История

Обретение

Икона Божией Матери «Ломовская» по преданию обретена в водах реки Угры. Разломанные части образа, ничем не скрепленные, плыли вместе, этим объясняется её название. Издавна широко почитается в Калужской земле и за её пределами, благодаря множеству исцелений и чудес.

Чудотворный образ Божией Матери «Ломовская»

В Калужской областной библиотеке имени В.Г. Белинского хранится книга «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба», составленная подполковником М. Попроцким и изданная в 1864 году. В этом труде на стр. 7 подтверждается дата окончания строительства Барятинского храма – 1796 год, а на 17-й странице упоминается наша икона в следующем контексте: «В некоторых церквах есть иконы, особенно чтимые богомольцами, а именно: …в с. Рождествине (Ныне пос. Товарково) икона Божией Матери Ломовской…»

Чудотворный образ Божией Матери «Ломовская»

В 1876 году иеромонах Леонид (Кавелин) в своей книге «История Церкви в пределах нынешней Калужской губернии» сообщает: «В селе Рождества нынешнего Медынского уезда находится прославленный образ Божией Матери, именуемый «Ломовской».

Первым местом пребывания иконы был древний деревянный храм во имя Рождества Христова. Рядом с ним в 1906 году усилиями священника Сергия Комарова и московского фабриканта Ивана Орлова, вышедшего из местных крестьян, возведен каменный храм. В подписных листах, сохранивших имена жертвователей, стоит и дорогое для православных христиан имя прот. Иоанна Сергеева – святого праведного Иоанна Кронштадского, внесшего 100 рублей на строительство храма рядом с местом обретения иконы. Это свидетельствует о том, что святой знал о чудотворном образе Божией Матери «Ломовская».

В 1898 году на противоположном от села Рождества берегу открылась Свято-Никольская женская обитель, основанная иеромонахом Герасимом. В ней с девических лет подвизалась монахиня Ангелина (Фролова), которая сберегла святой образ в годы гонений. Свято-Никольский монастырь в 20-е годы прошлого века был закрыт, полностью разорен и ныне не существует. Некоторым монахиням, сосланным в лагеря, удалось вернуться, среди них была и мать Ангелина.

Поселились они неподалеку от Христорождественского храма, а после закрытия остались жить в том же маленьком домике, пряча в шифоньере завернутую в простынное полотно икону. Во время наступления немцев в 1942 году все жилые дома в селе Рождество были уничтожены, но храм, подвалы которого стали убежищем от шквального огня,  уцелел и сохранил жизнь монахиням, прятавшимся здесь вместе с чудотворным образом. После войны он был открыт, и вновь многие верующие из Москвы, Калуги, других городов и сел России приезжали поклониться и попросить помощи у Небесной Заступницы перед Ее чудотворным образом. Более десяти лет звучала в храме молитва, но в 50-годы его снова закрыли.

Чудотворный образ Божией Матери «Ломовская»

Долгое время мон. Ангелина как прежде прятала икону у себя в доме. В 1972 году по просьбе настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы, ныне епископа Аркадия (Афонина) она передала святыню в Барятино и через четыре года в возрасте 83 лет мирно отошла ко Господу.

Дата обретения иконы Божией Матери «Ломовская» пока остается неизвестной, но если взять во внимание форму некогда принесенных в дар Матери Божией и прикрепленных к ризе крестов, можно предположить, что она была почитаема староверами, которые, как известно, признают только дониконовские иконы.

Второе обретение

Насельницы монастыря свидетельствуют о многочисленных случаях оказания чудесной помощи после молитвенных обращений к Царице Небесной. Из них самым известным и имеющим наибольшее число свидетелей является факт возвращения иконы после ограбления храма, совершенного в ночь Индикта 1997 года.

Святотатцы взломали южные металлические врата и проникли в четверик, разбив стеклянное оконце во второй, деревянной, двери. Не станем перечислять, что они похитили. Предметы церковной утвари, богослужебные книги, другие иконы, все можно восполнить, кроме главной святыни – чудотворного образа Божией Матери. Двоих грабителей скоро поймали, а третий, скрывшийся в Казахстан, оказался для милиции недосягаем. Матушка настоятельница поехала в Оптину Пустынь к схиигумену Илию с вопросом, как жить с такой бедой. Батюшка ответил просто: «Горе горюйте, а дело делайте». Вернувшись из Оптиной, игумения передала сестрам благословение старца, а от себя добавила: «Вот вернется икона, сразу службу Матери Божией составим».  

Так и жили: постились, плакали, молились… Прошло немногим больше полутора лет. 3 мая 1999 года начали составлять службу, хотя никаких известий об иконе не поступало. Но 4 мая вечером позвонил настоятель храма из г. Юхнова: «Я вчера купил в Калуге икону, очень похожую на вашу, украденную. Приезжайте посмотреть!»
Боялись поверить. Однако утром 5 мая поехали в Юхнов. В храме на аналое лежала икона,  убранная цветами.  Наша, родная! Серебряная риза и золотое шитье были сняты, украдены, и мы впервые увидели разлом правее лика Спасителя. Впрочем, и без этой неоспоримой приметы ошибку следовало сразу исключить: неканоническое письмо, живопись делает икону легко узнаваемой. Батюшка рассказал, как 3 мая он зашел посмотреть оклады для икон в небольшом магазине антиквариата на Калужском рынке и увидел нашу икону среди прочих выставленных на продажу. Попросил показать ближе и осторожно спросил, не краденая ли она. «Нет, – заверил  продавец, – бабулька принесла, платите 300 рублей, и она ваша». Батюшка заплатил, но не забрал, так как был без машины. На другой день помчался в Калугу, взял икону, вернулся в  храм  и позвонил в Барятино.

25 июня вновь обретенный образ Матери Божией вернулся в обитель. Такого праздника в Барятине не было никогда. Духовенство, монашествующие, многочисленные гости, прихожане, паломники под ликующий колокольный звон вышли далеко за деревенскую околицу навстречу святыне. Икону доставил в Барятино викарий Калужской епархии епископ Георгий. Её несли по дороге, устилаемой живыми цветами для Матери Божией, возвращавшейся в родной дом. Храм не смог вместить всех участников крестного хода. Накануне на всенощном бдении и утром на Божественной литургии впервые звучали стихиры, тропарь, кондак, величание, канон, молитва Божией Матери из написанной к празднику службы. Слезы радости блестели на лицах молящихся. После литургии и благодарственного молебна люди прикладывались к иконе и молились перед чудотворным образом допоздна.

Милостью Божией после возвращения чудотворного образа в нашем храме произошли большие и давно желанные перемены. Сделан капитальный ремонт, закончена роспись всех помещений, что при нашей бедности тоже можно отнести к чуду. Перед образом Матери Божией «Ломовская» снова множество подарков от благодарных просителей, чьи молитвы услышаны и прошения исполнены.

История прославления

Материалы к прославлению собраны. Не хватает свидетельств чудотворений

Тропарь, гл. 1-й

Речными струями древле дориносима/ икона Твоя, Богродице Дево,/ благодати струи источает обильно/ верою и любовию молящим Ти ся./ И мы, на ню взирающе со слезами вопием:/ радуйся Небесная Царице!/ Радуйся земли нашея покров и Заступнице,// радуйся Невесто Неневестная.

Кондак, глас 6

Пресвятая Владычице Богородице,/ земли нашея покров и Державное заступление,/ пречудную Твою икону явила еси,/ от неяже приемлют исцеления,/ в скорбех утешение и спасения надежду/ с верою Тебе молящиися и с любовию вопиющии:/ радуйся, Небесная Царице.

Величание

Достойно есть величати Тя, Богородице,/ земли Русския Царицу небесную/ и людей православных/ Владычицу Державную.


Встреча 1999 года


Празднование

Служба

Чудотворный образ Божией Матери «Ломовская»
Служба “Ломовской”

Чудотворный образ Божией Матери «Ломовская»
Тропарь, Кондак и Величание

Чудотворяй иногда

Исцеление таи

В октябре 1994 года у нашей дочери Таисии обострилась хроническая болезнь, при которой стремительно нарастает содержание ацетона в крови. Рецидивы случались и раньше, но тогда мы жили в Жуковском, под Москвой. Этот был первым после переезда в деревню Люблинку, где начинали ладить фермерское хозяйство.
Вечером повезли дочь с сорокоградусной температурой в Кондрово, в районную больницу. Врач назвал ее состояние несовместимым с жизнью, но не назначил лечение из-за отсутствия реактивов для установления точного диагноза. Мы отвезли Таю домой, я осталась с ней, а муж поехал в Барятино просить монахинь помолиться.
Телефона у нас еще не было, до монастыря — 25 километров, грузовик старый, ненадежный, а Тае становилось все хуже. От высокой температуры дочка потеряла сознание, мне казалось, она уходит от нас. Сколько это длилось, не помню.
Вдруг Тая открыла глаза и внятно сказала: «Мама, у меня все прошло». Я решила, что она бредит. В следующую минуту дочь села на постели и сознательно подтвердила, что здорова. Действительно, температура упала, а Тая выглядела свежей и веселой.
Вскоре вернулся Валерий и рассказал, что приехал в монастырь к концу вечерней службы, попросил монахинь помолиться перед чудотворной иконой Божией Матери «Ломовская». По времени молитва совпала с внезапным выздоровлением дочери.
Этим рассказом я свидетельствую о чуде исцеления, явленном от нашей любимой иконы по молитве сестер Богородично-Рождественской девичьей пустыни. Прошло почти 11 лет, дочь вышла замуж, растит двоих сыновей и дочь, рецидива болезни не было.
АЛЛА ИСАЕВА, ФЕРМЕР, ПРИХОЖАНКА ХРАМА 
РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В С.БАРЯТИНЕ С 1993 Г.

…На пороге стоял её Владимир

В одну московскую семью пришла беда — странно, непонятно заболел муж, в старину такой недуг, вероятно, называли разслаблением. Лекарства не помогали, и жена, следуя совету недавно воцерковившейся подруги, стала ездить по святым местам, подавать записки, заказывать сорокоусты о здравии тяжко болящего Владимира.

В наш храм Татиана попала случайно. Приехав помолиться в Малоярославецкий женский монастырь, узнала, что игумения отправляет в Барятино автобус с певчими на монашеский постриг. Сестры радовались возможности приложиться к чудотворному образу Божией Матери «Ломовская», и московская паломница попросилась ехать с ними.

Как проходил постриг, Татиана не видела и не слышала — стояла в слезах перед иконой. Вернувшись в Малоярославец, сразу поспешила на московскую электричку. Домой добралась поздно, не помня себя от усталости. Подойдя к дверям, машинально нажала на кнопку звонка, но тут же спохватилась — мужа оставила одного в квартире лежащим как тряпочка. Пока вылавливала ключи из сумки, услышала шаги за дверью. Испугать­ся не успела, щелкнул замок — на пороге стоял ее Владимир.

С тех пор прошло десять счастливых лет. Супруги Рябовы не часто, но приезжают в наш храм, вместе стоят перед иконой, радостные, благодарные. Владимир работает, здоров и несмотря на седину выглядит моложе своих сверстников.

Записано со слов Татианы Рябовой в 2005 году.

Проснулась здоровенькой

Однажды во время уборки перед вечерней службой двери храма с шумом распахнулись и вбежала женщина с ребенком на руках, ее сопровождали какие-то не очень трезвые люди. Ни о чем не спрашивая, она бросилась к иконе Матери Божией и припала к чудотворному образу, закрыв его тельцем младенца, после чего все вышли столь же поспешно.

Спустя несколько месяцев мы услышали рассказ мальчика из с. Маковцы, пришедшего с бабушкой убирать храм к Пасхе:

— Моя сестренка шибко хворала. Врачи сказала: помрет ваша Катька, и мамка забрала ее домой. Она лежала вся красная, не открывая глазки. Вдруг мамка схватила Катьку и потащила сюда, в церковь. Приткнула лбом к иконе и домой унесла. Катька спала два дня. проснулась здоровенькой.

В 2004 году фельдшер с. Маковцы Нина Анатольевна Ефимчук подтвердила факт исцеления младенца в 1997 году, Девочка родилась недоношенной, Любаша, так звали мать, пила и курила до и после родов, дом превратила в притон для бомжей. Вряд ли осознала, чьим высочайшим заступничеством даровано здоровье дочери, потому что в храм больше не приходила. Недавно мы узнали, что она скончалась от туберкулеза на больничной койке, а Катя определена в детский дом.

1997 г.

Данилка пошёл! Данилка заговорил!

В семье протоиерея Алексея Карпова (г. Мосальск) младший сын имел очень ограниченные физические возможности, как объясняли медики, по причине родовой травмы. Батюшка со старшими детьми неоднократно посещал Барятино, маленького Данилку не брали из-за дальней дороги. Малыш оставался с бабушкой, которая в нем души не чаяла и верила, что немощные ножки окрепнут и мальчик пойдет. Однако ни массажи, ни мази, ни новейшие приспособления для обучения ходьбе не помогали.

Данилка подрастал. И вот уже детскую прогулочную коляску сменило инвалидное кресло. Всегда грустный, он не умел капризничать, даже когда временами очень тяжело болел. Не говорил, но его молчание никого не тяготило, любящим сердцам слова не нужны. Особенно хорошо мальчик чувствовал себя в церкви, без сомнения, он знал Бога и Бог знал его.

Однажды батюшка привез-таки малыша в наш храм. Возле иконы Матери Божией «Ломовская» поднял из кресла, и Данилка прильнул к чудотворному образу. Вечером уехали, а на другой день из Мосальска позвонили: «Данилка пошел! Данилка заговорил! Благодарим Матерь Божию!»

Бабушка, родители и старшие дети радовались происшедшему чуду, но сам виновник их ликования, казалось, не стремился часто пользоваться открывшимися возможностями. Смотрел, как играют в догонялки братья, и вдруг обращался требовательно: «Сядь!» Он по-прежнему любил тишину, уединение и вел себя, как старец-отшельник, который превыше всего ценит возможность молиться.

В семь лет Данилка в очередной раз тяжело заболел ангиной, и Господь забрал Свой маленький, но спелый колосок.

2001 г.

«Посылает женихов»

Приезжая женщина, купив несколько иконок нашей Матери Божией, сказала, что хочет сделать пожертвование. Так мы познакомились с москвичкой Ольгой Бондаренко и узнали еще об одном чуде.

О храме в Барятине Ольге рассказала подруга, мол, есть там чудотворная икона, которая «посылает женихов». И хотя дочери только-только 14 исполнилось, мама поехала молиться, загодя просить для подрастающей невесты веры, красоты и православного жениха. В монастыре ей очень понравилось, собиралась еще приехать вместе с дочкой, но не получилось.

К 18 годам девочка расцвела. От женихов не было отбоя. А она ни на кого не смотрит, от компьютера не отходит. Жениха нашла по Интернету. Но Ольга уверена, что именно Матерь Божия его послала, потому что парень из православной семьи, Наташу любит, заботливый. Поженились, ребенок родился, ждут второго. И все бы хорошо, да что-то начались ссоры у молодых. Бабушка видела, что виновата Наташа. Тут и вспомнила, что не съездила поблагодарить Матерь Божию. Приехала, чтобы исправить ошибку и попросить Царицу Небесную сохранить семью, ведь браки совершаются на Небесах, даже если непослушные девчонки находят женихов по Интернету.

Июнь 2002 года.

P.S. После знакомства с Ольгой Бондаренко мы задумались, откуда в Москве знают, что в Барятине можно вымолить жениха, и вспомнили, как в году 1995-м ездила к нам женщина с многочисленными московскими друзьями, у которой дочка рвалась в монастырь, а мама молилась о ее замужестве, даже обещала подарить для украшения иконы золотой крестик с цепочкой, если паломничества завершатся свадьбой. И подарила. И всем потом рассказывала о чудесной силе нашей иконы, и приглашала в Барятино.

«Проси Её о чём хочешь»

Я — врач с большим стажем и, когда увидела у себя симптомы онкологического заболевания, в панике, поздно вечером помчалась в монастырь, в с. Барятино.

До сих пор стыдно за свою истерику, слезы, пафосные речи, но такова была сила страха. Мне был дан урок христианского отношения к смерти, к болезни. Меня не обнадежили, но я успокоилась. «А теперь,— сказала матушка Феофила, — пойди и приложись к иконе, нашей Спасительнице, попроси Ее о чем хочешь.» Я так и сделала, а потом снова со слезами убежала из храма. В ожидании машины я посмотрела издали на храм: по куполу и колокольне бегали голубые огоньки.

Дома легла спать и спокойно проспала почти 18 часов.На следующий день при обследовании в онкодиспансере мне объявили, что атипичных клеток не найдено. Это было 28 ноября 2004 года.

Наталия Шелепина, г. Кондрово.

Зачёт по математике

Надежда Семичева приехала из Калуги поблагодарить Матерь Божию за помощь сыну-студенту. Парень не любил математику, поэтому выбрал гуманитарный факультет. Однако после первого семестра институт получил статус академии, что повлекло изменение учебной про­граммы — в ней появилась высшая математика. Посетив несколько лекций, сын приуныл и решил бросить учебу. Узнав о его намерениях, мама стала чаще ходить в храм, а на праздник Вознесения Господня приехала в монастырь помолиться перед чудотворным образом и попросить заступничества Матери Божией.

Сдавать зачет по ненавистной математике сын отправился только из послушания. Всем дали индивидуальные задания. Он повертел свой билет и отложил на краешек стола, потом от нечего делать прочел задание в билете соседа. И вдруг понял: задачи очень похожие, значит и решения аналогичные. Записал словно под диктовку, сдал работу, получил зачет. Через несколько дней счастливая мама поехала в Барятино благодарить Заступницу Усердную и дочку взяла с собой, чтобы знала, где помогают сдавать экзамены.

Июнь 2002 г.

Неожиданно икона изменилась

Калужанка Валентина Мавричева приезжала к иконе Божией Матери «Ломовская» задолго до открытия в Барятине монастыря. Потом вышла замуж и уехала с мужем в Италию. Долго не имела возможности поклониться любимому образу, но в 2004 году Матерь Божия явила особую милость супругам Скадджианте. Вот их рассказ:

— 25 июня 2004 года мы приехали в наш любимый Барятинский монастырь на праздник иконы Божией Матери «Ломовская». Народу было очень много, на Божественной литургии мы оказались прямо перед левым клиросом, где расположен киот с иконой, и сподобились чудесного явления.

Неожиданно икона изменилась, стала объемной. Матерь Божия и Младенец ожили: глаза светились, взоры были обращены на нас, волосы, кожа — все было живым, даже одеяние выглядело не плоским, а пошитым, складки риз струились, передавая очертания фигур. Это видели и стоящие рядом люди, начали перешептываться, предлагали друг другу смотреть на икону. Верилось и не верилось, что мы, грешные, удостоились такого видения.

Свидетельство Валентины и Оливьеро Скадджианте подтвердили также калужанка Л.А.Тимофеева и еще десять прихожан.

Июнь 2004 г.

Колодец в Спасе

В этот же день, 25 июня 2004 года, поздно вечером в дверь келейного корпуса позвонили. На крыльце стояла женщина с двумя огромными букетами цветов:

— Разрешите поблагодарить Матерь Божию за помощь, откройте, если можно, храм…

Пока ставили цветы в вазы, гостья не отрывала глаз от иконы.

Потихоньку успокоилась, мы познакомились. Жительница Воротынска Наталия Александровна Морозова утверждала, что Матерь Божия помогла ей в устройстве колодца на даче в селе Спас.

Накануне, 24 июня, как полагается перед началом большого дела, Наталья Александровна помолилась и попросила о помощи, обратившись, впервые, именно к иконе Божией Матери «Ломовская», полученной давно в подарок от незнакомого священника, к которому подошла под благословение. Утром 25 июня приехали рабочие, долго копали колодец, а когда опустили привезенные железобетонные кольца, увидели, что их не хватает. Хозяйка запаниковала: пятница, конец рабочего дня, пока доеду до Калуги, никого на месте не застану, где машину найду?!..

Однако все получилось как нельзя лучше. Поехала, успела выписать и оплатить недостающие кольца вкупе с доставкой. Перед уходом из бухгалтерии почувствовала на себе чей-то настойчивый взгляд и, обернувшись, увидела на столе у стены точно такую же икону Божией Матери «Ломовская», у которой просила помощи.

— Я сразу все поняла. Собрали с дочкой первую созревшую клубнику — вот мисочка, срезали цветы и поехали в Барятино благодарить за чудесную помощь.

25 июня 2004 года.

Вымоленная вера

Молодая калужанка Ольга Никитина обратилась с просьбой крестить в нашем храме дочку. Мы спросили, почему именно здесь, и вот что услышали:

– Пять лет назад я вышла замуж. Детей не было. Обращалась к врачам, но безрезультатно, никто не мог мне помочь, пока друзья Люда и Слава Дмитриевы не посоветовали съездить к чудотворной иконе Божией Матери «Ломовская», сами же и привезли сюда. Я никогда раньше не молилась. Ни одной молитвы на память не знаю, но тут не могла отойти от иконы, плакало сердце. Спустя два месяца поняла, что просьба услышана. Родилась дочка, мы назвали ее Верой, потому что появи­лась она только благодаря вере.

– Вы воспринимаете рождение дочери как чудо?

– Не знаю, просто радуемся, что она у нас есть, и благодарим Матерь Божию за наше счастье.

Матерь Божия подарила долгожданного ребенка и помогла молодым родителям принять величайший Божий дар — веру. Ольга и Михаил раньше заходили в храм, ставили свечи и уходили. Сейчас они имеют твердое намерение воцерковиться, чтобы семья стала малой Церковью, а дочка выросла истинной христианкой.

Июнь 2004 года.

Солнышко не успело зайти…

Мои родители купили дом в селе Маковцы, таким образом, мы, москвичи, стали прихожанами храма Рождества Пресвятой Богородицы и почитателями его главной святыни — иконы Божией Матери «Ломовская».

В одну из майских суббот после литургии мы попросили помощи у Царицы Небесной на труды — намеревались в этот день съездить в Калугу присмотреть мебель для дачи и посадить картошку. Удивительно, у нас все получилось. В первом же мебельном магазине нашли и диван, и кресла, и все остальное, быстро заказали машину, водитель, верующий молодой человек, помог погрузить и выгрузить. Оставалось посадить картошку. В назначенный час пришли соседи с лошадью, привели с собой своих соседей — на селе принято сажать-убирать всем миром, и вот уже наш огород ничем не отличается от других, тоже покрыт коричнево-полосатым ковром свежевспаханной земли.

Солнышко не успело зайти, как сели за стол. Родители и гости обсуждали, сколько дел вместил в себя этот день: и в храме помолились, и дом новой мебелью обставили, и с огородом управились. А чему тут удивляться? Матерь Божия не посрамила упования на Нее, вот и все.

Послушник Кирилл (Калганов) 
Троице-Сергиева Лавра.2004 г.

Живое чудо

Возле нашего храма растет живое чудо — цветущая зимой верба. Барятинские старожилы рассказывали, что в канун праздников, связанных с событиями в жизни Спасителя и Пресвятой Богородицы, в полночь почки лопались, освобождая нежные пушинки, а к утру якобы закрывались.

Впервые мы увидели это во время Рождественского богослужения в 1996 году. Поздним вечером дерево ничем не отличалось от соседних, а после полуночи словно кто-то очень высокий и щедрый подбросил ввысь горсть серебра и крохотные монетки примерзли к веткам.

Прошел год, уже не только сестры, но и многие прихожане, приехавшие на Рождественскую службу, прежде чем зайти в храм, поглядывали на вербу в ожидании чуда и, ничего не увидев, спешили в тепло. Честно сказать, мы испытали смущение: вдруг Матерь Божия наказала за любопытство и верба больше никогда не распустится. Решили не докучать назойливым интересом, однако Сретение Господне вместе с потеплением (минус 20 все же не минус 30, как было на Рождество) утешило разгадкой: в стужу она днем и ночью укрывала свое серебро в  пушистом инее.

После пережитого горя (ограбление храма в 1997 году) и счастья возвращения чудотворного образа Божией Матери (1999 г.) мы как-то забыли о вербе, и только в декабре 2001 года после всенощной под праздник свт. Николая сестры вдруг заметили знакомые пушинки на ветках. На следующий год верба зацвела еще раньше — в праздник иконы «Всех скорбящих радость» — 5 ноября, а в 2003 году — на Введение во храм Пресвятой Богородицы. В 2004 году несколько веточек проснулись в конце ноября, остальные  в течение всей зимы.

В поселке Товаркове на берегу Угры у моста, где по преданию обретена наша чудотворная икона, тоже зимой цветет верба. Кто и когда посадил ее. неизвестно. А вот история нашей открылась в феврале 2000 года, когда в обитель поступила жительница с. Барятина Елизавета Канарейкина (в девичестве Жажина).

Перед смертью баба Лиза, так звали одну из любимых всеми сестрами стареньких прихожанок, обратилась к матушке игумении с просьбой похоронить ее в родительской могиле возле храма и услышала предложение поселиться в обители. Через несколько дней после переселения в келью баба Лиза слегла. Врачи настояли на якобы несложной операции, после которой боль действительно отступила (что казалось невероятным при онкологическом диагнозе), на щечки вернулся чистый детский румянец и баба Лиза светилась, как пасхальная лампадка.

Чтобы подготовить прошение, попросили ее рассказать о себе, родителях, чем жило раньше наше село, в котором никогда не было колхоза, однако пострадавших от коллективизации — без счета. У Ивана Яковлевича и Евдокии Захаровны Жажиных забрали лошадей, корову, мать поднимала пятерых деток одна. И все же Елизавета хорошо помнила, как ходили в храм всей семьей, как молились дома. По месту захоронения отца (рядом со входом в храм) можно предположить, что его уважали в Барятине. Эта могила спустя годы стала маминой и одного из братьев. Она посадила на ней ветки вербы, освященные в Праздник ваий и пустившие корни, справа от креста и несколько лишних — в ограде своего дома на краю села. Деревца прижились, разрослись, в одно время сияют неурочным серебром, на Рождественскую службу баба Лиза часто приходила с букетом распустившейся вербы.

16 марта 2000 года Елизавета Канарейкина приняла постриг в мантию и была наречена монахиней Еленой, 6 апреля за 15 минут до начала Всенощного бдения на Благовещение Пресвятой Богородицы она тихо отошла ко Господу, похоронена в родительской могиле под раскидистой вербой возле храма Рождества Пресвятой Богородицы.

                                                                                                           2005 г.

Расскажите о Вашем чуде по молитвам перед иконой Богородицы «Ломовская»