От села Кондырева до города Кондрово

От села Кондырева до города Кондрово

Все краеведы – удивительные люди. Они живут двойной жизнью, находясь одновременно в сегодняшней действительности и далеком прошлом, запечатанном в архивах. У них нет аллергии на архивную пыль, радуются каждой строчке, написанной неразборчивым подчерком, не жалея ни глаз, ни времени. Каждый из них «болен» своей темой и может часами грузить собеседников «новостями» из прошлой жизни. И это прекрасно! А когда они собираются вместе, выступают с докладами, в зале тишина и абсолютное внимание.
Организаторы пятой районной краеведческой конференции «От села Кондырёва до города Кондрово» – администрация Дзержинского района и районный краеведческий музей. В детском доме культуры собрались научные сотрудники столичных вузов, госархивов, экономисты, археологи, библиотекари, школьные учителя истории, местные краеведы-любители весьма почтенного возраста и совсем юные. Вели конференцию Елена Метальникова, сотрудник отдела по изучению истории Калужской епархии, и Елена Орлова, директор районного музея. Выступили 26 докладчиков, в традиционный сборник по итогам конференции войдут все выступления и шесть заочных докладов. Тематика исследований: история населенных пунктов, археология, храмостроительство, знаменитые фабриканты, деятели искусства, защитники Отечества, духовенство, благотворительность, местные кустарные промыслы и даже деятельность комсомольских активистов.

От села Кондырева до города Кондрово
От села Кондырева до города Кондрово


Для нас самым интересным и полезным стало историческое исследование Елены Орловой «Крестьянство села Барятино Медынского уезда Калужской губернии», в котором использованы архивные материалы XVIII- XIX вв. из Государственного Архива Калужской области о крестьянских семьях Анохиных, Канарейкиных, Жажиных, Атамановых, Спиридоновых… Мы ещё застали престарелых прихожанок с этими фамилиями, сейчас почти все они покоятся на деревенском погосте. Наше село славилось народными промыслами: сапожное дело, изготовление клеток для канареек. Все семьи держали скот, имели земельные наделы, сады, огороды. Средоточием жизни был храм Рождества Пресвятой Богородицы, барятинские прихожане отличались крепкой верой. Церковные службы женщины посещали весьма усердно, мужчины предпочитали исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин Великим Постом и по большим праздникам. Дети получали начальное образование в церковно-приходской школе с библиотекой при храме, преподавал служащий священник.
В Барятине дважды случались большие пожары: 28 мая 1870 года выгорело 10 крестьянских дворов (после свадьбы), 8 июля 1790 огонь уничтожил 14 домов. Однако погорельцы отстраивались, нищих не было. Полностью доклад будет опубликован на монастырском сайте «Киновия».
Завершилась конференция обсуждениям текста резолюции. В ней одобрено издание сборника докладов и дан ряд рекомендаций для более широкой популяризации краеведческих знаний. Участники попросили добавить в неё предложение к руководству Дзержинского района изменить название района. Феликс Дзержинский – одиозная личность в истории страны, это имя ассоциируется с самыми негативными действиями советской власти, сталинскими репрессиями, гонениями на Православную Церковь. Почему, наконец, райцентр носит одно имя, а район – другое, непонятно.
Одновременно было высказано и предложение по изменению названия села «Льва-Толстого»», именно так написано на дорожном знаке. А в быту чаще звучит ещё нелепее: «Лев Толстое». На вопрос: “Куда едешь?” Вам ответят: “Во Льва”. Родное название села – Тихонова слобода утрачено при закрытии монастырей. Сейчас монастырь Свято-Успенская Тихонова пустынь возрожден, пора и селу вернуть старое имя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *