите, – как поверите, если скажу вам о небесном?»

Беседа с самарянкой  была совершенно иной. Вместо иудейского учителя, почитаемого обществом, презираемая женщина. Мало того, что она принадлежала к враждебному для иудеев народу – самарянам, да еще и грешница. Возможно поэтому она пришла к колодцу одна в пекло, чтобы не встречаться с другими женщинами, которые обычно приходили вечером. Вместо сомневающегося ученика – открытое сердце правдивой женщины: она ведь могла сказать неправду чужому человеку, зачем же ей было выставлять себя в неподобающем виде? Именно ее чистое сердце и дало ей возможность увидеть Бога, уразуметь Его мудрость.

Начав с простого разговора о воде из колодца, Господь предлагает женщине просить у Него Воду живую, на что та с легкостью соглашается, только лишь сомневается о сосуде, чем почерпсти воду. «Источник сый, Господи, жизни, воду оставления и разумения даровал еси жене, просившей древле самаряныне» (из канона на утрене). Далее она обнаруживает знание пророчеств и верование своего народа, о том, что именно на горе Гаризим следует поклоняться Богу, потому что в этой местности когда-то был рай, здесь сотворен Адам, сел на мель Ноев ковчег, здесь же Авраам собирался принести в жертву Исаака, а Иаков в этом месте увидел во сне Лестницу. В этом-то месте и ждали жители Самарии появления Мессии: «Знаю, что Мессия грядет, называемый Христос. Когда придет Он, то возвестит нам все.» И Господь без намека или притчи, совершенно просто открыл ей величайшую, глубочайшую истину: «это Я, говорящий с тобой» (Ин. 4.25-26).

Из Кумранских источников стало известно, что выражение «Вода Живая» в Ветхом Завете относилось к Яхве и Его спасению. «И почерпите воду с веселием от источник спасения» (Ис.12.3) или вот это место: «Два бо зла сотвориша людие мои: мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушенные, иже не возмогут воды содержати» (Иер 2.13). 

Почти случайная встреча Господа с самарянкой в жаркий полдень послужила Ему поводом к явлению Себя миру, а для бедной женщины и многих жителей Сихаря ко спасению. Они оказались настолько боголюбивыми, что смогли удержать у себя Господа еще на 2 дня. Потом Христос не раз вспомнит самарян в своих притчах, например, о милосердном самарянине или об одном из 10 исцеленных от проказы, который вернулся поблагодарить Господа. Господь уже ясно видит любовь и веру самарян и Ему это весьма угодно: «ибо и Отец ищет, чтобы такими были покланяющиеся Ему» (Ин 4.23). Вода, которую дает Господь, становится источником воды, текущей в жизнь вечную.

Евангелие не сообщает нам имени женщины-самарянки, но Предание его сохранило, и мы называем ее по-гречески – Фотиния, по-русски – Светланой, на кельтских языках – Фионой, на других западных языках – Клэр. И все эти имена говорят нам об одном: о свете. Повстречав Господа Иисуса Христа, она стала светом, в мире сияющем, светом, который просвещает тех, кто встречается с ней. Известно также, что Фотиния мученически пострадала вместе со своими сыновьями Виктором, нареченным в крещении Фотином, Иосией и своими 5-ю сестрами (Анатолией, Фото, Фотидой, Параскевой, Кириакией), также вместе с ними пострадали обращенная ими дочь императора Нерона Домнина и градоначальник Севастиан.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *