И.Р. Килачицкая. Русская Пасха //Пещера нимф: Вопросы классической филологии. Сб. статей: Вып. ХV. – М: Никея, 2010 г.

И.Р. Килачицкая. Русская Пасха //Пещера нимф: Вопросы классической филологии. Сб. статей: Вып. ХV. – М: Никея, 2010 г.

Наш монастырь имеет тесные отношения с библиотекой А.Ф.Лосева. Недавно мы получили в подарок Сборник статей «Пещера нимф», выпущенный в честь 85-летнего юбилея филолога Азы Алибековны Тахо-Годи. Одна статья о праздновании Пасхи в России приводим в кратком изложении.

И.Р. Килачицкая. Русская Пасха //Пещера нимф: Вопросы классической филологии. Сб. статей: Вып. ХV. – М: Никея, 2010 г.

Пасха значит переход. В Ветхом завете переход израильтян через Красное море и освобождение из египетского плена. Новозаветная Пасха – Воскресение Христово, переход от рабства греха и смерти к Вечной Жизни.

Главный символ праздника Пасхи – яйцо, окрашенное в красный цвет, прообраз жизни.  Однако, мысль «все живое из яйца» сформировалась уже в ХVII в., это только биологический взгляд. А известен еще более древний, космический взгляд на яйцо, распространенный в Греции, на Ближнем Востоке и оказавший влияние на европейское мышление. Философы VII в. толковали, что скорлупа яйца напоминает небо, бесцветный слой под скорлупой – воздух, белок – воду, желток – землю. А красный цвет означает, что мир искуплен кровью Христа.

В Евангелии сказано, как во время смерти Христа померкло солнце, была по всей земле тьма, произошло землетрясение, расселись камни, многие тела святых воскресли, вышли из гробов и явились многим в Иерусалиме. Распятие Спасителя произошло на месте, где был погребен Адам, поэтому череп Адама изображается у подножия Креста, а наверху – ангелы, Солнце и Луна. Таким образом, фон Распятия – космический. В иконописи изначально Воскресение – это «Сошествие во Ад», где Воскресший Христос, освобождает падшего Адама и Еву. Значит, в Воскресении участвовали все уровни мироздания.

Известно из предания, что святая равноапостольная Мария Магдалина вместе с другими женами-мироносицами прибыла в Рим и со словами «Христос Воскресе!» поднесла римскому императору Тиберию красное яйцо. Она выбрала как знак Воскресения этот древний символ мироздания, окрашенный в цвет искупительной крови Христа, так как «вся тварь празднует Воскресение Христово – и небо, и земля, и преисподняя, весь видимый и невидимый мир» – так поется на Пасху.

Постепенно яйцо из символа мироздания превратилось в символ жизни, который продается и покупается в качестве расписной игрушки. «Писанки» известны с давних времен у разных народов. В Закарпатье и Буковине их изготавливали только из яиц молоденьких курочек. Позже стали формироваться народные промыслы сувенирных яиц, которые делали из дерева и различных материалов. 
Развилась особая отрасль прикладного искусства – фарфоровые пасхальные яйца. На них выполнялись росписи: цветы, изображения святых, церковных праздников, виды храмов и монастырей, орнаменты; на обратной стороне яйца обязательна монограмма ХВ. Яйца подкрепляли к лампадам, висящим перед иконами, к паникадилам в храмах. Этот обычай сохраняется в России и сейчас.
Разновидность этого искусства – кулоны, медальоны, брелоки в форме маленьких яичек высотой от 5 мм до 25 мм. Они выделывались из дерева, стекла, керамики, серебра, золота и др.  Украшались росписью, эмалью, чернью, самоцветами, накладными или резными украшениями. Особенно славились яйца фирмы Карла Фаберже.

Яйца страусов с твердой скорлупой весом до 1,5 кг также использовались ювелирами для изготовления кубков в богатых оправах. Страус (слав. струфокамилъ) живет в пустынных местах Африки и Аравии, высота  птицы может достигать 3-х метров. При малейшей опасности он убегает на своих быстрых ногах. В Ветхом завете его поведение порицается за то, что «он оставляет яйца свои на земле на песке согревает их, и забывает, что нога может растоптать их; он жесток к детям, как бы не своим, и не опасается, что труд его будет напрасен, потому что Бог не дал ему мудрости и не уделил ему смысла» (Иов 39, 14-17). Христианство по-своему истолковывает такое поведение страуса: считается, что ему свойственна отрешенность от всего земного, включая собственное потомство, и сосредоточение на небесном. Если страусовые яйца попадали в Россию, то их подвешивали к главным паникадилам храмов.

Христиане Эфиопии надевают страусовые яйца на кресты куполов своих церквей, часто в сочетании с изображениями голубей, как символа Святого Духа и духовной мудрости.

Из Европы пришла в Россию традиция на поздравительных открытках изображать зайцев, приносящих цветные пасхальные яйца. В основе этого немецкое сказание «Об Архангеле Гаврииле и пасхальном зайце». Архангел Гавриил захотел увидеть, чем занимаются люди на земле в лесах. Он отпустил длинную бороду, взял нищенский посох, надел плохую одежду и большую шляпу, так как его глаза сияют столь сильно, что никто не может в них взглянуть. В лесу он встретил охотников и лесорубов и остался доволен их работой, но потом на него напали разбойники, связали и бросили в пещеру.

Все происходящее видел заяц, он проскользнул в пещеру и перегрыз веревки, которыми был связан Гавриил. В благодарность Архангел обещал зайцу, что отныне ни охотник, ни собака не причинят ему никакого вреда, но и обязал зайца проникать в сады и класть послушным детям цветные пасхальные яйца в траву или капусту. Архангел Гавриил рассказал Богу, чем занимаются люди в лесу. В России появился обычай сеять овес, чтобы он пророс к Пасхе, и для украшения праздничного стола класть крашеные яйца в свежую зеленую траву.

Стол украшали также вербой, освященной за неделю до Пасхи. Специально выращивали гиацинты, это нежное весеннее растение. Аромат гиацинтов воспет поэтами Серебряного века:
Гиацинтами пахло в столовой,
Ветчиной, куличом и мадерой,
Пахло вешнею Пасхой Христовой,
Православною русскою верой. (И.Северянин)

Обязательным блюдом пасхального стола является творожная (сырная) пасха. И в старославянском, и в старинном русском языке слово «сыр» означало и обычный сыр, и творог, а также творог, приправленный сметаной, яйцами и другими добавками. Еще в античности сыр считался лакомством и был способом консервации молока. В Византии ценились мягкие сорта сыра. У многих народов большую роль играло скотоводство, поэтому продукты домашних животных использовались в качестве даров или праздничной ритуальной еды. 

В пасхальных обрядах Руси велико значение сыра (творога). Сыры издавна делались различной формы: шаровидные, кубовидные, усеченные пирамиды, конусы, лепешки и др. Для приготовления пасхи творожная масса помещается в очень удобную деревянную форму – пасочницу, в виде усеченной четырехгранной пирамиды. Она делается из липы, мягкого дерева, изнутри на створках вырезаются кресты, буквы ХВ и узоры, с тем, чтобы они выпукло отпечатались на твороге сквозь марлю, которой изнутри устилают пасочницу.

Освящение пасхальной еды происходит в притворе или во дворе храма в Великую Субботу днем или после ночной службы. При окроплении святой водой священником читается молитва о благословении сыра и яиц, хотя в России имеется обычай освящать еще и куличи. Но кулич – это как бы домашний артос, который выпекается дома хозяйками из дрожжевого сдобного теста с разными добавками в круглых жестяных формах. Куличи украшаются сверху глазурью, посыпаются сахарной пудрой и крашеным разноцветным пшеном. Кулич положено разрезать не по вертикали, а по горизонтали. Сначала срезать макушку и оставить ее на отдельной тарелке. Потом по диаметру срезать слои кулича, снова накрывать макушкой. Так кулич на столе выглядит цельным и неначатым. В последнюю очередь съедается нижняя часть и сладкая макушка.

В Санкт-Петербурге в ХVIII в. была воздвигнута церковь во имя св. Живоначальной Троицы, получившая в народе название «Кулич и Пасха». Храм круглый, по периметру окружен колоннами, с невысоким куполом с крестом. Колокольня расположена отдельно в виде высокой четырехгранной пирамиды, в верхней части устроена звонница.

Артос внешне выглядит как кулич. Это квасный пасхальный хлеб, но еще и «Великая просфора». Он похож на просфору из двух круглых частей, символизирующих две природы Христа – божественную и человеческую. На артосе изображение креста или Воскресения Христова. Вокруг надпись: «Агнец Божий, вземляй грехи мира. Христос – новая Пасха, жертва живая». В конце ночной Пасхальной заутрени и Литургии, освященный святой водой и особой молитвой, артос на блюде ставится на подставку в открытых Царских вратах. В течение всей Светлой седмицы Царские врата открыты и после Литургии совершаются крестные ходы вокруг храма с артосом. В субботу после раздробления «хлеб ангельский и хлеб вечной жизни» раздается прихожанам. 

По обычаю праздничная еда не убиралась со стола в течение всего воскресного дня, так как приходили родственники и знакомые с поздравлениями и приветствиями «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!». Целовались, дарили непременно яйцо, маленький куличик, немного творожной пасхи. Христосовались независимо от социального положения. Император с солдатами, помещики с крестьянами, старые с юными.

Целование как одно из приветствий, свидетельствующее о любви и уважении, имеет архаические корни. У древних евреев так приветствовали царей после возложения венца («поцелуй величия»). Обычай сохранился и в раннем христианстве. Апостол Павел в конце некоторых своих посланий пишет: «Приветствуйте друг друга целованием святым» (Рим.16,16; 1Кор.16,21; II Кор. 13,12; I Фес. 5,26). В православном богослужении важны целование выносного Евангелия, Креста, икон, Святой Чаши. В третьей части Литургии, Литургии верных, в алтаре происходит целование духовенства между собой.

«Духовное лобзание, обращенное ко всем, служит прообразом и предначертанием грядущего единомыслия, единодушия и разумного единства по вере и любви всех между собою, …посредством которого достойные усвояются Слову и Богу. Ибо уста есть символ разума» – писал св. Герман Константинопольский. Иуда нарушает самую святость поцелуя, когда избирает именно такой знак предательства.

Как отмечает Н.В.Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями», в последней главе о Светлом Воскресении «…гордый ум 19 века истребил простодушие…человек был ближе к человеку». Именно в России можно испытать великую духовную радость от восклицания «Христос Воскресе!» и поцелуя в этот «Святой день, в который празднует святое, небесное свое братство все человечество до единого, не исключив из него ни одного человека».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *