Продолжение учения

В нашем монастыре учебный год – это шесть месяцев от праздника Покрова Пресвятой Богородицы до Пасхи. Летом сезонные работы занимают много времени, некогда готовиться к занятиям. Так что после Покрова, когда урожай собран,

Новый предмет «Сравнительное богословие»

В монастырском богословском семинаре прошло первое занятие курса “Сравнительное богословие”. Его подготовила и провела игумения Феофила, руководитель семинара. Сравнительное (или обличительное, полемическое) богословие изучает истины православной веры в сопоставлении с теми догматическими, каноническими

Она всегда жила с Богом

Жизнь и творчество американской поэтессы ХIХ века Эмили Дикинсон (1830-1886)  – тема  новой лекции преподавателя английского языка и литературы Инны Евгеньевны Фроловой, гостившей в нашей обители  нынешним летом. Мы всегда слушаем её с

Доклад на тему “Христианская этика”

Сегодня начался новый учебный год в богословском семинаре нашего монастыря. Мы продолжили изучение курса “Русское богословие в новейшую эпоху” докладом “Проблемы христианской этики в книгах протоиерея Владислава Свешникова”. Христианскую этику сестры уже изучали

«Приготовил Господь огромную рыбу…»

Стало традицией нашего монастыря каждым летом, когда гостит у нас Инна Евгеньевна Фролова, она читает лекцию о каком-нибудь, на ее выбор, творении классической литературы – всегда с любовью, с совершенным знанием сюжета и

Найти Бога в своём сердце

В нашем богословском семинаре завершился очередной учебный год. Изучая курс «Русское богословие в новейшую эпоху», сестры подготовили 13 докладов. Как всегда, занятия проходили в библиотеке. Составляя программу, игумения Феофила формулировала темы с подсказкой

Как стать свободным

Такое возможно только в монастыре – 1 января в 9 часов утра собраться в библиотеке на занятие богословского семинара. Тема «Русский мыслитель Л.П. Карсавин (1882-1952). Жизненный путь и труды. Концепция бессмертия в метафизике

Мост между ними – любовь…

Беседа Инны Евгеньевны Фроловой в августе нынешнего года была посвящена роману Торнтона Уайлдера «Мост короля Людовика Святого». Знаменитый американский писатель, проживший 78 лет, лауреат Пулитцеровской премии по литературе, переведён на многие языки мира.

Мы обязаны это знать

Новый учебный  год в монастырском семинаре посвящен теме «Развитие русской богословской мысли в ХХ веке». Место проведения занятий остается прежним – библиотека. Время – один час в любой удобный день недели. Порядок тоже

Тема урока – “Святитель Игнатий (Брянчанинов), мыслитель, богослов и духовный писатель”

Сентябрь – школьная пора. 1 сентября начался новый учебный год и в нашем монастыре. Занятость насельниц монастыря на послушаниях не позволяет обучаться по нескольким богословским дисциплинам, как в духовных семинариях, поэтому изучаем один

Что за мастерское создание – человек!

Ставшие уже традиционными лекции Инны Евгеньевны Фроловой, профессора Московского Международного Университета, сёстры нашей обители всегда ожидают с нетерпением. Нынешняя беседа о трагедии Шекспира «Гамлет» состоялась в начале августа. Почему для нас интересен и

Страдания Оскара Уайльда

Второе лето приезжает к нам Инна Евгеньевна Фролова, профессор Московского Международного Университета, преподаватель кафедры иностранных языков. Прошлый раз мы слушали ее лекцию о трагедии Шекспира «Макбет», о грехе властолюбия, о великой муке человеческой

Мakbeth

В наш монастырь приехала погостить преподаватель английского языка из московского вуза Инна Евгеньевна Фролова. По предложению игумении она подготовила для сестёр беседу о Шекспировской трагедии “Макбет” В записи – известный монолог “Tomorrow, tomorrow

Изучаем новый предмет

В первое воскресенье сентября наша прекрасная трапезная снова послужила сестрам учебным классом. Новый учебный год богословского семинара, действующего в обители с первых лет ее существования, посвящен предмету  «Патрология». К его изучению мы намеревались приступить

Et lingua latina!

В течение многих лет с сентября до Пасхи в нашем монастыре еженедельно проходят занятия  по одной из богословских дисциплин: изучали историю Ветхого и Нового завета, догматику, литургику, историю Церкви, историю Русской Церкви, христианскую антропологию,

Программы курсов

Патрология. Святые отцы и учители Церкви.

I год обучения

  1. Предмет и задачи патрологии. Понятие об отцах Церкви. Развитие науки. Периодизация святоотеческой письменности.
  2. Мужи апостольские. Особенности первохристианского периода: живая традиция, эсхатологические чаяния, харизматичность. «Дидахи» («Учение двенадцати апостолов»).
  3. Святой Климент Римский, житие и творения. Богословие Первого и Второго Посланий к коринфянам. «Пастырь» Ерма. Структура и стиль повествования. Нравственное и догматическое содержание книги.
  4. Святой Игнатий Богоносец. Житие и Послания. Учение о спасении. Христология. Церковь. Епископ. Святой Поликарп Смирнский, его учение об иерархии; нравственные взгляды.
  5. Ранние христианские апологеты. Афинагор, Татиан, Минуций Феликс, святой Мелитон, епископ Сардийский, святой Феофил, епископ Антиохийский, Ермий философ.
  6. Святой мученик Иустин Философ. Житие и творения. Учение о Логосе, о Пресвятой Деве Марии, о спасении, об ангелах. Значение древней апологетики.
  7. Борьба Церкви с гностицизмом. Святой Ириней, епископ Лионский. Антропология святителя Ипполита Римского.
  8. Возникновение научного богословия. Апологетика и догматика Тертуллиана, его аскетические и дисциплинарные сочинения, учение о человеке. Святой Киприан Карфагенский, жизнь и учение; отношение святителя к вопросу о принятии падших и крещении еретиков.
  9. Христианская наука в Ш веке. Александрийская и Антиохийская школы. Святитель Климент Александрийский, жизнеописание и сочинения. Сочинения Оригена. Учение об искуплении и спасении.
  10. Святой Дионисий Александрийский против хилиазма. Житие и творения святого Григория Неокесарийского. Первый «Символ веры». Святой Мефодий Патарский о свободе воли. «Пир десяти дев».
  11. Богословие в IV веке. Святитель Афанасий Великий, житие и творения. Учение о боговоплощении, о Троице, о спасении. «Житие Антония Великого».
  12. Святитель Кирилл Иерусалимский о Крещении, Церкви и Таинствах.
  13. Каппадокийские отцы. Святитель Василий Великий, жизнь, подвижничество, пастырское служение. Учение о сотворении мира, о Троице. Монастырский устав.
  14. Святитель Григорий Богослов, житие и творения. Учение о богопознании. Тайна спасения. Поэзия святителя Григория.
  15. Святитель Григорий Нисский. Догматические сочинения. Антропология святителя Григория. Путь христианина к совершенству.
  16. Начало монашества и монашеской литературы. Евагрий Понтийский – родоначальник учений об «умной молитве». Психологические наблюдения Евагрия. Беседы преподобного Макария Египетского. Преподобный о сотрудничестве человека с Богом (синергии).
  17. Святитель Иоанн Златоуст, учитель нравственности. Его служение и творения. Толкование Св. Писания. Учение о первородном грехе.
  18. Западные отцы Церкви. Святитель Амвросий Медиоланский. Богословское учение блаженного Августина. «Исповедь».
  19. Несторианство и христологические споры в конце IV века. Антиохийская школа: Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуэстский. Святитель Кирилл Александрийский.
  20. Блаженный Феодорит Киррский, полемические творения, жития святых, история Церкви. Блаженный Феодорит и Халкидонский собор. Последствия Халкидона.
 II год обучения
  1. Христологические споры в V – VII веках. Последствия Эфесского
    и Халкидонского Соборов. Дифизиты и монофизиты. Севир Антиохийский, Тимофей Элур и Филоксен Маббугский.
  2. Оригенизм в VI веке. Леонтий Византийский. Император Юстиниан и его богословские взгляды. Леонтий Иерусалимский. V Вселенский Собор.
  3. Корпус Ареопагитик. Гипотезы об авторе. Богословские идеи
    в трактатах Псевдо-Дионисия. Учение о богопознании, о Христе,
    о Церкви.
  4. Полемисты VI – VII вв.: Ефрем Антиохийский, Иоанн Максенций, Анастасий Антиохийский; Софроний Иерусалимский и «Луг духовный», Анастасий Синаит. Сборники богословских преданий.
  5. Канон православного богослужения; «Типикон». Церковные песнопевцы: преподобные Роман Сладкопевец, Андрей Критский, Косма Маиумский.
  6. Монашество и аскетическая литература. «Лавсаик», «История монахов», «Апофтегмы». Жизнь и творения преподобного Нила Синайского. Марк Подвижник. Преподобный Исидор Пелусиот.
  7. Аскетическая литература (продолжение). «Сто глав о духовном совершенстве» Диадоха. Авва Дорофей. Иоанн Лествичник. Исаак Сирин.
  8. Продолжение христологических споров в VII веке. Исторический аспект. Житие и творения преподобного Максима Исповедника.
  9. Преподобный Иоанн Дамаскин. Житие и творения. Богословская система. Защита святых икон. Феодор Студит об иконопочитании.
  10. Византийское богословие X – XII веков. Патриарх Фотий. Сочинения против латинян; борьба с манихейством. Полемика об исхождении Святого Духа. Споры об опресноках.
  11. Преподобный Симеон Новый Богослов. Личность и творения. Гимны. Проповеди.
  12. Святитель Григорий Палама и исихастские споры.
  13. Св. Николай Кавасила. «Жизнь во Христе» и «Объяснение божественной литургии».
  14. Жизнь и труды Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Блаженный Феофилакт Болгарский.
III год обучения
  1. Преподобный Симеон Новый Богослов. Личность и творения. Гимны. Проповеди.
  2. Святитель Григорий Палама и исихастские споры.
  3. Агиография преподобного Симеона Метафраста. Творения свв. Петра Дамаскина, Григория Синаита, Максима Капсокаливита.
  4. Св. Николай Кавасила. «Жизнь во Христе» и «Объяснение божественной литургии».
  5. Блаженный Феофил акт Болгарский. Жизнь и труды Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.
  6. Начало русского богословия. Прп. Нестор Летописец и «Повесть временных лет». Киево-Печерский патерик. Послания преп. Феодосия. Поучение Владимира Мономаха. Митрополит Киевский Иларион. «Повесть о законе и благодати». Сочинения Кирилла Туровского.
  7. Татарское нашествие и смещение русской культуры к Северу. Возобновление византийского влияния в XIV веке. Преподобный Сергий и его ученики. Появление ересей; «Просветитель» преподобного Иосифа Волоцкого.
  8. Спор «иосифлян» и «заволжцев». Учение преподобного Нила Сорского. Преподобный Максим Грек.
  9. Труды митрополита Макария. Стоглав и «Домострой». Переписка Иоанна Грозного с Курбским. Князь Константин Острожский. Борьба с Унией.
  10. Деятельность митрополита Могилы. Киевская богословская школа в XVII веке. Стефан Яворский, Иоанникий Галятовский, Лазарь Баранович. Творчество Святителя Димитрия Ростовского.
  11. Русь в XVII веке. Церковный раскол как следствие смуты. Патриарх Никон и протопоп Аввакум. Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Паисий Лигарид, Братья Лихуды.
  12. XVIII век, Петровская эпоха. Феофан Прокопович и вторжение протестантизма. «Камень веры» митрополита Стефана Яворского. Симон Тодорский.
  13. Митрополит Платон. Мистика Екатерининского века. Философ Григорий Сковорода. Святитель Тихон Задонский: пастырь, учитель, писатель.
  14. Преподобный Паисий Величковский и его школа.
  15. Служение митрополита Филарета Московского. Богословское наследие святителя.

 

Русское богословие в новейшую эпоху

  1. Царская власть и обер-прокуроры. Духовные академии в России. Библейская наука в борьбе с обскурантизмом.
  2. Рождение философской традиции: протоиерей Ф.А. Голубинский (1797-1854) и его школа. Религиозно-моралистическое направление: о. Герасим Павский (1787-1863). Архимандрит Макарий Глухарев (1792-1847), «романтический миссионер».
  3.  Труды по догматическому богословию: архиепископа Димитрия Муретова (1811-1883), митрополита Макария Булгакова (1816-1882), архиепископов Никанора Бровковича (1824-1890), Антония Амфитеатрова (1815-1879).
  4. Филарет Гумилевский, архиепископ Черниговский (1805-1866), автор первой «Истории Русской Церкви»; его работы в области патрологии («Учение об отцах Церкви»).
  5. Иннокентий Борисов (1800-1855) архиепископ Херсонский и Таврический. Вклад его в переустройство духовно-учебных заведений. Церковно-исторические сочинения святителя. «Последние дни земной жизни Иисуса Христа».
  6. Борьба за мысль и культуру в 60-е годы. Религиозный кризис и нигилисты. Архимандрит Феодор (Александр Матвеевич Бухарев (1824– 1871).
  7. Раскол русской культурной элиты. П.Я. Чаадаев (1794-1856)
  8. «Славянофильство» и «западничество». Путь Ив. Киреевского (1806 – 1856). Религиозные воззрения Н.В. Гоголя (1809 — 1852).
  9. А. С. Хомяков (1804–1860). Учение о природе Церкви. Переписка с Пальмером.
  10. Протоиерей Александр Горский (1812—1875) и Московская Духовная Академия. Церковный историк Е.Е. Голубинский (1834 - 1912).
  11. Богословские взгляды Ф.М. Достоевского (1821 – 1881).
  12. Научно-теоретическая и учебно-педагогическая деятельность  В.В. Болотова (1854–1900). 27 тезисов о Filioque.
  13. История изучения канонического права в России. Труды протоиерея И. Скворцова 1795  - 1863).  Епископ Иоанн Соколов (1818-1869), канонист и выдающийся проповедник.
    II год обучения
  14. Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867), мыслитель, богослов и духовный писатель.
  15. Святитель Феофан Затворник (1815—1894): аскетические творения, библеистика и переводы.
  16. Развитие сравнительного (обличительного) богословия в Х1Х веке. Труды архимандрита Иннокентия (Новгородова(1823 - 1868), протоиерея А. М. Иванцова-Платонова(1835—1894), Л. Г. Епифановича (1886—1918). Сектоведение в Х1Х веке.
  17. Начало нравственного богословия: от протопресвитера И. Л. Янышева  (1826-1910) до проф. М. М. Тареева (1867–1934).
  18. Историософия и эсхатология К. Леонтьева (1831-1891).
  19. Смысл философской проповеди В. С. Соловьева (1853-1900).
  20. Религиозные корни учения Л.Н. Толстого (1828 – 1910).
  21. Общественно-политические взгляды и пророчества святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829-1908). Борьба с влиянием Л. Толстого.
    III год обучения
  22. Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867), мыслитель, богослов и духовный писатель.
  23. Святитель Феофан Затворник (1815—1894): аскетические творения, библеистика и переводы.
  24. Развитие сравнительного (обличительного) богословия в Х1Х веке. Труды архимандрита Иннокентия (Новгородова(1823 - 1868), протоиерея А. М. Иванцова-Платонова(1835—1894), Л. Г. Епифановича (1886—1918). Сектоведение в ХIХ веке.
  25. Начало нравственного богословия: от протопресвитера И. Л. Янышева  (1826-1910) до проф. М. М. Тареева (1867–1934).
  26. Историософия и эсхатология К. Леонтьева (1831-1891).
  27. Смысл философской проповеди В. С. Соловьева (1853-1900).
  28. Религиозные корни учения Л.Н. Толстого (1828 – 1910).
  29. Общественно-политические взгляды и пророчества святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829-1908). Борьба с влиянием Л. Толстого.
  30. Эпоха К.П. Победоносцева (1827–1907) и церковный кризис начала ХХ века.
  31. Богословское творчество епископа Михаила (Грибановского; 1856-1898).
  32. Экзегетика Н.Н. Глубоковского (1863–1937). Исследования посланий апостола Павла. Н. Н. Глубоковский о богословском образовании.
  33. Догмат искупления в русской богословской литературе . Критика «юридической» теории. Взгляды митрополита Антония (Храповицкого; 1863 - 1936).
  34. Апологетика в ХХ веке: «Диалоги» В. Свенцицкого, Фиолетов, В. Федченков
  35. Сотериология архиепископа (Патриарха) Сергия Страгородского (1867-1944). «Православное учение о спасении» (1898).
  36. Морализм в русском богословии. Михаил Михайлович Тареев (1867 – 1964). Тареев и русская литература.
  37. Опыт антропологического построения богословской системы. Виктор Иванович Несмелов (1863 – 1937). Наука о человеке В. А.. Снегирев (1841-1889)
  38. Религиозная по­требность и соблазны русской интеллигенции. Феномен «нового религиозного сознания»: основные проблемы Мережковский. Вячеслав Иванов. «Религиозно-философские Собрания» 1901-1903 годов.
  39. Духовная эволюция В.В.Розанова(1856 – 1919). См. Ткачев о нем.
  40. От марксизма к идеализму: сборник «Вехи».
  41. Споры вокруг учения об Имени Божием. «Афонская смута» (1912-1913).
  42. Богословие о. Павла Флоренского. «Столп и утверждение истины».
  43. «Идея Софии» от Ф. Голубинского до Флор. и Булгакова
  44. Священномученик Иларион (Троицкий) о свойствах Церкви и ее границах Вехи русской иконологии. От преподобного Иосифа Волоцкого до Л. Успенского.
  45. Другие представители «Парижского богословия»: Иоанн Шаховской (1902 – 1989), Александр Ельчанинов (1881 – 1934), Павел Евдокимов (1901 – 1970)
  46. История как предмет богословия. Творчество о. Георгия Флоровского (1893—1979).
  47. Богословская концепция Вл. Лосского (1903 – 1958). «Спор о Софии» и начало «неопатристического синтеза».
  48. «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» Владимира Лосского
  49. Догматическое богословие Вл. Лосского
  50. Протопресвитер Александр Шмеман (1921 – 1983), церковный деятель, миссионер, богослов.
  51. Прот. Иоанн Мейендорф (1926 -1992) как исследователь мистической традиции Православия.
  52. «Оптимистическое богословие» от Оригена до о. Александра Меня.
  53. Алексей Федорович Лосев (1893—1988). Личность и наследие.
  54. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении (по работам С.С.Хоружего).
  55. Христианская культура — от античности до современности (в    трудах С.С. Аверинцева (1937 - 2004).
  56. Духовный опыт преподобного Силуана Афонского и богословие архимандрита Софрония Сахарова (1896–1993).
  57. Беседы митрополита Антония Сурожского (1914 – 2003) о вере и Церкви, исповеди и молитве.
  58. Проблемы христианской этики в книгах прот. Владислава Свешникова.
  59. Православное богословие за пределами России: Оливье Клеман (1921-1999), Серафим Роуз (1934—1982), Ж.-К. Ларше (1949).
  60. Преподобный Иустин Попович (1894 – 1979), богослов и философ, обличитель европейского гуманизма.
  61. Антропологическое богословие Думитру Станилоэ (1903  - 1993) и митрополита Иоанна (Зизиуласа).
  62. Христос Яннарас о развитии богословской мысли в новейшей истории Греции. «Река огненная» Александра Каломироса.
  63. Западное богословие в ХХ веке: А. Гарнак (1851–1930), Карл Барт (1886-1968), Дитрих Бонххёфер (1906-1945), Ханс Урс фон Бальтазар (1905 - 1988). Принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию.
  64. Современное состояние и задачи богословия в России. Творчество профессора А.И. Осипова. Богословские исследования митрополита Илариона Алфеева.

 

Сравнительное богословие

  1. Понятие и задачи сравнительного богословия. Церковное отношение Православия к инославным конфессиям. Понятия «раскол» и «ересь». Вопрос о границах Церкви в православной экклезиологии.
  2. Русское старообрядчество. Реформы патриарха Никона и раскол. История старообрядчества до наших дней. Основные течения: поповство, единоверие, беспоповство.
  3. Отличительные богослужебно-обрядовые особенности старообрядчества. География старообрядчества. Известные старообрядцы в истории России.
  4. Основные западные исповедания. Определения Архиерейского Собора РПЦ 2000 г. «Об основных принципах отношения РПЦ к инославию». Три чина воссоединения инославных.
  5. Спор о природе и благодати в V веке. Пелагианство и блаженный Августин. Православное учение о свободе и благодати.
  6. Краткая история Римской Церкви. Взаимоотношения с Константинопольской кафедрой. Создание папского государства. События 1054 года и их оценка исторической наукой.
  7. Основные отклонения Римо-Католической Церкви от вероучения Вселенской Церкви: filioque, папский примат, папская непогрешимость, мариология, чистилище, индульгенции, сатисфакция, «сокровищница заслуг», opus operatum.
  8. Юридический характер католического учения о спасении. Папство в XIII веке. Крестовые походы. Еретические движения в средневековой Европе. Инквизиция.
  9. Идейные истоки Протестантизма. Предыстория Реформации. Движение вальденсов. Sola Scriptura. Дж. Виклиф, Ян Гус, Иероним Савонарола, Уильям Оккам. Авиньонское пленение и скандальные разоблачения пап. Великий раскол 1378 – 1431г.г.
  10. Мартин Лютер. Учение о первородном грехе. Реформация о спасении только верой (sola fide). Аугсбургское исповедание Меланхтона. Главные заблуждения лютеранства.
  11. Реформатство – Кальвин и Цвингли. Особенности англиканского вероисповедания. Дробление протестантизма.
  12. Краткая история экуменического движения. Всемирный Совет Церквей. Отношение Русской Православной Церкви к экуменизму.
  13. Секта. История термина. Классификация сект. Вероучение Анабаптистов и меннонитов. Сектанты в России: меннониты, молокане, духоборы, штундисты.
  14. Баптизм. Пятидесятники. Адвентисты седьмого дня. Тоталитарные секты.

 

Нравственное богословие

  1. Понятие о нравственном законе. Всеобщность нравственной проблематики. Благо как сущность нравственного бытия. Смысл жизни в религиях и философиях мира. Нехристианские системы этики: эвдемонизм, утилитаризм, гуманизм.
  2. Личность в нравственном богословии. Стадии развития личности. Формирование религиозного и ценностного сознания. Значимость личности в глазах Божиих. Обязанность развития и совершенствования.
  3. Естественный нравственный закон по учению апостола Павла и отцов Церкви. Теории нравственной санкции. Автономная этика. Естественный нравственный закон и православная этика.
  4. Эмоционально-потребностная сфера в структуре личности. Виды и функции эмоций. Роль эмоций в нравственной жизни. Христианский взгляд на эмоции. Влечение и потребность.
  5. Нравственное сознание. Стыд как проявление нравственного сознания и переживания вины. Совесть. Воспитание и освящение совести. Нравственное учение о долге. Метафизический и этический аспекты должного. Интерпретация долга в философии И. Канта. Практическая деонтология Запада и православная этика.
  6. Обязанность как требование нравственного закона. Понятие ответственности. Ответственность и проблема личной виновности. Универсальное значение ответственности как формы нравственного сознания. Понятие о воздаянии в Священном Писании.
  7. Богооткровенный закон. Декалог Моисея, связь с христианством. Почему современному человеку трудно читать и понимать Евангелие. Различие закона Моисеева и новозаветной христианской нравственности.
  8. Заповеди блаженства - фундамент жизни христианина. Как исполнить неисполнимый закон. «Нравственные правила» святителя Василия Великого.
  9. Тема свободы в учении Церкви. Свобода как основа нравственного становления личности. Виды нравственной свободы. Борьба мотивов в ситуации морального выбора. Детерминизм и индетерминизм. Преодоление греха и достижение совершенной свободы.
  10. Свобода самоопределения и феноменология зла. Потеря духовной свободы и грех. Взгляд на грех в Священном Писании. Грех как ошибка в духовном самоопределении человека. Притча о блудном сыне: ступени падения и возвращения к Богу. Возрождение и освящение человека. Смысл и содержание покаяния. Препятствия на пути христианина.
  11. Гордость - фундаментальная страсть. Нечистые, злые, страстные помыслы и грех. Отражение греховности в сфере ума, чувства и воли. Причины греха: мир. плоть и диавол. Последствия греха. Грех и отчуждение личности.
  12. Свобода человека и воля Божия. Промысл Божий в жизни человека. Искание и исполнение воли Божией. Предопределение Божие и нравственная свобода человека.
  13. Этические воззрения апостола Павла. Анализ нравственных возможностей человека. Духовность и нравственность по апостолу Павлу.
  14. Цель жизни христианина. Значение пола. Необходимость и целесообразность аскетики. Юность, зрелость, старость. Духовное бодрствование.
  15. Личность в системе ценностных ориентаций. «Иметь или быть». Ценность и обреченность человека в духовно не преображенном мире.
  16. Достоинство и назначение человека. Эмпирическая и метафизическая судьба личности (1 Кор. 3, 14-16).
  17. Человек перед Богом. Благочестие как путь деятельной и созерцательной жизни. Благочестие внешнее и внутреннее. Любовь к Богу. Благодарность. Благоговение. Молитва.
  18. Истинный порядок нравственных ценностей. Установления Божии и человеческие. Приоритет внутреннего. Попечение о душе, уме, воле и чувствах. Попечение о теле. Богатство и бедность. Доброе имя и честолюбие. Самоотвержение и готовность.
  19. Радости и скорби. Страх Божий и радость. Страдание в истории человеческой мысли. Страдание и развитие сердца. Скорбь и святость. Добровольные страдания.
  20. Человеческие отношения - поле греха и добродетели. Спасение в ближнем. Притча о Страшном Суде. Служение ближнему. Честность и доброжелательность в отношении к человеку. Грехи человеческих отношений.
  21. Спасение в Церкви. Значение Таинств. Чего ищут в Церкви. Церковь - царство не от мира сего. Свободная воля и благодать Божия. Синергизм. Восприятие благодати.
  22. Любовь - высшая ценность христианства. Любовь к Богу и ближнему. Искажения и подмены любви. Апостолы Павел и Иоанн о любви.
  23. Вера и надежда. Вера и верность. Вера и дела. Совершенный человек. Дары и плоды духовные.
  24. Христианин как член общества. Патриотизм и гражданственность. Этика общественного служения. Труд. Отношение к государству. Мировоззренческая ориентация личности.
  25. Прикладная этика. Человек и «всякая тварь». Проблемы экологической этики. Биоэтика. Право на жизнь = право на смерть? Этические проблемы генной инженерии, трансплантологии, психиатрии.